Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности и проблемы организации и управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, определить результативность внешнеэкономической деятельности и разработать меры по повышению эффективности в современных экономических условиях. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и формы внешнеэкономической деятельности;
- описать систему управления и нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности;
Введение
1 Теоретические аспекты организации внешнеэкономической деятельности
1.1 Сущность внешнеэкономической деятельности. Её формы и виды
1.2. Принципы организации внешнеэкономической деятельности предприятия
2 Характеристика внешнеэкономической деятельности ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции»
2.1 Организационная характеристика деятельности
2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности ОАО «ССЗОР»
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия
2.3 Совершенствование внешнеэкономической деятельности предприятия
3 Совершенствование внешнеэкономической деятельности предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1. Производственная структура ОАО «ССЗОР»
Приложение 2. Взаимосвязь ОВЭС ОАО "ССЗОР" с другими структурными подразделениями
Приложение 3. Бухгалтерская отчетность ОАО «ССЗОР» за 2011 г.
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что финансово-хозяйственная деятельность ОАО «ССЗОР» за анализируемый период приносит предприятию прибыль. Причем, наблюдается тенденция к снижению прибыли. За исследуемый период уровень чистой прибыли снизился на 22,81 %.
В течение исследуемого периода наблюдается увеличение объемов производства, а, следовательно, увеличение выручки от реализации и себестоимости строительства. В результате реализационной деятельности ОАО «СЗОР» получает прибыль, размер которой снизился по сравнению с 2009 годом на 31,93% или на 39 663 тыс. руб.
Сальдо прочих доходов и расходов в 2011 году ОАО «ССЗОР» за период имеет отрицательное значение, то есть прочие расходы превышают прочие доходы. С течением времени этот показатель значительно уменьшился.
В результате деятельности ОАО «СЗОР» был получен положительный конечный результат – чистая прибыль, размер которой в 2011 году составил 69 731 тыс.рублей.
Экономический рост предприятия характеризуется увеличением объемов деятельности предприятия. Прирост объема выпуска и продаж продукции зависит от роста его имущества (активов). Для этого требуются дополнительные финансовые ресурсы.
Порядок расчета наиболее распространенных показателей доходности и рентабельности приведен в таблицах 9 и 10.
Таблица 9
Основные показатели доходности за 2009-2011 гг.
Коэффициент доходности |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение (+,-) 2011 г. от | |
2009 г. |
2010 г. | ||||
Доходность активов |
1,5437 |
1,9661 |
1,6709 |
0,1272 |
-0,2952 |
Доходность СК |
3,3683 |
5,6563 |
6,7841 |
3,4158 |
1,1278 |
Доходность заемного капитала |
2,4964 |
3,0136 |
2,2171 |
-2,793 |
-0,7965 |
Доходность производства |
0,8858 |
0,9170 |
0,9418 |
0,056 |
0,0548 |
По данным таблицы видно, что у ОАО «ССЗОР» наблюдается отрицательная тенденция уменьшении доходности. Так, показатель доходности активов в 2011 году по сравнению с 2009 годом уменьшился на 0,1272 пункта, то есть на каждый рубль активов ОАО «ССЗОР» в 2011 году получило 1,6709 руб. дохода.
Доходность собственного капитала увеличивается. Доходность собственного капитала за анализируемый период увеличилась на 3,4158 и составила 6,7841 в 2011 году. Доходность заемного капитала за анализируемый период сократилась на 2,793 и составила в 2011 году 2,2171.
Показатель доходности производства максимален в 2011 году. В этом году его значение составляет 0,9418. За анализируемый период доходность производства увеличилась на 0,056.
Таблица 10
Показатели рентабельности ОАО «ССЗОР» за 2009-2011 гг.
