Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие за-дачи:
• рассмотреть сущность анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
• проанализировать процесс формирования финансовых результатов на предприятии;
• проанализировать важнейшую составляющую валовой прибыли: прибыль от реализации товаров и услуг;
• определить факторы, оказывающие влияние на процесс формирования прочих показателей финансовых доходов расходов;
• изучить процесс формирования рентабельности продаж;
• изучить процесс формирования рентабельности производственных активов;
• изучить факторы, влияющие на показатели рентабельности продукции, а также направленность влияния выявленных факторов;
• проанализировать формирование финансовых результатов ОАО «Альфа».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия..5
1.1. Сущность и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия……………………………………………………………………..5
1.2 Анализ состава прибыли…………………………………………………8
1.3 Анализ прибыли о реализации продукции и услуг…………………..12
1.4 Анализ прочих показателей финансовых доходов и расходов………15
Глава 2. Анализ рентабельности предприятия…………………………….20
2.1. Анализ рентабельности продаж………………………………………22
2.2. Анализ рентабельности производственных активов………………..24
2.3. Факторный анализ рентабельности продукции……………………..26
Глава 3. Практика анализа финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО «Альфа»……………………………………………….28
3.1 Анализ прибыли от реализации продукции……………………………28
3.2. Анализ рентабельности продаж……………………………………….35
3.3 Факторный анализ рентабельности продукции………………………37
4Заключение………………………………………………………….……….38
5Список литературы……………………………………………..…………..40

Файлы: 1 файл

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ОАО.docx

— 91.42 Кб (Скачать файл)

 

    Фактический объем продаж по предприятию за отчетный период в ценах базисного периода составил 87280 тыс. руб. (96008/1,1). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 102,579% (87280/85085*100), т. е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 2,579%.

За счет роста объема реализации продукции прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг (прибыль от продаж) увеличилась  на 288 тыс. руб. (11153-0,02579)

Для определения влияния  цен реализации продукции, товаров, работ и услуг на изменение  прибыли необходимо сопоставить  объем продаж отчетного периода, выраженный в ценах отчетного и базисного периода, это влияние равно 8 728 тыс. руб. (96008-87280).

Влияние данного фактора  можно также определить путем  умножения объема реализации отчетного  года, выраженного в ценах базисного  периода, на прирост индекса цен, оно равно + 8 728 тыс. руб. (87280*0,1).

Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль можно определить сопоставлением их величины в отчетном и базисном периодах. За счет увеличения размера коммерческих расходов прибыль снизилась на 2707 тыс. руб. (12115-9408) и за счет сокращения размера управленческих расходов прибыль возросла на 785 тыс. руб. (5120-5905).

На изменение прибыли  от реализации оказывает влияние  изменения структуры ассортимента реализованной продукции.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен  базисного периода, определим на примере предприятия, пересчитав себестоимость  базисного периода по индексу изменения цен, соответственно, прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам, будет равняться (табл. 6):

Таблица 6 - Расчет прибыли  отчетного периода исходя из себестоимости  и цен базисного периода

№ п/п

Показатель

Значение показателя тыс. руб.

1

Выручка-нетто от реализации отчетного периода в ценах  базисного периода (стр.7, гр.4, табл. 5).

87280

2

Фактически реализованная  продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (стр. 2, гр.3, табл.5*стр.7,гр.4,табл5/стр.1,гр.3,табл.5) 58619*87280/85085=58619*1,02579

60131

3

Коммерческие расходы  базисного периода

94008

4

Управленческие расходы  базисного периода 

5905

5

Прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам. Стр. 1 -(стр. 2 + стр.3 + стр. 4)=87280-60131-9408-5905

11836


 

Таким образом, влияние сдвигов  в структуре ассортимента на величину прибыли от реализации равно: 11836 - (11153*1,02579) = + 395 тыс. руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной  продукции увеличился удельный вес продукции с более высоким уровнем доходности.

Влияние изменения себестоимости  реализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализованной продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема реализации: 61893 - 58619*1,02579 = + 1762 тыс. руб.

Себестоимость реализованной  продукции увеличилась, следовательно, прибыль от реализации продукции  снизилась на ту же сумму.

