Анализ прибыли и рентабельности, и их роль в финансовой устойчивости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
· изучить прибыль как экономическую категорию и виды прибыли;
· определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
· выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на КФХ Кузнецов;
· проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на КФХ Кузнецов

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Цели,задачи информационная база анализа прибыли..………………….5
2.Анализ состава и структуры финансового результата .………………... 10
3. Факторный анализ прибыли от продаж………………………………….12
3.1.Анализ группы показателей рентабельности…………………………..16
3.2.Пути и методы увеличения прибыли и
рентабельности на сельхозпредприятии КФХ Кузнецов …………….19
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………. .25
Приложение……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая фин анализ.docx

— 74.90 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Пути и методы увеличения  прибыли и рентабельности на  сельхозпредприятие.        

          Исходя из определения, рентабельность — показатель, отражающий насколько эффективно предприятие ведет свою производственно-финансовую деятельность.  И вне зависимости от того, на базе чего рассчитывается рентабельность, факторы ее роста зависят от единых экономических явлений и процессов.        

 Это, прежде всего:

· совершенствование системы  управления производством в условиях рыночной экономики;

· повышение эффективности  использования ресурсов предприятия;

· совершенствование системы  управления оборотными средствами, четкое определение источников их использования.         

 При анализе путей  повышения рентабельности важно  разделять влияние внешних и  внутренних факторов.  Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.     

 Доходность предприятия  по производству продукции рассматривается  как коэффициент соотношения  цен единицы продукции и единицы  ресурса. Данное соотношение называют финансовой производительностью; оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на них). Соотношение величин объема производства и объема ресурсов принято называть промышленной производительностью.        

 Крупные предприятия  главное внимание обращают на  проблемы контроля за изменениями  промышленной производительности  и стараются понижать роль  внешнего фактора, или финансовой  производительности. Дело в том,  что одним из условий процветания  предприятия является  расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цен за предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, то есть за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов — машин, оборудования и т.д.        

 На  КФХ Кузнецов, главным фактором не роста, а хотя бы не снижения уровня рентабельности должна стать работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно — росту прибыли.  В частности, если рассматривать состав себестоимости, то необходимо стремиться к экономии расхода таких ресурсов, как мука, вода, электроэнергия, газ, а также к снижению показателя брака, который в структуре себестоимости занимает 1,5% (228 млн. руб.)  

        Показателем, характеризующим деятельность предприятия по снижению уровня себестоимости является затраты на один рубль товарной продукции.  Рассчитывается он:

 

 

 

   На  КФХ Кузнецов он составил 0,91 коп.и 0,93 коп. соответственно за девять месяцев 2010  и 2009 гг., что демонстрирует рост затрат на производство и говорит о не вполне эффективной работе управленческого персонала.           

      Одним из факторов, способным реально повлиять на рост рентабельности, на этом предприятии может стать уменьшение остатков нереализованной продукции. Это может произойти во многом из-за того, что в остатках велик удельный вес наиболее рентабельных изделий.        

 Таким образом, на  КФХ Кузнецов резервы роста рентабельности еще существуют.  Но с учетом того, что рентабельность продукции на  КФХ Кузнецов напрямую зависит от изменения себестоимости, а отпускные цены не всегда можно устанавливать на желаемом уровне, так как всегда существуют спросовые ограничения по цене, то можно предположить, что рентабельность можно увеличить за счет более эффективного использования ресурсов, а также внедрения нововведений, обеспечивающих снижение затрат.        

        В настоящее время, когда в стране наблюдается диспаритет цен, (не раз отмечавшийся Президентом РФ) в том числе вследствие действий монополий, всякое изменение уровня цен на входные ресурсы находят отражение не сразу, а с определенным лагом; либо соответствующего изменения не происходит вовсе.  Однако стоит отметить, что роль ценовой политики со временем будет неуклонно падать, по отношению к таким мерам воздействия, как товарная, сбытовая и стимулирующая политика.  Возникает необходимость разработки и внедрения качественной маркетинговой стратегии развития предприятия, которая должна включать действия по сегментации рынков сбыта, поиску рыночных “ниш”,  совершенствованию качества товаров; то есть предприятие должно переориентировать свою деятельность на конечного потребителя.         

 Таким образом, напрашивается  вывод о том, что  КФХ Кузнецов, производящее продукцию массового потребления в целях роста прибыли и рентабельности должно стремиться к:

· уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;

· уменьшению остатков нереализованной  продукции;

· ускорению оборачиваемости  оборотных средств;

· снижению затрат на рубль  товарной продукции;

· росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения  цен на продукцию;

· увеличению в номенклатуре продукции доли более рентабельных изделий.