Показатель рентабельности, % |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение (+,-) 2011 г. от | |
2009 г. |
2010 г. | ||||
Рентабельность активов |
9,39 |
6,24 |
3,47 |
-5,92 |
-2,77 |
Рентабельность собственного капитала |
20,49 |
17,96 |
14,08 |
-6,41 |
-3,88 |
Рентабельность заемного капитала |
15,19 |
9,57 |
4,60 |
-10,59 |
-4,97 |
Рентабельность производств |
5,389 |
2,91 |
1,95 |
-3,44 |
-0,96 |
Рентабельность продаж |
6,08 |
3,17 |
2,07 |
-4,01 |
-1,1 |
Рентабельность валовой прибыли |
45,14 |
35,76 |
33,59 |
-11,55 |
-2,17 |
Как следует из приведенных выше расчетов, ОАО «ССЗОР» безуспешно развивает свою финансово-хозяйственную деятельность, о чем свидетельствует отрицательная динамика рентабельности активов, рассчитанная с использованием чистой прибыли. Так, в 2011 году уровень рентабельности активов меньше значение показателя 2009 года на 5,92% и составил 3,47 %.
Показатель рентабельности собственного капитала в 2011 году меньше значения 2009 года на 5,92%. Это означает, что на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы ОАО «ССЗОР» в 2011 году приходится уже 14,08 руб. чистой прибыли, вместо 0,20 руб. в 2009 г.
Показатель рентабельности заемного капитала 2011 года ниже величины показателя 2010 года на 4,97 %, но на 10,59 % выше, чем в 2009 году. Это означает, что на каждый рубль заемных средств, вложенных в активы ОАО «СЗОР» в 2011 году приходится 4,6 руб. чистой прибыли.
Показатель рентабельности производства имеет положительную тенденцию к увеличению. На каждый рубль производственных расходов в 2011 году приходится 1,95 руб. прибыли от продаж, полученной ОАО «ССЗОР» за период.
Рентабельность продаж сократилась по сравнению с 2010 годом на 1,1%. В 2011 году на каждый рубль выручки от продаж приходится 2,07 руб. прибыли от продаж.
Показатель рентабельности валовой прибыли достиг наибольшего значения в 2009 году. К 2010 году данный показатель сократился по сравнению с 2010 годом на 9,38%, а в 2011 году сокращение произошло еще на 2,17%. На каждый рубль выручки от продаж в 2011 году приходится 12,909 руб. валовой прибыли.
В целом производственная деятельность ОАО «ССЗОР» за анализируемый период является доходной и рентабельной организацией. Анализ всех показателей деятельности ОАО «ССЗОР» показал, что данное предприятие за анализируемый период с 2011 по 2009 год обладало финансовой устойчивостью, в целом предприятие платежеспособное. Анализ показателей рентабельности показал, что предприятие рентабельно, на протяжении трех лет этот показатель имел тенденцию к увеличению.
2.3 Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии
На ОАО "ССЗОР" отдел внешнеэкономических связей является самостоятельным структурным подразделением. Он возглавляется начальником отдела, который подчиняется зам. директору по экономике, назначается и освобождается от занимаемой должности директором по представлению зам. директора по экономике. На должность начальника отдела внешнеэкономических связей назначаются лица, имеющие высшее техническое или инженерно-экономическое образование и стаж работы на руководящей должности не менее пяти лет.
Основными задачами отдела являются разработка и заключение контрактов с инофирмами, таможенное оформление и осуществление иных таможенных процедур по получению и отправке грузов. Структура и штаты отдела внешнеэкономических связей утверждаются директором предприятия в зависимости от объема выполняемых работ. Распределение обязанностей между работниками отдела производит начальник отдела.
