Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 11:09, курсовая работа
Исходя из поставленной цели задачами настоящей выпускной квалификационной работы являются:
рассмотрение сущности товарооборота;
изучение роли товарооборота и его значения в экономике;
рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, внешних и внутренних факторов влияющих на товарооборот;
изучение методики анализа, расчета факторов влияющих на товарооборот;
поиск путей увеличения объема продаж и разработка на этой основе мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии.
Как видно из табл.2.3.8, на развитие розничного товарооборота оказали следующие факторы:
Рассмотрим влияние вышеуказанных факторов на выполнение плана розничного товарооборота и на динамику товарооборота.
В целом влияние вышеуказанных факторов обеспечило прирост товарооборота по отношению к плану, при этом:
В совокупности влияние изменения производительности труда и изменения численности торгово-оперативных работников составило 24,1-3,7=20,7 тыс. руб. РФ.
Следующие факторы обеспечили прирост товарооборота за 9 мес. 2009г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года, при этом:
В совокупности влияние изменения производительности труда и изменения численности торгово-оперативных работников, повышения производительности с учетом роста розничных цен на товары составило:
98,5 + 17,1 + 1,2 = 115,5 тыс. руб. РФ.
Рассмотрим влияние основных фондов магазина «Восход» на динамику товарооборота. Для этого произведем расчет фондоотдачи за 9 мес. 2008 г. (ФОб) и 9 мес. 2009 г. (ФОо) по формуле (14):
ФО б = 82363/1348 = 61,10 тыс. руб. РФ.
ФО о =197944/1352 = 146,41 тыс. руб. РФ.
Как видно из расчета, фондоотдача в 2009г. увеличилась по сравнению с 2008 г. на 85,31 тыс. руб. РФ и составила 146,41 тыс. руб. РФ.
Далее рассчитаем влияние фондоотдачи основных фондов и среднегодовая стоимость основных фондов на розничный товарооборот:
dТФО= (146,41-61,10) *1348 = 114997,88 тыс. руб. РФ,
dТОФ= (1352-1348) *146,41 = 585,64 тыс. руб. РФ.
Оценивая влияние внешних факторов на динамику товарооборота можно сказать, что на уровень товарооборота значительное влияние оказал рост цен. За счет ценового фактора товарооборот магазина «Восход» увеличился за 9 мес. 2009 г. на 19,8% по отношению к аналогичному периоду 2008 г.:
(197 944 - 181 600) / 82363 * 100 = 19,8%.
Проведем комплексный анализ влияния факторов внешней среды на динамику товарооборота магазина «Восход» за рассматриваемый период. В качестве основных факторов выберем среднемесячную зарплату работающих города, численность населения города и индекс цен. Исходные данный сведем в табл.2.3.9 и обозначим каждый фактор соответствующим индексом.
Таблица 2.3.9
Исходные данные для расчета влияния внешних факторов на развитие розничного товарооборота по магазину «Восход», тыс. руб. РФ
тыс. руб. РФ
Показатель |
9 мес. 2008 г. |
9 мес. 2009 г. |
Темп роста |
Увеличение,% |
Индекс |
Среднемесячная зарплата работающих города |
15,4 |
17,4 |
112,99 |
13,0 |
а1 |
Численность населения города |
320,9 |
322,4 |
100,47 |
0,0047 |
а2 |
Индекс цен |
100,0 |
109,0 |
109,00 |
0,09 |
а4 |
В заключение вопроса следует отметить, что на динамику товарооборота магазина «Восход» оказывает влияние большое количество внешних и внутренних факторов, которые необходимо анализировать с целью оптимизации управления процессом товарооборота и максимизации прибыли.
3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ОАО «Крипфарма-УРАЛСИБПРОМ» (МАНАЗИН «ДАОТАН»)
3.1 Прогнозирование товарооборота как один из путей увеличения его объема
В предыдущей главе проведен анализ товарооборота организации, а также проанализировано влияние отдельных факторов на динамику товарооборота. Однако в условиях рыночной экономики эффективная деятельность организаций розничной торговли зависит от полноты и качества планирования и прогнозирования.
