Анализ розничного товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обобщение теоретических исследований в области анализа показателей товарооборота и адаптация научных методов и приемов к практической деятельности организации, а также разработка рекомендаций по ее усовершенствованию.
Задачи работы:
- раскрыть сущность и значение розничного товарооборота, характеристика его объем и структура;
- выявить роль товарооборота в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий;
- проанализировать товарооборот ООО «Охотник» и факторы, определяющие его объем и структуру;
- обосновать размер товарооборота, обеспечивающего достаточный для развития предприятия запас финансовой прочности;

Содержание работы

Введение
1. Товарооборот как важнейший показатель развития предприятия и его роль в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности
1.1 Экономическое содержание розничного товарооборота, характеристика его объем и структура…………………………………………6
1.2 Роль товарооборота в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия…………………………………….10
2. Анализ товарооборота и эффективности хозяйственной деятельности
2.1 Экономическая характеристика ООО «Охотник» и результатов его хозяйственной деятельности…………………………………………………..16
2.2 Анализ розничного товарооборота в динамике………………..18
Выводы и предложения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая анализ и диагностика фин.хоз.деятельности.rtf

— 767.22 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

                                                                                                                                           

         Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации

вело и мотоспортивной техники, автозапчастей, спортивной одежды и обуви, спортинвентаря.

Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) по таким товарным группам, как спортивная одежда с 16,8% в 2008 г.  до 14,2% в 2009 г. и 14,39% в 2010 г.,  автозапчасти для легковых и грузовых машин - с 24,28% в 2008 г. до 22,8 % и 22,67% в 2009 и 2010 годах соответственно, товары для рыболовства - на 0,42% и 0,41% ниже чем в 2008 году. По остальным товарным группам наметился рост физического объема товарооборота.

Факторный анализ и структура розничного товарооборота

На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы:

  • обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;
  • состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в Таблице № 6

Таблица № 6

 

Товарный баланс по ООО «Охотник» за 2008 - 2010 г.г.

Показатели

2008

2009

Отклонение в сумме (+-) в 2009 г.

2010

Отклонение в сумме (+-) в 2010 г.

1

2

3

4

5

6

Запасы товаров на начало года

0

209,2

 

226,8

18

Поступление товаров

2351,2

2640,1

288,9

3176,5

536,4

Внереализационные расходы и потери

0,5

1,8

1,3

1

-0,8

Запасы товаров на конец года

209,2

226,8

17,6

297,1

70,3

Розничная реализация товаров

2141,5

2620,7

479,2

3105,2

484,5


 

 

Розничный товарооборот предприятия возрос в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 484,5 тыс. рублей за счет завышенных товарных запасов на начало года (18 тыс. рублей), роста поступления товаров в магазин (536,4 тыс. рублей) и уменьшения прочего выбытия товаров (0,8 тыс. рублей). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (70,3 тыс. рублей).

Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы.

На предприятии в 2010 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 2009 годом на 0,8 тыс. рублей Прочее выбытие товаров включило товарные потери, недостачу товаров. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2010 году положительной. Розничная реализация возросла за счет роста поступления товаров. Причем темпы роста поступления товаров выше темпов реализации, что привело к увеличению их остатков. В целом за счет этого фактора не использованы резервы роста товарооборота на 63,1 тыс. рублей

Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.

Оценку показателей по труду ООО «Охотник» произведем на основе Таблицы 7.

 

Таблица № 7

Показатели по труду по ООО«Охотник» за 2008 - 2010 г.г.

Показатели

2008

2009

Отклонение (+,-) в 2009 г.

2010

Отклонение (+,-) в 2010 г.

2010 г. в % к 2009 г.

1

2

3

4

5

6

7

Розничный товарооборот, тыс.руб.:

           

·  в действующих ценах

2141,5

2620,7

479

3105,2

484,5

118,5

·  в сопоставимых ценах

2141,5

2176,6

35,1

2681,5

504,9

123,2

Среднесписочная численность торговых работников - всего, чел.

16

16

0

17

1

106,3

в т.ч. продавцов

14

14

0

15

1

107,1

Удельный вес продавцов в общей численности работников, %

87,5

87,5

0

88,2

0,7

-------

Среднегодовая выработка на одного торгового работника, тыс.руб.:

           

· в действующих ценах

133,8

163,8

29,95

182,7

18,9

111,5

· в сопоставимых ценах

133,8

136,0

2,2

157,7

21,7

116,0

Среднегодовая выработка на одного продавца, тыс. руб.