Отдел внешнеэкономических связей выполняет следующие функции:
разработка и заключение контрактов с инофирмами, контроль над исполнением контрактов и состоянием расчетов по ним;
обзор и анализ информации о внешнем рынке, изучение цен;
обеспечение переговоров с инофирмами, связанных с заключением контрактов, решением производственных вопросов, сроками поставки и отгрузки экспортной продукции и т.д.;
обеспечение оформления таможенной документации;
обеспечение необходимыми
документами подразделений
принятие мер по своевременной оплате за отгруженную продукцию;
перевод иностранной технической и коммерческой литературы, переговоров с иностранными представителями;
своевременное составление статистической отчетности, предусмотренной статистическим управлением и вышестоящими организациями.
Отдел внешнеэкономических связей ОАО "ССЗОР" связан со следующими подразделениями предприятия:
с руководством предприятия;
с ОТК.
Получает: программу "Качество".
Передает: проекты контрактов по согласованию.
с производственным отделом.
Получает: график отгрузки моделей инофирм; справку о фактическом количестве изделий (в случаях отклонения от задания); справку об остатках сырья и фурнитуры, подлежащих возврату на фирму.
Передает: предложения инофирм по размещению заказов; документацию на полученные модели инофирм.
с ООТиЗ.
Получает: штатную численность отдела; положение о премировании отдела.
Передает: анализ уровня труда работников подразделения.
с планово-экономическим отделом.
Передает: информацию, предусмотренную статистическим управлением и вышестоящими организациями.
Получает: обоснование цены на изготовление моделей, предложенных инофирмами.
с бухгалтерией.
Передает: копии контрактов, паспортов сделок и таможенных документов для осуществления контроля поступающих платежей.
Получает: информацию о поступлении платежей от инофирм.
с отделом главного технолога.
Передает: предложения
от инофирм для определения
Отдел ВЭС имеет право:
информировать руководство о перспективах развития экспортной деятельности на внешних рынках;
требовать от подразделений предприятия подготовки необходимых данных для оформления таможенных документов;
вносить предложения по проведению мероприятий, необходимых для создания эффективной системы взаимодействия подразделений предприятия для сотрудничества с инофирмами.
Всю полноту ответственности
за качество и своевременность выполнения,
возложенных настоящим
В таблице в приложении 2 показана взаимосвязь ОВЭС ОАО "ССЗОР" с другими структурными подразделениями.
Цены на продукцию формируются исходя из сложившейся на рынке конъюнктуры, соотношения спроса и предложения, уровня цен на продукцию конкурентов. В каждом конкретном случае при поступлении заказа производится корректировка цены в зависимости от порядка, формы расчетов, объема сделки.
Стратегия сбыта предприятия нацелена на удержание уже имеющихся рынков сбыта и проникновение на новые рынки.
Маркетинговая стратегия ОАО "ССЗОР" направлена на развитие деятельности по наращиванию объемов продаж продукции, повышения ее качества и оперативности поставок посредством внедрения передовых и перспективных технологий. При выборе стратегии маркетинга были учтены потенциал предприятия, особенности внутреннего рынка, текущее состояние рынка.
Данная стратегия маркетинга, а также содействие Учредителей в осуществлении целей и функций предприятия, позволит ОАО "ССЗОР" закрепиться и занять значительную долю на рынке и в дальнейшем наращивать ее.
В соответствии с мировой
практикой предприятие
1. Работа под заказ.
2. Работа на свободный рынок.
При работе на заказ, выпуск
продукции предприятием осуществляется
в соответствии с имеющимся портфелем
заказов, заключенными контрактами
и предварительными соглашениями о
поставках произведенной
При работе на свободный
рынок предприятие выпускает
продукцию на свободный рынок
без заранее установленных
Очевидно преимущество первого метода, потому что при этом снижаются складские запасы, и как следствие, "замораживание" средств, увеличивается их оборачиваемость. Это позволяет избежать дополнительных потерь, вызванных обесцениванием произведенной продукции.
В случае работы на свободный рынок сроки реализации произведенной продукции удлиняются, что приводит к вымыванию оборотных средств и к ухудшению финансового положения предприятия.
Информация о работе Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия ОАО «ССЗОР»