Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Исторические аспекты возникновения аудита.

1.1 История возникновения аудита. 9
1.2 Происхождение и развитие аудита в США. 16
1.3 Возникновение и развитие аудита в странах Западной Европы. 19
1.4 Аудит в странах Азии и Восточной Европы. 30
1.5 Международные аудиторские организации, их роль в стандартизации отрасли. 49

Глава 2. Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике стран СНГ.

2.1 Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике. 61
2.2 Становление и развитие аудита в России. 70
2.3 Становление и развитие аудита в Республике Казахстан. 83

Глава 3. Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике.

3.1 Становление аудита в Кыргызской Республике и пути его развития как предпринимательской деятельности. 94
3.2 Законодательная база аудита в Кыргызской Республике. 101
3.3 Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов в Кыргызской Республике. 122
3.4 Анализ ситуации на рынке аудиторских услуг в Кыргызской Республике. 130
3.5 Перспективы развития аудита в Кыргызской Республике 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 152

Список используемой литературы 159

Файлы: 1 файл

diplom1_kg.doc

— 997.50 Кб (Скачать файл)

В основном проведение аудита на 80% определяется действующими системами  бухгалтерского учета и отчетности, а также налоговым законодательством. Развитие информационной базы аудита на микроуровне будет, на наш взгляд существенно расширяться. И в дальнейшем это изменится за счет увеличения удельного веса неучтенных источников информации, характеризующих состояние внешней среды: рынков товаров и услуг, их конкурентоспособности, процентных ставок и котировки валюты, устанавливаемых государственными коммерческими банками, рынка услуг и рабочей силы и т.д. Создание комплексных автоматизированных систем предпринимательской информации — задача весьма сложная, но как показала международная практика, вполне осуществимое мероприятие.

В рыночных условиях функцией маркетинга является ценообразование  и определение ценовой политики. Кроме калькуляции себестоимости  товаров и услуг с учетом средней  нормы, прибыли, ценовая политика должна определяться на основе анализа предпринимательской деятельности, и, в конечном счете, определяется уровень заключения договорных цен. Особенности формирования договорных цен — использование системы коммерческих поправок к цене, количественное значение которых зависит от конкретных условий договора. Вместе с тем при окончательном согласовании договорных цен возможна их корректировка в зависимости от результатов системно-ориентированного аудита предпринимательской деятельности на момент подписанного контракта или договора. Существенное влияние при этом оказывают финансовое положение и платежеспособность хозяйствующих субъектов, состояние «портфеля заказов» и другие факторы. В отдельных случаях договорные цены могут быть убыточные, если это целесообразно для субъектов по причинам объективного характера.

В переходных условиях предпринимательская деятельность приобретает многоплановый характер. Она предполагает тесное взаимодействие всех предпринимательских и обслуживающих служб субъектов, включая маркетинговую. Контрактные или договорные цены формируются с помощью приемов и методов предпринимательской калькуляции, которая также становится важнейшей функцией маркетинговой деятельности и конфиденциальности калькуляции, существует прямая и обратная информационная и методологическая связь.

В рыночных условиях аудит предпринимательской деятельности становится важной функцией и менеджмента. Умело и целенаправленно организовать аналитическую работу на хозяйствующих субъектах — значит обеспечить синтез аналитической информации, как отдельных функциональных служб так и служб менеджмента. Поэтому не случайно организационная структура иностранных фирм предусматривает обособление аналитических служб (центральное аналитическое бюро), результатов всех практикуемых видов аудита (первоначального, согласованного, обязательного и инициативного). В экономических структурах развитых капиталистических государств имеются специальные научно-исследовательские подразделения, разрабатывающие методику аудита базирующего на риске.

Рыночная экономика  требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области аудита предпринимательской деятельности и конфиденциальной калькуляции, сочетающих в себе умение выполнять комплексные работы учетно-аналитического, валютно-финансового, технико-производственного, сбытового и последовательного характера. Такие требования и определяют сегодня квалифицированный уровень менеджера.

Особой задачей, аудиторской  проверки в современных условиях является аудит базирующего на риске. Затратный метод, существовавший ранее, административно-командное управление, широко распространенная практика дотированная убыточных предприятий заменяются гибкой предпринимательской системой, действительно связанной с коммерческим риском.

В условиях рыночной экономики, риск — категория часто с конкурентной непредсказуемостью, значительно объективная, доставляющая массу хлопот предпринимателям, ведущим хозяйственно-финансовую деятельность при любой форме собственности. Преодолеть возникающие трудности с наименьшим риском можно при двух непременных условиях:

1) с помощью организации  тщательного анализа затрат живого и общественного труда, регулярного учета, контроля и аудита себестоимости в процессе производства и реализации продукции (промышленного и потребительского назначения). Здесь первостепенная роль принадлежит производственной и торговой калькуляции. Именно она должна превратиться в надежную линию, которая поможет проложить верный курс в море свободной экономики. Пока действующая практика свободного ценообразования меньше всего опирается на точные калькуляционные расчеты в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Наблюдающийся ценовой беспредел, свободная накрутка цен во многом порождаются крайним ослаблением, а порой и полным отсутствием контроля и аудита со стороны аудиторских служб за процессом ценообразования;

2) кардинальной перестройкой анализа потребительского спроса в условиях либерализации цен. Изучение потребительского спроса является слабым местом республиканской экономики. Централизованное обеспечение фондами, сложная система управления товарными потоками, многозвенная система прохождения любого товара делали его путь от производителя к потребителю поистине «тернистым».