Общее влияние всех перечисленных  факторов, рассчитываемое как их алгебраическая сумма, равно, тыс. руб.:

изменение объема реализации +288

изменение структуры ассортимента +395

изменение себестоимости -1762

изменение цен реализации +8728

изменение величины коммерческих расходов -2707

изменение величины управленческих расходов +785

общее влияние факторов +5727

К снижению прибыли (на 1762 тыс. руб.) привело удорожание себестоимости реализованной продукции, которое произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы, что видно из материалов дополнительного анализа первичных документов. Снижение прибыли обусловлено также увеличением коммерческих расходов (2707 тыс. руб.). Увеличение прибыли связано с ростом объема реализации (288 тыс. руб.), позитивными сдвигами в структуре продукции (395 тыс. руб.), а также сокращением управленческих расходов (785 тыс. руб.) и повышением уровня цен на реализованную продукцию (8728 тыс. руб.).

В ходе дальнейшего анализа  необходимо тщательно изучить действие каждого из перечисленных факторов.

Так, изменение уровня цен  на реализованную продукцию зависит  от проводимой предприятием ценовой  политики. Ценовая политика оказывает  влияние на прибыль и финансовое состояние предприятия путем  формирования имиджа предприятия у потребителей и стимулирования продвижения товаров и услуг на рынки сбыта.

3.2 Анализ рентабельности  продаж

Проанализируем изменение  рентабельности продаж ОАО «Альфа» в отчетном году в сравнении с предыдущим годом, сведя исходные данные и расчеты в табл. 7.

Таблица 7 - Исходные данные и расчет рентабельности продаж по различным составляющим прибыли предприятия

 
 

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год в фактически действующих ценах на продукцию и ресурсы

Отчетный год в ценах предыдущего года на продукцию и ресурсы

 
 

1

2

3

4

 

1

1Стоимость (выручка-нетто) реализованной продукции, тыс. руб.

85 085

96 008

87 280

 

2

2то же в % к предыдущему году

100

112,84

102,58

 

3

3Себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб.

73 932

79 128

60 131

 

4

4то же в % к предыдущему году

100

107,03

81,33

 

5

5Прибыль от продаж (стр.1-стр.3), тыс. руб.

11 153

16 680

27 149

 

6

6то же в % к предыдущему году

100

149,56

243,42

 

7

7Сальдо прочих доходов и расходов, тыс. руб.

150

400

250

 

8

8то же в % к предыдущему году

100

266,67

166,67

 

9

9Прибыль до налогообложения (стр. 5+стр.7), тыс. руб.

11 303

17 080

27 399

 

1

10то же в % к предыдущему году

100

151,11

242,4

 

1

11Налог на прибыль по ставке 24%, тыс. руб. (стр.9 * 0,24)

2 713

4 099

6 561

 

1

12то же в % к предыдущему году

100

151,09

241,84

 

1

13Экономические санкции за счет прибыли, тыс. руб.

600

300

300

 

1

14то же в % к предыдущему году

100

50

50

 

1

15Чистая прибыль, руб. (стр.9-стр.11-стр.13)

7 990

12 681

20 478

 

1

16то же в % к предыдущему году

100

158,71

256,3

 

1

17Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % (стр.5/стр.1*100)

13,11

17,37

31,11

 

1

18Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения, %. (стр.9/Стр.1*100)

13,28

17,79

31,39

 

1

19Рентабельность продаж по чистой прибыли, % (стр. 15/стр.1*100)

9,39

13,21

23,46

 
           

Сопоставляя данные отчетов  о прибылях и убытках за отчетный период и предыдущие годы, можно  увидеть, что стоимость реализованной  продукции выросла в 1,13 раза, а себестоимость реализованной продукции увеличилась меньшими темпами - в 1,07 раза, соответственно прибыль от продаж возросла в 1,5 раза.

Рентабельность же продаж, рассчитанная как отношение прибыли  от продаж к выручке-нетто, в предыдущем (базисном) году составляла 13,11%, а в  отчетном значение этого показателя стало больше в сравнении с  предыдущим годом на 4,26% и составило 17,37% (стр.17, табл.7). Конечные результаты прочей деятельности в прошедшем году привели к росту рентабельности продаж по прибыли до налогообложения на 0,17%.  А в отчетном году их положительное влияние на этот показатель составило 0,42%. Показатель рентабельности продаж по прибыли до налогообложения в предыдущем году был равен 13,28%, а в отчетном году - 17,79%, т. е. его значение в сравнении с предыдущим годом увеличилось на 4,51%.