На мой взгляд,  увеличить прибыль предприятия Бунина, возможно предприняв ряд определенных мер, тем более что отрасль и вид деятельность предпринимателя позволяют это:      

1. Повышение технического  уровня производства. Это внедрение  новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация  производственных процессов; улучшение  использования и применение новых  видов сырья и материалов; изменение  конструкции и технических характеристик  изделий; прочие факторы, повышающие  технический уровень производства.     

2. Совершенствование организации  производства и труда. Снижение себестоимости и увеличение прибыли предприятия может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.   

3. Изменение объема и  структуры продукции, которые  могут привести к относительному  уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному  уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента  продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не  зависят непосредственно от количества  выпускаемой продукции. С увеличением  объема производства их количество  на единицу продукции уменьшается,  что приводит к снижению ее  себестоимости.

Изменение номенклатуры и  ассортимента производимой продукции  является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных  изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные  с совершенствованием ее структуры  и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.      

4. Улучшение использования  природных ресурсов. Здесь учитывается:  изменение состава и качества  сырья, что для работы с природным  материалом имеет важное значение; способов обработки сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.    

5. Отраслевые и прочие  факторы. К ним относятся: ввод  и освоение новых цехов, производственных  единиц и производств, подготовка  и освоение производства в  действующих объединениях и на  предприятиях; прочие факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

             Проведенный в курсовой работе  анализ показывает, что прибыль  является составным элементом  рыночных отношений.  Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий.         

 Изучение социально-экономической  сущности прибыли имеет первостепенное  значение для рассмотрения источников  ее формирования, влияния на нее  различных производственных и  непроизводственных факторов, разработки  системы распределения, формирования  основных направлений деятельности  предприятия.        

 В результате анализа  деятельности  КФХ Кузнецов было выявлено, что по сравнению с аналогичным периодом 2009 года за 9 месяцев 2010 года произошло ухудшение основных финансовых показателей.         

 Прибыль от реализации  товарной продукции уменьшилась  на 164058 тыс. руб. (на 11,77%) и составила  1229741 тыс. руб.; балансовая прибыль  сократилась на 499921 тыс. руб. (на 35,71%), составив 899836 тыс. руб.;  чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (на 39,39%), составив 564862 тыс. руб. Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций составило -329905 тыс. руб.        

 Прибыль от реализации  товарной продукции находится  под влиянием ряда факторов  — изменения в уровне отпускных  цен, объеме производимой продукции,  себестоимости, структуре производимой  продукции. Однако наиболее значительно  на прибыль от реализации воздействуют  два фактора — изменения отпускных  цен и изменение себестоимости  продукции, влияние первого фактора  увеличило прибыль от реализации  на 4252671 тыс. руб., второго уменьшило  последнюю на 4199209 тыс. руб.        

 Качественный анализ  демонстрирует, что прибыль от  реализации товарной продукции  на  КФХ Кузнецов возрастает лишь за счет фактора изменения цены.        

 При анализе рентабельности  продукции  КФХ Кузнецов было выявлено, что данный показатель напрямую зависит от изменения цен на продукцию и уровня себестоимости. За счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%.  Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.        

 Анализ деятельности  КФХ Кузнецов продемонстрировал,  что рентабельность производства за анализируемый период снизилась на 2,22% что явилось следствием падения рентабельности продукции и ухудшением использования оборотных средств.        

 Неудовлетворительным  следует признать также пути  распределения чистой прибыли  на предприятие.  Из-за того, что практически вся она используется на потребление, не образуется фонд накопления, вследствие чего не реализуется инвестиционная политика. На данные цели направляются лишь амортизационные отчисления, которые не способны создать условия для расширенного воспроизводства.         

   Таким образом, в целях совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли и повышения рентабельности рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить:

· повышение эффективности  использования ресурсов предприятия;

· совершенствование системы  управления оборотными средствами;

· уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;

· уменьшению остатков нереализованной  продукции;

· ускорению оборачиваемости  оборотных средств;

· снижению затрат на рубль  товарной продукции;

· росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения  цен на продукцию;

· совершенствование системы  управления производством;

Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности  деятельности предприятия в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 
1 Абрютина М.С.,Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие.-3-е издание, переработанное и дополненное. -М. :Издательство «Дело и сервис»,2004.

2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие / Под. общ. ред. Л.Л. Ермолович. 2001.

3. Игнатущенко В.В. Оценка  качества прибыли // Деловой партнер. - 2000. - №7 

4. Астринский Д., Напоин В. Экономический анализ финансового положения предприятия /Финансы/ 2001, № 12

5. Парушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. – 2005. - № 5.

6. Финансы, Под ред. В. М. Родионовой. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005

7..Сводка социально-экономических  показателей по КФХ Кузнецов за 9 месяцев 2010 года.

8.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:, ИНФРА-М, 2007

9.Мерзликина Г. С., Шаховская Л. С. Оценка экономической состоятельности предприятия. – М., 2005

10..Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 2002.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности, и их роль в финансовой устойчивости предприятия