Международный подход, мировой  стандарт, мудро выраженный в формуле  «из рук производителя в рот  потребителя», сплошь и рядом нарушался.

В процессе управления предпринимательской деятельностью его содержательный и хронологический аспекты позволяют выделить основные этапы — предварительный, оперативный и заключительный, тем самым классифицировать виды аудита предпринимательской деятельности в соответствии с этими признаками. Учитывая, что управление предпринимательской деятельностью представляет собой синтетический процесс, следует указать, что на практике виды аудита вряд ли могут существовать обособленно друг от друга, так сказать, в «чистом» виде. Вместе с тем, понимание методологических особенностей различных видов аудита чрезвычайно важно для организации предпринимательской работы на хозяйствующих субъектах.

Рыночные отношения, как  известно, характеризуются динамичностью  конъюнктуры внешнего и состоянием внутреннего аудита субъектов. Поэтому усиление роли и значения в ближайшем будущем оперативного управления и, как следствие, внутреннего аудита представляется вполне очевидным.

Предпосылкой внутреннего  аудита на субъектах является использование  компьютерных технологий сбора, обработки и хранения оперативной экономической информации. Факт существенного отставания экономики страны от общепринятых стандартов компьютеризации общеизвестен и не требует дополнительной констатации. Отсюда нерешенность задачи оперативного учета товарной реализации в розничной торговле, что, в свою очередь, является наиболее существенным фактором, сдерживающим внедрение в практику методов внутреннего аудита и управления.

Одним из основных условий  организации внутреннего аудита является прочная унифицированная информационная и правовая база, для чего Министерством финансов утвержден Генеральный план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, и инструкции по его применению, единые формы бухгалтерской отчетности. Они введены в действие с 1 января 1998 года, а затем дополнены и заменены на План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности (разработанные в соответствии с МСФО) от 18 ноября 2002 года (постановление № 28, Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по стандартам финансовой отчетности и аудиту) и обязательны для всех предприятий, объединений и организаций (кроме банков и бюджетных учреждений), включая предприятия с участием иностранных инвесторов (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. А с 1 октября 1997 года приказом Министерства финансов Кыргызской Республики было утверждено 18 национальных стандартов бухгалтерского учета, которые введены с 1 января 1998 года. однако в настоящее время предписывается руководствоваться не КСБУ, а МСФО, так как План счетов разработан в соответствии с ними.

Постановлением правительства  Кыргызской Республики от 26 января 1993 г. № 33 было утверждено «Временное положение  об аудиторской деятельности в республике Кыргызстан». На основании вышеуказанного постановления приказом Министра экономики и финансов Кыргызской Республики от 13 сентября 1993 г. № 47-п/3 утверждено «Положение о Совете по аудиторской деятельности Кыргызской Республики» и приказом от 13 сентября 1993 г, № 48-п/3 утверждено «Положение о порядке лицензирования аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики».

Решением Совета по аудиторской  деятельности в ноябре 1993 г. выданы первые лицензии па право занятий аудиторской деятельностью следующим юридическим лицам: Аудиторско-консультационной фирме «Кыргызаудит», Обществу с ограниченной ответственностью «Аудит ЛТД», Обществу с ограниченной ответственностью аудиторской фирме «Эсеп ЛТД».

В перспективе аудиторские фирмы по заказам предприятий или коммерческих банков будут производить регулярные проверки и анализ состояния платежеспособности и финансовой устойчивости, экономической эффективности и рентабельности; оценивают реальность статей баланса, реальность финансового отчета. Без положительного заключения аудиторской фирмы ни один банк не вступит в кредитно-коммерческие отношения с предприятием, товариществом, акционерным обществом и т.д.

Когда предприятие или  организация объявляется банкротом, анализируя баланс и реальность оставшегося имущества финансового состояния, финансовой отчетности, обуславливаемые всей производственно-коммерческой деятельностью предприятия, аудиторская фирма должна дать конечные оценки, выносит суждения о продаже его с торгов на конкурсной основе или же передаче банку для последующего использования. С целью нормализации организации бухгалтерского учета и аудита в Кыргызской Республике, адаптация их, на международный стандарт были разработаны и изданы в Законах «О бухгалтерском учете» (2 апреля 2002 года) и «Об аудиторской деятельности» (3 июня 1998 года).