Для повышения обоснованности разрабатываемых прогнозов необходимо знать подходы, принципы, методы научного предвидения. Это помогает понять суть происходящих в обществе событий, принимать вероятностные решения в различных ситуациях.
Прогнозированием показателей работы организации розничной торговли практически не занимаются. Однако некоторые торговые организации предпринимают попытки разработки прогнозирования показателей работы на предстоящие 2-3 года. Целью разработки таких прогнозов, как правило, является определение размера ожидаемой прибыли на предстоящий период. Кроме того, проводимые расчеты позволяют выявить возможные источники финансирования развития материально-технической базы этих торговых организаций.
Прогноз представляет собой вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния анализируемого явления (объекта) в будущем.
Вышесказанным обусловлена необходимость организации и проведения на постоянной основе работ по прогнозированию деятельности в магазине «Восход». Прогнозирование деятельности при этом должно включать в себя разработку следующих видов прогноза:
Рассмотрим процесс организации и проведения работ по прогнозированию деятельности магазина «Восход» с точки зрения увеличения товарооборота.
Исходными данными для прогнозирования товарооборота должны быть данные о продажах товаров за предыдущие периоды. Для целей прогнозирования эта информация должна использоваться как в целом по организации, так и в разрезе его подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров (товарных позиций).
В связи с этим организации необходимо создание и ведение базы данных о фактических показателях товарооборота с использованием систем управления базами данных на ЭВМ.
Прогнозирование товарооборота магазина «Восход» должно осуществляться с использованием передовых научных достижений и практических разработок в следующей последовательности:
1. Проведение глубокого экономического анализа товарооборота по торговой деятельности за ряд предыдущих периодов (месяцев, кварталов, лет) в увязке с конечными финансовыми результатами организаций;
2. Оценка тенденций развития товарооборота в целом и по отдельным товарным группам (товарам);
3. Расчет и изучение динамики товарооборота в целом, в разрезе подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров за ряд лет, выявление причин изменения и прогнозирование этих показателей;
4. Количественная оценка влияния факторов на общий уровень товарооборота, а также прогнозная оценка факторного влияния на текущий товарооборот предприятия. При этом значительное внимание должно уделяться не только внутренним, но и внешним факторам.
Аналитическая практика показывает, что методические подходы к прогнозированию и планированию деятельности торговых организаций, практически не различаются.
Прогнозирование товарооборота ЗАО «СИА Интернейшнл-Владивосток» должно включать в себя как субъективный (мнение специалистов), так и объективный (экономико-математические расчеты) элементы.
В деятельности по прогнозированию должны сочетаться долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный прогнозы.
Долгосрочный и среднесрочный прогнозы должны касаться стратегических решений, краткосрочный прогноз - тактика фирмы.
При разработке прогнозов необходимо использовать комплекс простых и сложных методов прогнозирования, чтобы решать задачи различного уровня сложности и повысить точность расчетов, поскольку никакой из методов не может в полной мере учесть все параметры и аспекты развития рынка.
Прогнозирование и планирование розничного товарооборота необходимо проводить с использованием следующих методов:
При прогнозировании необходимо учитывать влияние как можно большего количества факторов, оказывающих влияние на уровень товарооборота.
Составление прогнозных данных о развитии товарооборота предприятия должно производится с учетом максимальной и минимальной границ показателей.
Под минимальной границей понимают нижний предел, за которым дальнейший уровень товарооборота не может быть признан целесообразным и повлечет за собой ухудшение финансового состояния организации, сложности с доставкой товаров, снижение культуры обслуживания, текучесть кадров и т.д.
Максимальная граница уровня товарооборота предусматривает такую его величину, которая обеспечивала бы торговой организации достижение максимальной эффективности имеющихся материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов. Переход за границу оптимального уровня товарооборота приведет к снижению эффективности хозяйственной деятельности организации.
Технология расчета прогнозного размера розничного товарооборота (объема продаж) по магазину «Восход» должна включать в себя три этапа.
На первом этапе определяется необходимая величина прибыли, остающаяся в распоряжении организации и направляемая для реализации программы производственного и социального развития организации и удовлетворения интересов собственника. В соответствии с ныне действующим порядком важнейшими направлениями распределения чистой прибыли являются (прогнозный расчет производится экспертным путем с учетом реальной потребности предприятия в этих расходах):
На втором этапе необходимо произвести увязку рассчитанной потребности в прибыли с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности. В этих целях определяется необходимый размер валового дохода и допустимый уровень расходов на реализацию с использованием для расчетов данных о сложившихся размерах за предыдущий базовый, период с учетом экспертной оценки их достоверности и оптимальности. Эти расчеты целесообразно дополнить проверкой полученных результатов путем сопоставления их с прогнозной величиной объема продаж, определенной другими методами (на основе покупательных фондов населения, размера спроса на реализуемые товары, товарных ресурсов и др.).
При получении нереально высокого для организации результата, требующего резкого роста товарооборота, сбалансированность между объемом продаж и валовыми доходами, между необходимой и возможной прибылью может быть обеспечена управлением структурой товарооборота, размерами торговых надбавок, расходов на реализацию, достижением оптимальных отношений с владельцами кредитных ресурсов, выпуском и приобретением ценных бумаг и т.п.
Если же рассчитанный объем товарооборота, исходя из потребности в прибыли, окажется ниже возможностей организации, то необходимо предпринять шаги по увеличению объемов реализации, по диверсификации его деятельности. В противном случае, может сложиться ситуация, ведущая к банкротству, поскольку заинтересованность в развитии организации, сотрудничестве с ней падает и у её контрагентов (банки, поставщики, работники) и у собственников.
На третьем этапе, после необходимых корректировок объема товарооборота, приведения его структуры в соответствие с покупательными фондами и спросом населения рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации (объем и структура товарного обеспечения, валовые доходы, расходов на реализацию, финансовый план, необходимая численность работников, потребность в кредитах и т.д.).
Далее проведем прогнозные расчеты товарооборота за период январь-сентябрь 2009 г. (Полученные результаты поместим в табл.3.1.10)
В результате получим:
.
Тогда:
= 21,944 + 0,709t.
Таким образом, линейная зависимость товарооборота от прогнозируемого периода выражается полученной формулой. Далее с помощью полученных значений рассчитаем выровненный товарооборот и полученные данные занесем в графу 6 табл.3.1.9
Таблица.3.1.10
Годы |
Товаро-оборот, млн. руб. РФ |
t |
t2 |
yt |
Выравненный товарооборот по прямой, |
Отклонение фактического значения от выравненного, (у- |
(у- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
t1 |
17,759 |
-4 |
16,0 |
-71,036 |
19,158 |
-1,399 |
1,957 |
t2 |
18,912 |
-3 |
9,0 |
-56,736 |
19,867 |
-0,955 |
0,912 |
t3 |
21,813 |
-2 |
4,0 |
-43,626 |
20,576 |
1,237 |
1,530 |
t4 |
21,078 |
-1 |
1,0 |
-21,078 |
21,285 |
-0, 207 |
0,043 |
t5 |
24,142 |
0 |
0,0 |
0 |
21,994 |
2,148 |
4,614 |
t6 |
23,151 |
1 |
1,0 |
23,151 |
22,703 |
0,448 |
0, 201 |
t7 |
24,845 |
2 |
4,0 |
49,69 |
23,412 |
1,433 |
2,053 |
t8 |
22,830 |
3 |
9,0 |
68,49 |
24,121 |
-1,291 |
1,667 |
t9 |
23,414 |
4 |
16,0 |
93,656 |
24,830 |
-1,416 |
2,005 |
Итого |
197,944 |
0 |
60,0 |
42,511 |
197,946 |
14,982 |
Информация о работе Анализ товарооборота и факторов влияющих на его изменение