Анализ рентабельности и пути ее повышения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.
Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Содержание работы

Введение
1. Рентабельность как финансовый результат деятельности предприятия
2. Экономическое значение и задачи оценки рентабельности предприятия
3. Методика анализа рентабельности предприятия

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

афхд+.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Кроме того, большое  значение рентабельность имеет для  принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Прибыль - это часть чистого дохода, создаваемого в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (без налога и других отчислений из выручки в бюджетные фонды) и полной стоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие, реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыль, тем лучше его финансовое состояние.

Прибыль есть сумма превышения доходов над расходами организации, полученных организацией за отчетный период от:

  • обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг);
  • операционной деятельности (поступление от продажи основных средств и иных активов);
  • чрезвычайной деятельности (штрафы, пени, активы, полученные безвозмездно, и т.д.)

Прибыль – это денежное выражение накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория  она характеризует финансовый результат  предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность хозяйствования, объем и состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию деятельности.

Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности фирмы, представляет собой разность между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаком. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой фирмы и государства в целом.4

Конечный финансовый результат складывается под влиянием объема реализации, уровня торговой надбавки и размера издержек обращения  по реализации товаров. Правильно организованный учет финансовых результатов предприятия позволяет оперативно контролировать их размер. На размер полученной прибыли оказывают влияние, как положительные факторы, так и отрицательные.

Формирование бухгалтерской  прибыли (убытка) представлено в приложении 2, которое отражает содержание формы бухгалтерской отчетности № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:

1) оценку изменения  по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный период» показателей);

2) оценку структур  показателей прибыли и изменений  их структуры («вертикальный анализ»  показателей);

3) изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов («трендовый анализ» показателей);

4) выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку.5

Основными задачами анализа  прибыльности являются:

  • анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
  • факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
  • анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализованной и финансовой деятельности;
  • анализ и оценка использования чистой прибыли;
  • анализ и взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
  • анализ резервов роста прибыли на основе оптимизации объемов реализации и издержек производства и обращения.

Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий  могут быть оценены различными показателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методика анализа рентабельности предприятия

 

Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитывается как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат. Это важнейшая группа показателей, так как результаты их анализа позволят принять решения вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.

Рентабельность оборота, характеризует эффективность операционной (производственно-хозяйственной) деятельности предприятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операционного дохода к валовой выручке.

Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.

Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Следовательно, для повышения эффективности вложении можно действовать в двух основных направлениях: 1) увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж. 2) уменьшение собственного капитала - эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании.

В общем случае для оценки целесообразности вложения средств в тот или иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с альтернативными возможностями размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.

Для того чтобы понять, как и за счет чего формируется  итоговый показатель рентабельности собственного капитала следует рассмотреть ряд  промежуточных показателей:

Рентабельность чистых активов используется при оценке эффективности финансового рычага.

Основными факторами, формирующими частные показатели и через них  влияющими на рентабельность собственного капитала являются: 1) факторы операционной деятельности: рентабельность продаж и оборачиваемость чистых активов; 2) факторы финансовой деятельности: финансовой рычаг и проценты и налоги.

Рентабельность активов  показывает прибыль, приносимую всеми  без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника  формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капитала).

Непосредственно для  акционеров компании будут предоставлять  интерес следующие показатели рентабельности предприятия: а) чистая прибыль на акцию - величина чистой прибыли, полученной предприятием, приходящаяся на одну акцию; б) дивиденд на акцию - прибыль распределяемая между акционерами, приходящаяся на одну акцию.

Финансовые показатели предприятия взаимосвязаны и улучшение одних из них может вызвать ухудшение других, например:

- привлечение заемного  капитала, увеличивает рентабельность  собственного капитала, но понижает  финансовую устойчивость компании:

- повышение оборачиваемости  влечет за собой сокращение величины оборотных активов и, следовательно, ухудшает ликвидность;

- привлечение долгосрочного  кредита позволяет отказаться  от краткосрочного кредитования - ликвидность улучшается за счет  падения долгосрочной устойчивости.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно – хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) можно использовать трех- или пятифакторную модель.

Чтобы упростить модель, затраты на производство и реализацию продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к амортизации основных средств. Для практического применения модели к затратам на материалы следует добавить стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера (выполняемых сторонними организациями или не основными подразделениями предприятия), топлива, покупной энергии и т.п. Затраты на оплату труда следует дополнить отчислениями на социальные нужды. Кроме того, отдельным элементом следует учесть прочие затраты или распределить их пропорционально между основными видами затрат.

Рентабельность активов  тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оценки факторных влияний.

Для факторного анализа  рентабельности продаж, используют следующую  формулу:

Rпродаж = (ВР – С – КР - УР) : ВР,       (15)

 

где ВР – выручка от продажи;

С – себестоимость  продаж;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

Для расчета влияния  факторов используются способы цепной подстановки, абсолютных разниц, интегральный и др.

Для анализа рентабельности капитала предприятия, исчисляемой как отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости внеоборотных и оборотных активов предприятия, можно использовать факторную модель, предложенную Бакановым М.И. и Шереметом А.Д.:

R = P : (F + E) = P/N : (F/N + E/N) = Rпродаж : (ФЕ + КЗ),   (16)

где: Р – прибыль от продаж;

F – среднегодовая стоимость внеоборотных активов;

E - среднегодовая стоимость оборотных активов;

 

P/N = Rпродаж - рентабельность продаж;

F/N = ФЕ - фондоемкость ( показатель, обратный фондоотдаче);

E/N = КЗ – коэффициент закрепления (показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости).

Постепенно заменяя  уровень предыдущего периода каждого фактора на уровень отчетного периода можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности капитала предприятия за счет эффективности использования основного капитала (фондоемкость), за счет эффективности использования оборотного капитала, а также за счет рыночной эффективности деятельности предприятия ( рентабельность продаж).

Взаимосвязь между показателями рентабельности оборотного капитала и его оборачиваемости  выражается следующим образом:

Роб = Коб ´ Рпр,          (17)

где: Роб - рентабельность оборотных активов; Коб – коэффициент оборачиваемости оборотных активов; Рпр – рентабельность продаж (отношение чистой прибыли к  выручке от продаж).

Основными источниками  резервов повышения уровня рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли от реализации продукции, снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов увеличения рентабельности продаж может быть использована следующая формула:

Информация о работе Анализ рентабельности и пути ее повышения на предприятии