Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:47, курсовая работа
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, так как эти звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.
Исследование экономических процессов начинается с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы. К характерным особенностям метода экономического анализа относятся выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями, которые определяются объективными условиями производства и обращения товаров. Рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надежной базой для экономического анализа а, следовательно, и для принятия оптимальных управленческих решений.
Введение. 3
1. Оценка эффективности деятельности предприятия. 5
1.1.Понятие и классификация расходов. 5
1.2 Сущность и формирование расходов по обычным видам деятельности. 9
1.3. Понятие себестоимости и ее виды. 14
1.4. Показатели уровня и динамики себестоимости единицы продукции. 18
1.5.Обобщающие показатели уровня и динамики себестоимости продукции. 22
1.6. Методика анализа расходов по обычным видам деятельности (себестоимости продукции, работ, услуг). 25
2. Анализ формирования расходов организации. 31
2.1.Анализ состав, динамики и структуры расходов организации. 31
2.2.Анализ динамики и структуры расходов по обычным видам деятельности. 33
2.3 Расчет показателей ресурсоемкости продукции. 35
2.4.Анализ прочих расходов. 39
2.5.Резервы снижения себестоимости. 41
Заключение. 43
Список использованной литературы. 46
уровнях себестоимости
рассматриваемый период времени
Изменение издержек производства зависит не только для внутренних, но и внешних для организации факторов, а именно от изменения цен на сырье, материалы, тарифов на энергию и услуги. Поэтому при анализе деятельности организации интерес представляет исчисления индекса себестоимости продукции в сопоставимых с базисным периодом условиях. Этот индекс покажет изменение себестоимости только под влиянием внутренних для организации факторов:
I =
В числитель индекса вносится поправка ( ) на сумму удешевления (+ ) или удержания (- ) элементов материальных затрат (стоимости использованных в производстве сырья, материалов, топлива, энергии, услуг).
Показатель затрат на 1 руб. произведенной продукции исчисляется как отношение полной себестоимости продукции к ее стоимости. Используя прежние обозначения, показатель затрат на 1 руб. произведенной продукции может быть выражен следующим образом:
h=
Этот показатель может быть интерпретирован, во-первых, в точном соответствии с его названием как сумма затрат, необходимых для производства 1 руб. продукции (например, если h = 0.8, то это означаем, что производство 1 руб. продукции обходиться предприятию в 80 коп.); во-вторых, как относительная величина , характеризующая структуру стоимости продукции. Показатель затрат на 1 руб. продукции может быть исчислен по всей произведенной продукции в цехах соответствующих периодов:
= h : h =
Легко видеть, что изменение затрат на 1 руб. произведенной продукции может происходить под влиянием трех факторов:
- Изменение цен на производимую продукцию;
- Изменение себестоимости
единицы продукции каждого
- Изменение объема и ассортимента производимой продукции.
Влияние каждого фактора на уровень затрат на 1 руб. продукции может количественно оценить следующим образом:
- Изменение объема и ассортимента произведенной продукции
=
=
- Изменение себестоимости продукции
=
=
- Изменение цен на произведенную продукцию и на использованные в производстве сырьё, материалы и другие элементы материальных затрат
=
=
Схема анализа расходов по данным открытой бухгалтерской отчетности представляет собой следующее:
На предприятии рассчитывается индивидуальная себестоимость конкретного вида продукции, она обуславливается конкретными условиями, в которых работает организация. Может быть также отраслевая себестоимость единицы продукции, которая определяется как средневзвешенная величина и характеризует затраты на единицу продукции по отрасли. Полная себестоимость всей продукции состоит из себестоимости сравнимой продукции и себестоимости несравнимой продукции. Сравнимая продукция производится на предприятии не менее трех лет. Несравнимая продукция может быть новой продукцией или услугой, которая производится один раз в этом году или это может быть разовый заказ.
Используется также показатель себестоимости конкретного вида продукции. Самый универсальный показатель – это затраты на 1 рубль продукции (1):
Zp=S/N= Hpi*Pi*qi / qj * Цj , руб. (коп) (1)
Где S- полная себестоимость всей произведенной продукции
N – себестоимость произведенной в оптовых ценах продукции
Hpi – расходы i–го вида продукции
Pi – цена i–го вида продукции
qi – объем i–го вида продукции
qj – объем j-го вида продукции
Цj – цена j-го вида продукции
Кроме того при анализе
могут исследоваться более
В зависимости от того на сколько доступна информация для проведения анализа, схема анализа может быть разной. Внешний пользователь коммерческой информацией по предприятию, анализ расходов по организации может проводить на основании данных открытой бухгалтерской отчетности. При внутрипроизводственном анализе источниками информации являются:
1) формы открытой бухгалтерской отчетности
2) формы статистической отчетности:
- форма №
5-з-средняя о расходах на прои
- форма № 1 –п – средняя по продукции
- форма №4- п –месячная
- форма №2-т – годовая средняя по труду
3) данные аналитического, бухгалтерского учета
4) бюджет расходов на производство (смета затрат на производство).
Схема анализа в рамках управленческого анализа:
Схема анализа по данным бухгалтерской отчетности:
Начинается анализ с изучения состава расходов организации, их динамики и структуры. Для этого используются два аналитических приема финансового анализа: горизонтальный и вертикальный анализ. Далее изучаются расходы по обычным видам деятельности, анализируется структура и динамика расходов на производство в разрезе однородных экономических элементов. Данная группировка указывает какие ресурсы и в какой пропорции потребляются в производстве. По структуре расходов можно охарактеризовать тип производства: оно является материалоемким, трудоемким или капиталоемким. Если в составе материальных затрат выделить расходы на электроэнергию, то появится характеристика энергоемкости производства. Аналитическое значение анализа по элементам затрат заключается в том, что при дальнейшем проведении анализа можно выбрать направление поиска резервов по снижению расходов организации.
На основе данных формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» изучается динамика и структура расходов по направлениям деятельности организации. По данным формы №5 может быть проанализирована динамика и структура расходов по обычным видам деятельности в разрезе однородных экономических элементов. Анализируя структуру расходов по элементам, следует обращать внимание на удельный вес прочих расходов. Это наименьшая прозрачная часть расходов для внешних пользователей. При анализе структуры расходов по элементам уделяется внимание изменению удельных весов. По данным бухгалтерской отчетности можно оценить контролируемость расходов, т.е. управление расходами организации. Для такой оценки рассчитывается показатель ресурсоемкости продукции (2):
РЕ (КРЕ) = = Р/ N
Где РЕ-ресурсоемкость продукции
Р- расходы
N- выручка от продаж
Эти коэффициенты рассчитываются за два отчетных периода. Определяется абсолютное изменение показателя и это изменение выражается в % к базовому показателю, т.е. рассчитывается относительное отклонение. Если фактическое значение больше рекомендуемого, то расход по данному виду ресурса не контролируется. Если наоборот, то делается вывод о наличии контроля менеджеров за расходами. Рекомендуемое значение в пределах +(-) 10%. Из этого следует анализ контролируемости расходов по показателям ресурсоемкости. Рассчитывается показатель материалоемкости (3):
МЕ (КМЕ) = МЗ/ N
Где МЕ- материалоемкость
МЗ- материальные затраты
N- выручка от продаж
Показатель зарплатоемкости (4):
ЗЕ (КЗЕ)= РU/ N
Где ЗЕ- зарплатоемкость
РU - расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды
N- выручка от продаж
Показатель амортизациеемкости (5):
АЕ (КАЕ)=А/ N
Где АЕ - амортизациеемкость
А- амортизация основных фондов
N- выручка от продаж
Ресурсоемкость по прочим расходам рассчитывается по формуле (6):
РЕ пр.р =прочие Р/ N
Где РЕ пр.р- ресурсоемкость по прочим расходам
прочие Р- прочие расходы
N-выручка от продаж
Целью анализа ресурсоемкости продукции является установление удельных расходов на ресурсы в расчете на 1 рубль выручки. Можно провести факторный анализ расходов по обычным видам деятельности и выявить влияние следующих групп факторов:
Р(N)=(
N1 – N0) * РЕ0
Где N1 –выручка от продаж отчетного периода
N0-выручка от продаж базового периода
РЕ0 – ресурсоемкость базового периода
Р(МЕ)= (МЕ1-МЕ0) * N1
Р(ЗЕ)=(ЗЕ1 –ЗЕ0) * N1
Р(АЕ)=(АЕ1
– АЕ0) * N1
Р(РЕ)= (РЕ1-РЕ0) * N1
Исходная информация для проведения такого анализа содержится в форме №5-з статистической отчетности, форме №5 бухгалтерской отчетности, форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Для анализа состава, динамики и структуры расходов организации используются данные формы №2 «отчет о прибылях и убытках». Все расчеты приведены в таблице 1.1
Информация о работе Анализ расходов по обычным видам деятельности