Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:59, курсовая работа
Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.
Введение стр. 3
Глава 1. Теоретический аспект управленческих решений. стр. 4
1.1. Понятие и природа управленческих решений стр. 4
1.2. Технология и организация процесса принятия решений стр. 7
1.3. Оценка эффективности решений стр. 21
Глава 2. Принятие решений при стимулировании сбыта. стр. 23
2.1. Стимулирование сбыта. Сущность и формы. стр. 23
2.2. Планирование личной продажи. Законы, правила и логика личной продажи. стр. 26
2.3. Основные статистические данные. стр. 30
Глава 3. Сущность и задачи прогнозирования. стр. 36
3.1. Понятие прогнозирования сбыта. стр. 36
3.2. Пути прогнозирования стимулирования сбыта. стр. 38
Заключение стр. 42
Список литературы стр. 43
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)»
/УНИВЕРСИТЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ/
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И
Кафедра «Государственное и муниципальное
управление»
Курсовая работа
Предмет «Анализ хозяйственной
деятельности»
Тема «Анализ себестоимости продукции
на предприятии»
Преподаватель Прыкина Е.А.
Колотонова А.А. (1509228)
Содержание
Введение стр. 3
Глава 1. Теоретический аспект управленческих
решений. стр. 4
1.1. Понятие и природа управленческих решений стр.
4
1.2. Технология и организация процесса
принятия решений стр. 7
1.3. Оценка эффективности решений стр. 21
Глава 2. Принятие решений при стимулировании
сбыта. стр. 23
2.1. Стимулирование сбыта. Сущность и формы. стр.
23
2.2. Планирование личной продажи. Законы,
правила и логика личной продажи. стр. 26
2.3. Основные статистические данные. стр.
30
Глава 3. Сущность и задачи прогнозирования. стр.
36
3.1. Понятие прогнозирования сбыта. стр.
36
3.2. Пути прогнозирования стимулирования
сбыта. стр. 38
Заключение стр. 42
Список литературы стр. 43
Глава 1. Сущность и задачи
анализа себестоимости продукции.
1.1. Сущность себестоимости как объекта
анализа.
В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.
Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.
Исчисление этого показателя
необходимо по многим причинам, в том
числе для определения
Одно из основных условий
получения достоверной
Положением о составе затрат определено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Кроме того, в практике
планирования, учета, калькулирования
и анализа различают цеховую,
производственную и полную себестоимость.
Цеховая себестоимость
1.2. Задачи анализа себестоимости и источники
информации.
Анализ себестоимости продукции, работ
и услуг имеет исключительно важное значение.
Он позволяет выявить тенденции изменения
данного показателя, выполнения плана
по его уровню, определить влияние факторов
на его прирост и на этой основе дать оценку
работы предприятия по использованию
возможностей и установить резервы снижения
себестоимости продукции.
Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:
Характер этих задач
свидетельствует о большой
Анализ хозяйственной деятельности основывается на системе показателей и предполагает использование данных целого ряда источников экономической информации.
Основными источниками информации, необходимой для проведения
анализа себестоимости, являются:
- отчетные данные;
- данные бухгалтерского учета (синтетические
и аналитические счета, отражающие затраты
материальных, трудовых и денежных средств,
соответствующие ведомости, журналы-ордера
и в необходимых случаях первичные документы);
- плановые (сметные, нормативные) данные
о затратах на производство и реализацию
продукции и отдельных изделий (работ,
услуг).
Анализ себестоимости проводят по следующим направлениям:
1. Анализ себестоимости продукции по
элементам затрат и калькуляционным статьям.
2. Анализ затрат на рубль товарной продукции.
3. Анализ влияния на
себестоимость прямых
4. Анализ влияния на себестоимость трудовых затрат.
5. Анализ комплексных статей себестоимости.
5.1. Анализ расходов на обслуживание производства и управление им.
5.2. Анализ других комплексных статей себестоимости.
Глава 2. Анализ себестоимости продукции.
2.1. Анализ себестоимости продукции
по элементам затрат и калькуляционным
статьям и анализ затрат на рубль товарной
продукции.
Производственные
затраты предприятий и
Анализ затрат по элементам. Группировка затрат по элементам является единой и обязательной и определяется Положением о составе затрат. Группировка по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов. При этом по элементам материальных затрат отражаются только покупные материалы, изделия, топливо и энергию. Оплата труда и отчисления на социальные нужды отражаются только применительно к персоналу основной деятельности.
Группировка расходов
по элементам позволяет
Рассчитанные поэлементно затраты всех материальных и топливно-энергетических ресурсов используются для определения планового уровня материальных затрат и оценки его соблюдения. Анализ поэлементного состава и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направления поиска резервов в зависимости от уровня материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства.
Из таблицы 1.1 (см. следующую страницу) видно, что основная доля расходов приходится на материальные затраты и затраты по оплате труда, следовательно этим элементам необходимо уделить особое внимание при выявлении резервов снижения себестоимости.
В отчетном периоде доли материальных затрат и затрат на оплату труда возросли по сравнению с прошлым годом, но оказались ниже запланированных на 0.9% и 0.4% соответственно. Доля элемента "Прочие затраты" по сравнению с планом возросла на 1.8% в основном из-за снижения расходов по остальным элементам.
Таблица 1.1. Анализ затрат по элементам.