Принимая все это  во внимание можно представить следующую  схему аудита:

 

Структурная схема аудита         Схема 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Становление и развитие аудита в России.

 

Человечество всегда проявляло большой интерес к  основам управления экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки утверждают, что человечество знакомо с определенными  видами отчетности уже не менее 6000 лет. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания) вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а также больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции, удержанием в покорности многонационального населения обширных территорий первых цивилизаций. А люди-функционеры, составлявшие жесткий контрольный аппарат в каждой из таки древних империй, нередко получали почти официальный титул «глаза и уши царя».

Многие фундаментальные  экономические процессы и механизмы с безусловным признанием важности учета и контроля рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и др. Разумеется, об учете и контроле древние авторы говорили хотя и веско, но немного. Впрочем, и в том немногом есть любопытные вещи. Так, Аристотель в своей «Политике» четко разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием, что проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля. Таким образом, еще от древних философов идет понимание того, что проверяющий должен быть равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а, кроме того, что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых.

Первые документы об аудиторах, буквально с этим названием  профессии (и даже имена этих аудиторов), найдены в источниках другого  конца Европы. Среди наиболее полных источников англоязычных стран, содержащих учетные документы и упоминания об аудиторах, ученые считают архив Казначейства Англии и Шотландии, датируемый 1130г.; Лондонское Сити подвергалось аудиту по крайней мере в 1200-е гг.

Продолжалось развитие форм контроля и в средние века. Если уж сильно, чересчур проворовавшихся людей в ту пору нередко вешали или четвертовали, то явно полагается, что перед этим компетентные люди выслушивали их отчеты и предъявляли им доказательства их виновности. И вообще, «практика слушания отчетов», восходящая к тем временам, когда читать умели очень немногие, просуществовала до XVII столетия. Сам термин «аудит» происходит от латинского слова, означающего «слушание».

На протяжении полутора веков они были и ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и морском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, и функции русских аудиториатов были значительно шире, нежели обычных небольших аудиторских фирм на Западе.

Звание аудитора в  России впервые было введено Петром I, который в воинском уставе 1716 года и в табели о рангах к воинским чинам причислил и аудитора. Звание это Петр I заимствовал в Польше, где аудитор означал судью, затем лицо, участвующее в судебном слушании, наконец следователя. Аудиторы избирались, в основном, из числа прапорщиков. По воинскому уставу во главе всех аудиторов был поставлен генерал-аудитор, при котором в качестве помощников состояли генерал-аудитор-лейтенант и несколько обер-аудиторов. В 1797 году аудиторы были переименованы в статские чины. Вследствие недостатка в армии аудиторов повелено было в 1817 году избрать из военно-сиротских отделений 100 человек способных кантонистов, а в 1819 году — еще 80 для приготовления к занятию должности аудитора. Все эти кантонисты под названием «аудиторский писарь» были прикомандированы к аудиторскому департаменту; по положению 1816 года, они «по выдержании особого экзамена» производились в аудиторы. В 1833 году, с целью образования аудиторов для военно-сухопутных и морского ведомств, была учреждена школа при петербургском батальоне военных кантонистов, переименованная затем в Аудиторское училище. На базе офицерских классов училища в 1867 году была образована Военно-юридическая академия. В Аудиторское училище принимались молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет. Для практического знакомства воспитанников с их будущей деятельностью, по назначению генерал-аудитора, в училище из аудиторского департамента доставлялись законченные производством военно-судебные дела. Воспитанники, окончившие полный курс наук в училище, выпускались или аудиторами с чином коллежского регистратора, пли же аудиторскими помощниками унтер-офицерского звания, которые через год производились в классный чин. Таким образом, в России начала XVIII — конца XIX века аудиторами назывались именно юристы, только военные. В 1859 году были значительно усилены оклады содержания, получаемого аудитором. Должность аудитора учреждалась при всех военно-судных местах, а также при главнокомандующих, главных командирах портов и других лицах, к компетенции которых относилось рассмотрение военно-судебных дел. При дивизиях и корпусах состоялись аудиторы высшего разряда, называвшиеся обер-аудиторами; при военных министерствах — генерал-аудиторы. С введением в России военно-судебной реформы 1867 года должность аудитора была упразднена; обязанности генерал-аудитора перешли к главному военному прокурору, а надзор за всеми военно-судными местами сосредоточился в Главном военном суде. В первоначальном проекте учреждения государственного совета аудиторами названы были вторые чины государственной канцелярии; но при выработке окончательной редакции, это слово было заменено названием «помощник статс-секретаря». По своему характеру, должность аудитора не отличалась единством; она совмещала в себе черты должностей делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора». Обязанности аудитора заключались в следующем: он должен был представлять суду материалы по делу, допрашивать подсудимого и свидетелей, собирать необходимые для ведения судебного следствия справки и доказательства, составлять протоколы судебных заседаний и определения, предлагать Их на утверждение суда, вести судебную переписку.

Информация о работе Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике