Анализ товарооборота и факторов влияющих на его изменение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели задачами настоящей выпускной квалификационной работы являются:
 рассмотрение сущности товарооборота;
 изучение роли товарооборота и его значения в экономике;
 рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, внешних и внутренних факторов влияющих на товарооборот;
 изучение методики анализа, расчета факторов влияющих на товарооборот;
 поиск путей увеличения объема продаж и разработка на этой основе мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Анализ товарооборота и факторов, влияющих на его изменение.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Экономический анализ товарооборота предприятия

 

Произведем анализ товарооборота магазина «Восход» с целью определения эго эффективности. Прежде всего проведем анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота рассматриваемой организации. Для этого следует сказать, что каждому подразделению предприятия ежемесячно доводится план товарооборота в тыс. руб. РФ.

Ритмичность выполнения плана товарооборота представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 2. Из него видно, что в целом за 9 мес. 2009 г. выполнение плана по товарообороту составило 111,7%, что составляет 20 744 тыс. руб. РФ. Анализируя выполнение плана товарооборота магазина «Восход» видно, что имеет место как перевыполнение плана по товарообороту так и невыполнение плана. Наибольший показатель перевыполнения плана отмечается в марте (158,1%), наименьший - в августе 2009 г. (93,2%). Если проводить анализ выполнения плана товарооборота в разрезе кварталов, то наибольший показатель выполнения плана наблюдается в 1 кв. (150,2%), наименьший - во 2 кв. 2009 г. (103,6%). Невыполнение плана можно объяснить прежде всего темпом роста товарооборота в целом и стремлением руководства магазина спланировать объем товарооборота следующего месяца в зависимости от его уровня за предыдущий месяц.

Тем не менее, из-за невыполнения плана по товарообороту организацией было недополучено 699+1670+786 = 3155 тыс. руб. РФ. выручки.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост товарооборота составил в действующих ценах 115581 тыс. руб. РФ. или 240,3%.

Наибольший прирост товарооборота наблюдается в июле 2009 г. по сравнению с июлем 2008 г. на 15 324 тыс. руб. РФ или на 260,9%., наименьший - в январе 2009 г. (9138 тыс. руб. РФ или на 206,0% соответственно).

Наибольший прирост товарооборота в квартальном разрезе наблюдается во 2 кв. 2009 г. по сравнению с 2 кв. 2008 г. (250,1%), наименьший - в 1 кв. (219,0%).

Как видно из данных ПРИЛОЖЕНИЯ 2, в 2009 г. наблюдается резкое увеличение товарооборота по сравнению с 2008г., что вызвано увеличением торговых площадей, численности персонала а также тем, что предприятие является сравнительно новым и в течение 2008 г. происходил процесс формирования постоянного круга покупателей.

Равномерность развития товарооборота торговой организации можно более углубленно проанализировать, используя данные табл.2.2.3

Таблица 2.2.3

Информация о доле каждого квартала в розничном товарообороте магазина «Восход»,%

Квартал

Фактически за 9 мес. 2008 г.

Фактически за 9 мес. 2009 г.

Отклонение

план

фактически

от плана

от прошлого года

1

32,4

22,0

29,6

7,6

-2,9

2

33,2

37,2

34,5

-2,7

1,3

3

34,4

40,8

35,9

-4,9

1,5

Всего

100,0

100,0

100,0

0,0

0,0


 

Товарооборот магазина восход распределялся по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был третий квартал, наименее напряженными - первый и второй. Вместе с тем из данных табл.2.2.3 видно, что по удельному весу невыполнение плана составило во 2 кв. 2009 г. - 2,7%, в 3. кв. 2009 г. - 4,9.

Для определения равномерности развития розничного товарооборота составим график выполнения плана по месяцам (рис.2.1).

Рис.2.1 Равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам.

Как видно из динамики выполнения плана на рис.2.1, за анализируемый период в течение 3 месяцев не был выполнен план товарооборота (июнь - 97,1%, август - 93,2% и сентябрь - 96,8%). Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что предприятие сравнительно недавно работает, подобные отклонения от плана вполне объяснимы. В подтверждение этого можно заметить, что начиная, с 4 месяца года колебания фактического значения товарооборота значительно снижаются по сравнению с 1 кварталом.

Далее исчислим и проанализируем коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров :

 

+    +

24,52.

 

Коэффициент вариации (неравномерности) выполнения плана розничного товарооборота по месяцам отчетного года по торговой организации равен:

Кравн = 100 - 21,96 = 78,04.

Таким образом, выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным на 78,04%, что является достаточно низким показателем.

После изучения общего объема розничного товарооборота проанализируем его состав (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Как видно из ПРИЛОЖЕНИЯ 3, магазин «Восход» перевыполнил план продажи товаров населению за наличный и безналичный расчет на 20744 млн. р. (на 11,7%), в том числе продовольственных товаров - на 20168 тыс. руб. РФ, непродовольственных - на 576 тыс. руб. РФ. Так как продажа товаров магазин в кредит не производится, 100% продаж было осуществлено за наличный и безналичный расчет (посредством банковских пластиковых карт).

Вместе с тем, реализация непродовольственных товаров по отношению к плану составила 103,8%, а продовольственных - 112,4%. Удельный вес продовольственных товаров в структуре товарооборота составил 92,1%, непродовольственных - 7,9%. Темп роста товарооборота продовольственных товаров за 9 мес. 2009 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил в действующих ценах - 242,2%, в сопоставимых ценах - 222,2%. Темп роста товарооборота непродовольственных товаров за 9 мес. 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. составил в действующих ценах - 220,8%, в сопоставимых ценах - 202,5%. Как видно, темп тоста товарооборота продовольственных товаров выше, чем темп роста товарооборота непродовольственных товаров на 19,7%. Кроме этого, отклонение фактического товарооборота от планового привело к изменению его структуры: в 2009 г. удельный вес непродовольственных товаров увеличился на 0,6% по отношению к плану, а в 2008 г. наоборот уменьшился на 0,7%. Удельный вес товарооборота непродовольственных товаров очень мал и в целом незначительно влияет на развитие товарооборота магазина «Восход».

Информация о динамике ассортимента и структуры розничного товарооборота магазина «Восход приведена в ПРИЛОЖЕНИИ 4. Как видно из ПРИЛОЖЕНИЯ 4, наибольший удельный вес в структуре товарооборота магазина «Восход» занимают 3 товарные группы: мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты и винно-водочные изделия. Общий удельный вес данных товарных групп составляет около половины всего товарооборота.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом (долей) отдельных товарных групп и товаров в общем объеме товарооборота. Так, по сравнению с прошлым годом возросла доля в товарообороте рыбы и рыбопродуктов, хлебобулочных изделий, муки, крупы и макаронных изделий, а также продовольственных товаров, не вошедших в основные группы (прочие продовольственные товары) и соответственно уменьшился удельный вес других товарных групп и товаров.

Кроме этого, из ПРИЛОЖЕНИЯ 4 можно получить информацию о темпах роста или уменьшения товарооборота отдельных товарных групп, что является исключительно важным при планировании и прогнозировании структуры и объема товарного ассортимента на будущие периоды. Так, за 9 мес. 2009 г. наиболее быстрыми темпами рос товарооборот продовольственных товаров, не вошедших в основные группы (прочие продовольственные товары) - темп роста составил 546% в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году, хлебобулочных изделий - 428,9%, что объясняется увеличением производства собственной продукции пекарным цехом, а также муки, крупы и макаронных изделий (рост 336,9%), что в значительной степени обусловлено ростом цен на данную группу товаров в целом по Российской Федерации.

Наименьший темп роста (снижения) товарооборота отмечается по следующим товарам и товарным группам: чай - 98,7%; винно-водочные изделия - 140,3%; сахар - 144,8%.

Для более полного понимания динамики товарооборота магазина «Восход» проведем анализ товарооборота отдельными структурными подразделениями. Как видно из ПРИЛОЖЕНИЯ 5, наибольший рост товарооборота наблюдается в отделе сопутствующих товаров (398,4% или 4733 тыс. руб. по отношению к прошлому году), в пекарском цехе (392,4% или 6366 тыс. руб. по отношению к прошлому году) и в бакалейном отделе (293,2% или 13820 тыс. руб. по отношению к прошлому году). Наименьший рост отмечается в вино-водочном отделе (152,9% или 7334 тыс. руб. по отношению к прошлому году в действующих ценах).

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 также показывает процент выполнения плана по товарообороту подразделениями магазина «Восход». По всем отделам и цехам отмечается рост товарооборота по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Наиболее успешной в части роста товарооборота за 9 мес. 2009г. была работа следующих отделов:

  • отдел сопутствующих товаров - план 9 мес. выполнен на 197,5%, что составляет 45708 тыс. руб. РФ, перевыполнение составило 3119 тыс. руб. РФ;
  • пекарский цех - план 9 мес. выполнен на 194,2%, что составляет 8543 тыс. руб. РФ, перевыполнение составило 4143 тыс. руб. РФ;
  • салатный цех - план 9 мес. выполнен на 127,1%, что составляет 6278 тыс. руб. РФ, перевыполнение составило 1338 тыс. руб. РФ.
    • Не выполнили план следующие отделы:
  • гастрономический отдел - выполнение плана составило 94,7%, недополучено выручки 1907 тыс. руб. РФ;
  • бакалейный отдел - выполнение плана составило 97,3%, недополучено выручки 588 тыс. руб. РФ.

По данным таблицы проведем группировку подразделений по степени выполнения плана товарооборота. По данным такой группировки произведем подсчет потери в товарообороте в связи с недовыполнением плана отдельными структурными подразделениями (табл.2.2.4).

Таблица 2.2.4

Группировка структурных подразделений магазина «Восход», по степени выполнения плана розничного товарооборота в действующих ценах за отчетный год

Степень выполнения структурными подразделениями плана товарооборота

Коли-чество подраз-делений

Розничный товарооборот, тыс. руб. РФ

Удельный вес,%

план

факти-чески

% выполне-ния плана

отклоне-ние от плана

в количестве подразде-лений

в факти-ческом товаро-обороте

До 95%

1

35750

33843

94,7

-1907

11,1

17,1

От 95% до 100%

1

21560

20972

97,3

-588

11,1

10,6

От 100% до 110%

1

20450

21191

103,6

741

11,1

10,7

Свыше 110%

6

99440

121938

122,6

22498

66,7

61,6

Всего

9

177200

197944

111,7

20744

100,0

100,0


 

Из данных табл.2.2.4 видно, что семь подразделений выполнили план розничного товарооборота. Ими сверх плана реализовано товаров на 23239 тыс. руб. РФ, что составляет 11,7% к плановому общему объему товарооборота (23239: 177200 х 100). Два структурных подразделения не справились с плановым заданием. В связи с этим потери товарооборота составили 2495 тыс. руб. РФ, или 1,4% к плану (2495: 177200 х 100).

Для изучения и оценки динамики розничного товарооборота в действующих и сопоставимых ценах в разрезе отдельных структурных подразделений составим табл.2.2.5

За период 9 мес. 2009 г. во всех структурных подразделениях магазина «Восход» розничный товарооборот в как в действующих, так и в сопоставимых ценах растет высокими темпами. Наибольший рост отмечается в отделе сопутствующих товаров (365,5% или 4211 тыс. руб. РФ), пекарском цехе (360% или 5661 тыс. руб. РФ), в бакалейном отделе (269% или 12088 тыс. руб. РФ) и в салатном цехе (241,4% или 3374 тыс. руб. РФ).

Значительное влияние на выполнение плана по росту товарооборота оказывают товарные запасы. По магазину «Восход» имеются следующие данные о движении товаров (табл.2.2.5).

Таблица 2.2.5

Информация о динамике розничного товарооборота в сопоставимых ценах отдельных структурных подразделений магазина «Восход», тыс. руб. РФ

Структурное подразделение

Фактически

Отклонение отчетного года от прошлого года

Отчетный год в% к прошлому году

за 9 мес. 2008 г.

за 9 мес. 2009 г.

гастрономический отдел

15455

31049

15594

200,9

бакалейный отдел

7152

19240

12088

269,0

вино-водочный отдел

13857

19441

5584

140,3

отдел МРО

18148

41934

23786

231,1

отдел сопутствующих товаров

1586

5797

4211

365,5

мясной цех

16453

39059

22606

237,4

рыбный цех

5149

11483

6334

223,0

салатный цех

2386

5760

3374

241,4

пекарский цех

2177

7838

5661

360,0

Всего

82363

181600

99237

220,5

Информация о работе Анализ товарооборота и факторов влияющих на его изменение