Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:03, курсовая работа
Целью работы является анализ финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие за-дачи:
• рассмотреть сущность анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
• проанализировать процесс формирования финансовых результатов на предприятии;
• проанализировать важнейшую составляющую валовой прибыли: прибыль от реализации товаров и услуг;
• определить факторы, оказывающие влияние на процесс формирования прочих показателей финансовых доходов расходов;
• изучить процесс формирования рентабельности продаж;
• изучить процесс формирования рентабельности производственных активов;
• изучить факторы, влияющие на показатели рентабельности продукции, а также направленность влияния выявленных факторов;
• проанализировать формирование финансовых результатов ОАО «Альфа».
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия..5
1.1. Сущность и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия……………………………………………………………………..5
1.2 Анализ состава прибыли…………………………………………………8
1.3 Анализ прибыли о реализации продукции и услуг…………………..12
1.4 Анализ прочих показателей финансовых доходов и расходов………15
Глава 2. Анализ рентабельности предприятия…………………………….20
2.1. Анализ рентабельности продаж………………………………………22
2.2. Анализ рентабельности производственных активов………………..24
2.3. Факторный анализ рентабельности продукции……………………..26
Глава 3. Практика анализа финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО «Альфа»……………………………………………….28
3.1 Анализ прибыли от реализации продукции……………………………28
3.2. Анализ рентабельности продаж……………………………………….35
3.3 Факторный анализ рентабельности продукции………………………37
4Заключение………………………………………………………….……….38
5Список литературы……………………………………………..…………..40
П=Vрпi •(Цi-Сi)
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:
?Прп=(РП1-РП0)•(Ц0-С0);
?Пц=(Ц1-Ц0)•РП1;
?Пс= -(С1 - Со)•PП1.
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции.
Далее необходимо детально
изучить причины изменения
1.4 Анализ прочих
показателей финансовых
Значительное влияние на величину прибыли оказывают Финансовые результаты от прочих операций, не связанных с осуществлением основных видов деятельности. В составе доходов и расходов от прочих видов операций выделяют следующее [12 c.286]:
· доходы и расходы, полученные от финансовой деятельности;
· прочие доходы и расходы (выбытие имущества, предоставление его во временное пользование за плату, отчисления в оценочные резервы и т.д.),
Анализ состава и структуры финансовых результатов финансовой деятельности проводится по следующим статьям:
Анализ доходов от ценных бумаг включает в себя анализ наличия, состава, структуры и динамики ценных бумаг. Особое внимание при анализе доходов обращается на структуру ценных бумаг. Увеличение удельного веса векселей может свидетельствовать об увеличении продаж в кредит. Это может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств. Поэтому необходимо провести сравнительный анализ дохода от выданных векселей с потерями от замедления оборачиваемости в связи с выдачей векселей. Эту можно рассчитать как произведение количества дней замедления оборачиваемости, однодневного оборота по реализации и коэффициента рентабельности проданной продукции.
Высокий удельный вес облигаций или привилегированных акций может быть причинной снижения интересов инвесторов к обыкновенным акциям этой организации.
Основными видами прочих доходов и расходов являются полученные и выплаченные дивиденды по акциям. Организации необходимо изучать факторы, влияющие на изменение общей суммы дивидендов.
Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения. [15 c.226]
Доходы акций могут измениться за счет:
1. количества акций, имеющихся в портфеле предприятия (К)
2. средней стоимости одной акции (Р)
3. уровня дивидендной доходности (Кд) (отношение суммы полученных дивидендов в к сумме инвестированных средств в данный вид активов):
П=К•Р•Кд
Для расчета влияния данных факторов на изменение суммы полученной прибыли от данного вида активов можно использовать один и тот из приемов детерминированного факторного анализа.
а) изменение доходов от акций за счет изменения количества акций:
?Пк=?К•Р0•Кд0
б) изменение доходов от акций за счет изменения уровня дивидендной доходности:
?Пк=К1•Р1•?Кд0
Средний уровень дивидендного дохода по акциям зависит не только от доходности каждого вида акций, но и от структуры портфеля ценных бумаг, имеющих разную доходность.
Анализ финансовых результатов от продажи, выбытия и прочего списания имущества (основных средств и прочих активов) предполагает рассмотрение этих операций с точки зрения правильности оценки имущества, определения расходов, связанных с его выбытием, и сопоставления их с доходами от возможной реализации. Расчет прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, а также прибыли от внереализационных операций представлены на рис. 2. [17 c. 194]
Рисунок 2. Расчет прибыли от реализации основных фондов имущества и от внереализационных операций.
Целесообразно сопоставить доходы от выбытия имущества с доходами, которые организация может получить в случае продолжения его эксплуатации или предоставления во временное пользование.
Однозначно эффективной является реализация неиспользуемого имущества.
Доходы (потери) от реализации имущества прогнозируется с учетом фактора времени: доход от продажи минус дисконтированный доход от возможной эксплуатации оборудования.
Каждый вид реализации прочих активов (сырья, материалов и т.д.) имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при анализе.
Особое внимание следует обратить на реализацию излишних материалов. Это необходимо для выявления излишних запасов, которые приводят к замедлению их оборачиваемости.
При анализе доходов от аренды необходимо сопоставлять их с расходами по содержанию сдаваемого в аренду имущества.
Анализ прочих доходов и расходов также следует проводить по каждому виду:
- штрафы, пени, неустойки
за нарушение условий
- активы, полученные безвозмездно;
- прибыли, убытки прошлых лет;
- суммы дебиторской и кредиторской задолженностей, по которым истек срок исковой давности;
- курсовые разницы;
- суммы переоценки активов;
- прочие.
Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для их предотвращения.
Изменения суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств поставщикам были предъявлены соответствующие санкции.
Убытки от списания безнадежной
дебиторской задолженности
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждения и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
Глава 2. Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, так как учитывают ресурсы, затраченные на получение прибыли, то есть их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. [15].
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. показатели рентабельности,
характеризующие прибыльность
2. показатели рентабельности,
характеризующие
3. показатели рентабельности,
характеризующие доходность
Далее в табл. 3 рассмотрены основные показатели рентабельности [17 c. 196].
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп ) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
Таблица - 3 Показатели рентабельности
| ||||||||||||||||
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию.
При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Применение этого показателя
рентабельности наиболее рационально
при внутрихозяйственных
Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (Пид) относится к сумме инвестиционных затрат (Зинв):
Далее более подробно остановимся
на анализе показателей
2.1 Анализ рентабельности продаж
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Данный показатель определяется как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции [11 c.116].
Rпр = Ппр / Впр • 100;
Rпрч = ЧП / Впр • 100,
где Rпр - рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по прибыли от продаж, процентов;
Ппр - прибыль от продаж, руб.;
Впр - выручка от продаж, руб.;
Rпрч - рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по чистой прибыли, процентов;
ЧП - чистая прибыль, руб.
При использовании первой формулы (Rпр) рассчитывается рентабельность продаж как отношение прибыли от продаж, представляющей собой разницу между выручкой от продаж и суммой затрат, которые относятся к реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, к величине выручки от продаж. Рентабельность продаж, выраженная в процентах, отражает уровень прибыльности продаж, или процент прибыли, содержащийся в выручке от продаж. Если результат данной формулы выразить не в процентах, а в копейках, то он покажет, сколько копеек прибыли от продаж получено с каждого рубля выручки от реализации продукции (выручки от продаж).
Расчет рентабельности продаж по чистой прибыли с сохранением в знаменателе показателя «выручка от продаж», как в формуле, правомерен для тех предприятий, в текущей деятельности которых прочая деятельность незначительна. [11 c. 116] Соответственно чистая прибыль практически отличается от прибыли от продаж только по результатам ее налогообложения. В этом случае рентабельность отразит величину процентов (или копеек в одном рубле) прибыли после налогообложения, содержащуюся в выручке от продаж.