Элементы затрат |
За прошлый год |
По плану на отчетный год |
Фактически за отчетный год |
Изменение фактических удел. весов по сравнению | ||||
сумма, тыс.руб. |
удел. вес, % |
сумма, тыс.руб. |
удел. вес, % |
сумма, тыс.руб. |
удел. вес, % |
с прошлым годом, % (гр.6-гр.2) |
с планом, % (гр.6-гр.4) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
Материальные затраты |
57527 |
29,6% |
66258 |
31,3% |
60753 |
30,4% |
+0,8% |
-0,9% |
Затраты на оплату труда |
49484 |
25,5% |
59627 |
28,2% |
55457 |
27,8% |
+2,3% |
-0,4% |
Отчисления на социальные нужды |
22602 |
11,6% |
22599 |
10,7% |
20335 |
10,2% |
-1,5% |
-0,5% |
Амортизация основных фондов |
19741 |
10,2% |
18252 |
8,6% |
17175 |
8,6% |
-1,6% |
-0,0% |
Прочие затраты |
44957 |
23,1% |
44949 |
21,2% |
46096 |
23,1% |
-0,1% |
+1,8% |
Итого: |
194311 |
100% |
211685 |
100% |
199816 |
100% |
Анализ себестоимости
продукции по калькуляционным статьям. Типовая группировка затрат
по статьям калькуляции установлена Основными
положениями по планированию, учету и
калькулированию себестоимости продукции
на промышленных предприятиях. Постатейное
отражение затрат в плане, учете, отчетности
и анализе раскрывает их целевое назначение
и связь с технологическим процессом.
Эта группировка используется для определения
затрат по отдельным видам
вырабатываемой продукции и месту возникновения
расходов (цехам, участкам, бригадам).
Часть калькуляционных статей – в основном одноэлементные, т. е. однородные по своему экономическому содержанию, расходы. К ним относятся сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование. При их анализе нельзя ограничиться лишь показателями в целом по предприятию, так как при этом нивелируются результаты, достигнутые при выпуске отдельных изделий. Поэтому расчеты влияния отдельных факторов на общую величину затрат по этим статьям в последствии детализируются по отдельным изделиям, видам расходуемых материалов, системам и формам оплаты труда производственных рабочих на основе данных отчетных калькуляций.
Остальные статьи себестоимости являются комплексными и объединяют несколько экономических элементов. Так, статья "Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования" включает затраты материалов, энергии, топлива, расходы на оплату труда, амортизацию основных фондов. Комплексный характер носят и такие статьи себестоимости, как расходы на подготовку и освоение производства, цеховые, общезаводские (общехозяйственные) и прочие производственные расходы. Эти затраты обусловлены прежде всего общим объемом и организационно-техническим уровнем производства и анализируются, как правило, в целом по предприятию (объединению) или отдельным его подразделениям.
Анализ выполнения плана в постатейном разрезе начинается с сопоставления фактических затрат с плановыми, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент. Тем самым выявленные отклонения раскрывают изменения затрат независимо от структурных и ассортиментных сдвигов в выпуске продукции ( таблица 1.2).
Таблица 1.2. Анализ себестоимости по калькуляционным статьям
№ п/п |
Статьи затрат |
Фактически выпущенная продукция, тыс. руб. |
Отклонения от плана (+,-) | |||
по плановой себест-ти |
по фактической себест-ти |
тыс.руб. |
в процентах | |||
к плановой статье |
ко всей план. себес-ти | |||||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Сырье и материалы |
43456 |
37865 |
-5591 |
-12,9% |
-2,75% |
2 |
Возвратные отходы (вычитаются) |
-96 |
-107 |
-11 |
+11,5% |
-0,01% |
3 |
Сырье и материалы за вычетом отходов |
43360 |
37758 |
-5602 |
-12,9% |
-2,75% |
4 |
Покупные изделия,
полуфабрикаты и услуги производственного
характера сторонних |
19344 |
17134 |
-2210 |
-11,4% |
-1,09% |
5 |
Топливо и энергия на технологические цели |
1006 |
1024 |
+18 |
+1,8% |
+0,01% |
6 |
ИТОГО прямых материальных затрат |
63710 |
55916 |
-7794 |
-12,2% |
-3,83% |
7 |
Заработная плата основная производственных рабочих |
46783 |
42424 |
-4359 |
-9,3% |
-2,14% |
8 |
Заработная плата дополнительная производственных рабочих |
8561 |
8545 |
-16 |
-0,2% |
-0,01% |
9 |
Отчисления на социальное страхование |
23730 |
21353 |
-2377 |
-10,0% |
-1,17% |
10 |
ИТОГО заработной платы прямой с отчислениями |
79074 |
72322 |
-6752 |
-8,5% |
-3,32% |
11 |
Расходы на подготовку и освоение производства |
2561 |
2549 |
-12 |
-0,5% |
-0,01% |
12 |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
10716 |
10329 |
-387 |
-3,6% |
-0,19% |
13 |
Цеховые расходы |
13170 |
12873 |
-297 |
-2,3% |
-0,15% |
14 |
Общезаводские расходы |
18420 |
18515 |
+95 |
+0,5% |
+0,05% |
15 |
ИТОГО расходов на обслуживание производства и управление |
44867 |
44266 |
-601 |
-1,3% |
-0,30% |
16 |
Потери от брака |
X |
72 |
+72 |
X |
+0,04% |
17 |
Прочие производственные расходы |
— |
— |
— |
— |
— |
18 |
Производственная себестоимость товарной продукции |
187651 |
172576 |
-15075 |
-8,0% |
-7,41% |
19 |
Внепроизводственные (коммерческие) расходы |
15903 |
19554 |
+3651 |
+23,0% |
+1,79% |
20 |
Полная себестоимость товарной продукции |
203554 |
192130 |
-11424 |
-5,6% |
Информация о работе Анализ себестоимости продукции на предприятии