           

·  в действующих ценах

152,9

187,2

34,3

207,01

19,8

114,59

·  в сопоставимых ценах

152,9

155,5

2,6

178,8

23,3

116,98

Прирост товарооборота в действующих ценах за счет роста производительности труда, %

 

99,9

 

61,3

-38,6

-------


 

Как видно из таблицы, среднегодовая выработка одного торгового работника в действующих ценах составила 133,84 тыс. рублей 163,79 тыс. рублей и 182,66 тыс. рублей в 2008, 2009, и 2010 годах соответственно и по сравнению с 2008 годом возросла на 29,95 тыс. рублей в 2009 году и на 48,82 тыс. рублей в 2010 году. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере 479,2 тыс. рублей (+34,2 тыс. рублей х 14 чел.) в 2009 году и 297,3 тыс. рублей (+19,82 тыс. рублей х 15 чел.) в 2010 году. В общей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 2009 год - 104,6%, а в 2010 году это составило 61,3%.

По ООО «Охотник» имеются следующие данные об использовании материально-технической базы                                                   Таблица № 8

Показатели

2008

2009

Отклонение (+,-)

2010

Отклонение (+,-)

2009 г. в %  к 2008 г.

2010 г. в %  к 2009 г.

1

2

3

4

5

6

8

8

Торговая площадь, м2

400

400

0

420

20

100

105

Количество рабочих дней за год

320

324

4

319

-5

105,25

98,46

Средняя продолжительность рабочего дня, час

11,6

11,6

0

11,5

-0,1

100

99,1

Выработка на 1 метр торговой площади за час работы, руб.

144,2

174,3

30,1

231

56,7

128,88

132,48

Розничный товарооборот в действующих ценах, тыс. руб.

2141,5

2621

479,2

3105,2

484,5

122,38

118,49


 

Из данных таблицы видно, что в 2009 году возросла торговая площадь магазина за счет проведенной реконструкции, переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 квадратных метров или 5,0%.

Все эти факторы оказали влияние на динамику развития розничного товарооборота                                                                     

                                                                                            Таблица № 9

Расчет влияния показателей эффективности использования материально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота

Показатели

2009

Цепная подстановка

2010

торговая площадь

число рабочих дней

средняя продолжительность рабочего дня

1

2

3

4

5

6

Фактическая торговая площадь, кв.м.

400

420

420

420

420

Фактическое число рабочих дней

324

324

319

319

319

Фактическая средняя продолжительность рабочего дня, час

11,6

11,6

11,6

11,5

11,5

Фактическая выработка на 1 кв.м. торговой площади за час работы, руб.

174,3

174,3

174,3

174,3

201,5

Розничный товарооборот в действующих ценах за год, тыс. руб.

2620,7

2751,4

2708,9

2685,6

3105,2


.

Из данных таблицы следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:

  • рост торговой площади: 2751,4 - 2620,7 = + 130,7 тыс. рублей;
  • уменьшение количества рабочих дней 2708,9 - 2751,4 = - 42,5 тыс. рублей;
  • уменьшение продолжительности рабочего дня 2685,6 - 2708,9 = - 23,3 тыс. рублей;
  • повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы  3105,2 - 2685,6 = + 419,6 тыс. рублей.

Использование материально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 2010 году на 550,3 тыс. рублей (130,7 + 419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия розничный товарооборот уменьшился на 65,8 тыс. рублей (42,5 + 23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2010 году на 484,5 тыс. рублей.

Итого 130,7-42,5-23,3+419,6 = + 484,5 тыс. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения.

Проведенный на основе данных анализ динамики развития розничного товарооборота ООО «Охотник» за 2008-2010 гг. позволяет сделать следующие выводы:

  • розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его достаточно высокие;
  • прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования таких видов ресурсов как: товарных, трудовых и других ресурсов;
  • предприятие в 2010 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков.

Вместе с этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2010 году. Так, объем розничного товарооборота мог бы возрасти за счет:

  • улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов.
  • повышения эффективности использования материально-технической базы предприятия.

Предложения по дальнейшему улучшению работы ООО «Охотник».

  • совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность пользования товарных ресурсов;

С этой целью ООО "Охотник" необходимо производить закупки товаров непосредственно у производителей, значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих промышленных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками.

  • добиться роста эффективности труда торговых работников:

С этой целью осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам, улучшить использование материально-технической базы предприятия:

С этой целью установить оптимальный режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок.

Информация о работе Анализ розничного товарооборота