Рентабельность продаж по чистой прибыли в предыдущем году составляла 9,39%, а в отчетном - 13,21%. Значение рентабельности продаж по чистой прибыли ниже значения рентабельности продаж по прибыли до налогообложения, причиной чего является уплата налога на прибыль и имеющиеся у предприятия экономические санкции.

На основе изучения данных о рентабельности продаж по рассматриваемому предприятию можно сделать положительные выводы о том, что рентабельность продаж его продукции находится на среднем уровне, объемы прочей деятельности невелики, но способствуют росту прибыли до налогообложения, а значит, и повышению рентабельности продаж, налогообложение повлияло на изменение прибыли на стандартном уровне, экономические санкции из прибыли уменьшились. Рентабельность продаж в отчетном году в сравнении с предыдущим годом по прибыли от продаж увеличилась на 4,26%, а по чистой прибыли - на 3,82%.

Но, делая подобные выводы, не учитывается, что показатели выручки, себестоимости и прибыли прошедшего года оценены в базисных ценах, а  аналогичные показатели отчетного  года - в фактически действующих  ценах.

В гр. 4 табл. 7 дана оценка выручки-нетто, себестоимости реализованной продукции  и других показателей в ценах  предыдущего года. Расчет рентабельности продаж отчетного года, выраженных в сопоставимых (базисных) ценах, дает иную картину эффективности финансовой и производственной деятельности предприятия. Рентабельность продаж, исчисленная по прибыли от продаж, составляет в отчетном году 31,11%, что выше уровня предыдущего года на 18%, соответственно рентабельность продаж по прибыли до налогообложения равна 31,39% или выше на 18,11, рентабельность продаж по чистой прибыли равна 23,46% или выше на 14,07% рентабельности продаж по чистой прибыли предыдущего года. Это подтверждает ранее сделанные выводы и свидетельствует значительном улучшении эффективности хозяйственной деятельности предприятия в отчетном году в сравнении с предыдущим годом. При этом больше всего уровень повышения рентабельности продаж по прибыли до налогообложения.

3.3 Факторный анализ  рентабельности продукции

Исходные данные для проведения данного анализа представлены в  табл. 8-9.

Таблица 8 - Основные показатели деятельности предприятия ОАО «Альфа»

Показатель

Базисный период (0)

Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода

Отчетный период (1)

 

Выручка от реализации продукции, товаров, услуг

85 085

87 280

96 008

 

Полная себестоимость  реализованной продукции

73 932

60 131

79 128

 

Прибыль

11 153

27 149

16 680

 
         

Таблица 9 - Исходные данные для факторного анализа рентабельности продукции

Показатель прибыли

Факторы Объем продаж

Прибыль, тыс. руб.

Структура продаж

Цена

Себестоимость

 

П

РП

Уд

Ц

С

 

П0

t0

t0

t0

t0

11 153

Пусл1

t1

t0

t0

t0

13 941

Пусл2

t1

t1

t0

t0

27 149

Пусл3

t1

t1

t1

t0

27 692

П1

t1

t1

t1

t1

16 680


 

       Индекс объема производства составляет I=Vрп1/Vрп0=1,25.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 8 и 9.

Изменение рентабельности общее:

?Rобщ=

В том числе за счет:

?Rрп=Rусл1-R0=15,09-15,09=0

?Rуд=Rусл2-Rусл1=45,15-15,09=+30,06%

?Rц=Rусл3-Rусл2=46,05-45,15=+0,95%

?Rс=R1-Rусл3=21,08-46,05=-24,97%

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением удельного веса более доходных видов продукции в общем объеме продаж и уровня цен. Резкий рост стоимости ресурсов, и как следствие, рост себестоимости реализованной продукции на 18 997 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 24,97%.

Затем следует сделать  факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Как уже  было отмечено ранее, уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средне реализационных цен и себестоимости единицы продукции.

По данным таблицы 10 рассчитаем влияние этих факторов на изменение  уровня рентабельности изделия Б способом цепной подстановки [15 c.223]:

Таблица 10 - Факторный анализ рентабельности отдельных видов  продукции

Вид продукции

Цена, руб

Себестоимость, руб

Рентабельность, %

Изменение рентабельности, %

 

t0

t1

t0

t1

t0

tусл

t1

общее

В том числе за счет

себестоимости

                 

цены

   

А

5,0

6,0

4,0

4,8

25

44

25

-

+19

-19

 

Б

3,1

3,7

2,6

3,1

19,2

42,3

19,4

+0,2

+23,1

-22,9

 

и т.д

                     

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия