Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия ОАО «ССЗОР»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности и проблемы организации и управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, определить результативность внешнеэкономической деятельности и разработать меры по повышению эффективности в современных экономических условиях. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и формы внешнеэкономической деятельности;
- описать систему управления и нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности;

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты организации внешнеэкономической деятельности
1.1 Сущность внешнеэкономической деятельности. Её формы и виды
1.2. Принципы организации внешнеэкономической деятельности предприятия
2 Характеристика внешнеэкономической деятельности ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции»
2.1 Организационная характеристика деятельности
2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности ОАО «ССЗОР»
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия
2.3 Совершенствование внешнеэкономической деятельности предприятия
3 Совершенствование внешнеэкономической деятельности предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1. Производственная структура ОАО «ССЗОР»
Приложение 2. Взаимосвязь ОВЭС ОАО "ССЗОР" с другими структурными подразделениями
Приложение 3. Бухгалтерская отчетность ОАО «ССЗОР» за 2011 г.

Файлы: 1 файл

организация ВЭД мап 2012судостроит переделан.doc

— 590.00 Кб (Скачать файл)

По установленным в  нашей республике нормативам коэффициент  складских запасов, который равен  объему произведенной продукции, находящейся  на складе к объему продукции, произведенной  за месяц, не должен превышать единицу. Этот показатель для ОАО "ССЗОР" не является постоянным и колеблется от 0,8 до 1,2.

Основные цели по формированию эффективной внешнеэкономической  деятельности ОАО "ССЗОР" в 2011 г.:

- организовать рекламную кампанию предприятия в средствах массовой информации России, зарубежных стран (информирование потребителей о параметрах товаров и услуг, разъяснение, где могут приобретаться товары и услуги; реклама, особенно по новым товарам, рассчитанная на широкую аудиторию, размещение информации по новым моделям на поисковых сайтах Интернета, снятие видеофильмов, участие в специализированных международных выставках);

- организовать систематическое поступление от дилеров маркетинговой информации о состоянии спроса и предложений в регионах, об отзывах потребителей о техническом уровне и качестве товаров, о конкурирующих предприятиях и их товарах и уровнях цен на них;

- обеспечить большую доступность товара и усилить стимулирование;

- регулирование и обновление цен;

- создание образа престижности, низких цен на продукцию ОАО "ССЗОР", так как спрос на продукцию ОАО "ССЗОР" является неэластичным, то цену устанавливать по аналогии с конкурентами на рынке или ниже.

 

2.4 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия

Проанализируем выполнение обязательств по экспорту продукции на примере ОАО «ССЗОР» за 2011 год. (табл.11).

Таблица 11 - Выполнение обязательств по экспорту продукции

Товар

Ед.изм.

Поставка по контрактам на 2011г.

Фактически поставлено за 2011 г.

Фактически поставлено в пределах плана

Число единиц

Цена, тыс.руб.за ед.

Стоимость, тыс.руб.

Число единиц

Цена, тыс.руб.за ед.

Стоимость, тыс.руб.

Запчасти для судов  класса 1,4,5

шт

100

800

80 000

100

700

70 000

100

Запчасти «Модель А»

шт

200

500

100 000

150

520

78 000

150

итого

 

300

 

180 000

250

 

148 000

250


 

Процент выполнения экспортных поставок в количественном выражении  составил 250/300 x 100 = 83%.

Прежде всего следует  оценить выполнение обязательств по экспорту в стоимостном выражении  и по физическому объему поставок как в целом, так и по отдельным товарам.

В данном случае по итоговым показателям уровень выполнения обязательств в стоимостном выражении  составит

=148 000/180 000 = 0,822                   

Это означает, что обязательства  по поставкам выполнены лишь на 82,2%.

Но заказчика больше интересует физический объем поставок. Поэтому важно определить выполнение обязательств в натуральном выражении. Для этого используем в расчете  сопоставимые цены (контрактные) цены:

=(100x800+150x500)/100x800+200x500=155 000/180 000=0,861 или 86,1%.

Как видим, и в физическом исчислении в целом по всем товарам  обязательства не выполнены. Но анализ следует детализировать в разрезе  отдельных товаров, тогда выявляется возможность не только оценить выполнение поставок в стоимостном или физическом измерении, но и определить влияние двух факторов – изменения физического объема поставок и изменения цен. При этом ясно, что фактор физического объема зависит от экспортера, а изменение цен является независящим от него фактором. Хотя умелое использование мировой конъюнктуры тоже позволяет влиять на цены. Расчет можно осуществить способом цепных подстановок.

Так, по продукции – запчасти для судов класса 1,4,5, в стоимостном выражении недопоставлено на 70 000-80 000 = -10 000тыс.руб.

1. Определим вначале  влияние физического объема:

=800x100-800x100=0

Вывод: физический объем  поставок не оказал никакого влияния  на недопоставки.

2. Воздействие изменения  цен на товар:

= 700x100-800x100=-10 000 тыс.руб.

Вывод: недовыполнение поставок по товару 1 связано исключительно  со снижением цен, однако обязательства  перед импортером выполнены. Такое  возможно, если изменения цен в  соответствии с колебаниями рыночной конъюнктуры заложены в условиях внешнеэкономических контрактов.

По запчастям «Модель А» поставки в рублях недовыполнены на 78 000-100 000 = 22 000 тыс.руб.

1. Определим влияние  физического объема:

=500x150-500x200=75 000-100 000=-25 000 тыс.руб.

Вывод: уменьшение физического объема поставок привело к недовыполнению поставки товара 2 на 22 000 тыс.руб.

2. Воздействие изменения  цен на товар:

= 520x150-500x150=78 000-75 000=3 000 тыс.руб.

Вывод: рост цены на запчасти увеличил объем поставки на 3 000 тыс.руб.

Итоговое влияние факторов составит -25 000+3 000 = -22 000.

Вывод: в данном случае невыполнение поставок целиком связано  со снижением их объема, и это  является виной экспортера, а изменение  цен изменило ситуацию – поставки по стоимости перевыполнены. Возможно, это было связано с более умелым использованием конъюнктуры, выбором более выгодных условий поставки.

Анализ динамики экспортных поставок ОАО «ССЗОР» представлен в таблице 12.

Таблица 12 - Динамика экспортных операций

Товар

2010

2011

Количество 

Цена за 1 шт., тыс.руб

Курс, руб/долл

Сумма, руб.

Количество 

Цена за 1 шт., тыс.руб

Курс, руб/долл

Сумма, руб.

Запчасти для судов  класса 1,4,5

100

700

29

2090000

100

800

29

2320000

Запчасти «Модель А»

150

520

29

2262000

200

500

29

2900000

Итого

250

   

4352000

300

   

5220000


 

Из данных таблицы 3 видно, что стоимость экспорта в отчетном году по сравнению с предыдущим возросла на 868 000 руб. (5 220 000-4 352 000).

Определим меру влияния  факторов количества, цены и структуры  на увеличение стоимости экспорта товаров. Вычислим пять индексов:

1) индекс стоимости ( )

2) индекс цен ( )

Сумма 5 220 000 показывает стоимость экспортных товаров за отчетный период, а сумма 5 160 000 – результат пересчета количества экспорта за отчетный год, но по ценам предыдущего года. Сравнение этих сумм позволит определить, как сказалось изменение цен на величину стоимости экспорта товаров. Экспортные цены увеличились в среднем на 2%. Следовательно, увеличение стоимости экспорта за счет увеличения цен на 2% составило 5 220 000 – 5 160 000 = +60 000 руб.

3) индекс физического  объема ( )

Отсюда прирост экспорта за счет изменения его объема в  неизменных ценах составил 5 160 000 – 4 352 000 = +808 000 руб. Последний индекс представляет собой произведение индекса количества на индекс структуры – иными словами, изменение физического объема вызвано совокупным изменением количества и количественной структуры товаров. Влияние каждого из этих факторов следует определить отдельно.

4) индекс количества ( )

(руб/шт)

Следовательно,

Таким образом, прирост, стоимости товара за счет изменения  его количества составил 5 222 400 – 4 352 000 = +870 400 руб.

5) индекс структуры  ( )

Отсюда уменьшение стоимости  экспорта за счет изменения его структуры  равно 5 160 000 – 5 222 400 = -62 400 руб. Сложение количества и структуры даст величину физического объема:

-62 400 + 870 400= +808 000 руб.

Итак, стоимость экспорта (экспортная выручка) анализируемой  продукции за год увеличилась  на 868 000 руб, что произошло под влиянием:

- роста экспортных  цен, что увеличило стоимость  экспорта на 60 000руб.;

- роста общего количества  экспортированных товаров, что  увеличило стоимость экспорта  товаров еще на 870 400 руб.;

- изменения количественной  структуры экспорта уменьшило  экспортную выручку на 62 400 руб.

Итого общее влияние  разных факторов составило

-62 400 + 870 400+60 000 = 868 000 руб.

Такой анализ необходимо проводить, изучая динамику экспорта по каждому виду продукции.

На ОАО «ССЗОР» наблюдается рост объема экспорта в стоимостном выражении на 868 000 руб, или на 19% по сравнению с предыдущим годом.

 

 

3 Совершенствование  внешнеэкономической деятельности  предприятия

 

Одним из главных направлений  по совершенствованию работы на внешних  рынках ОАО «ССЗОР» является расширение товаропроводящей сети. Расширение сбытовой сети ОАО «ССЗОР» поможет не только закрепиться на внешних рынках, но и повысить качество сервисного обслуживания продукции предприятия.

Для более эффективного механизма  формирования цен ОАО «ССЗОР» было предложено использовать следующую систему скидок:

- скидки: если клиент платит  в течение нескольких дней, то  ему можно предоставить скидку  от 2 до 5%. Такая возможность привлекает  покупателя к быстрой оплате  счетов, что является преимуществом  для производителя особенно в  странах с длительными сроками денежных переводов;

- скидка с объемов: это самый  известный вариант скидок, который,  как и прежде заботится о  хороших связях с сетью сбыта.;

- функциональная скидка: она предоставляется,  если покупатель выполняет определенные  задачи предприятия, такие как доставка или разгрузка.

На предприятии также можно  применить следующую систему:

а) Срочных скидок, которые предоставляются  оптовым покупателям в зависимости  от срока оплаты товара:

1) при авансовой оплате - скидка 10%;

2) при оплате в течение недели  с момента отгрузки - 5%.

б) Накопительных скидок.

Накопительные скидки предоставляются  оптовым покупателям при следующих  условиях:

1) если приобретено в течение  года товаров на общую сумму  45 млн. р., то при каждой последующей  покупке покупатель имеет право на скидку 10%.

2) если объем закупок за год  превысит 65 млн. р., размер скидки  увеличится до 15%. Если покупатель  в течение одного календарного  года не совершает ни одной  покупки, то право на скидку  аннулируется.

3) Индивидуальных скидок.

Индивидуальные скидки предоставляются оптовым покупателям в следующем порядке: если при первой покупке приобретается товар на сумму, превышающую 20 млн. р., предоставляется разовая скидка в размере 5% от стоимости покупки. При превышении указанного лимита на каждые 5 млн. р. размер разовой скидки увеличивается на 1%, но не более 10%.

Для завоевания новых рынков и закрепления  на старых ОАО «ССЗОР» следует активизировать свою выставочную деятельность.

Общепризнанным является то, что в условиях развитого рынка  разработка и применение стратегии маркетинговой деятельности - одна из важнейших функций руководителей высшего звена. Основной задачей стратегического маркетинга является установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия, уменьшение неопределенности и риска в хозяйственной активности и обеспечение концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях. Важным условием успешной маркетинговой деятельности ОАО «ССЗОР» является стратегическое планирование, позволяющее формировать и поддерживать стратегическое соответствие между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Так, если номенклатура производства включает несколько ассортиментных групп, несколько рынков, как на ОАО «ССЗОР», то целесообразно выделение относительно самостоятельных стратегических хозяйственных подразделений (далее СХП).

Каждую маркетинговую  стратегию необходимо описать. Например, усиление стимулирования сбыта потребует  изменения качественной характеристики продукции, гибкой ценовой политики и интенсификации рекламы. Для всего этого должны быть разработаны отдельные детализированные стратегии. Именно таким образом программа предприятия трансформируется в перечень конкретных задач на соответствующий период.

Основным орудием сферы стратегического планирования должен являться анализ хозяйственного портфеля предприятия. Речь идет об оценке руководством состояния этого портфеля, т.е. об оценке положения всех входящих в состав предприятия производств. Под производством может иметься в виду отделение предприятия, товарный ассортимент. Такой анализ позволяет выявить более или менее рентабельные производства и принять решение о том, что делать с каждым из них в отдельности. Предприятие может поддерживать свой хозяйственный портфель в «боевой» готовности, укрепляя или добавляя набирающие силу производства и избавляясь от слабых.

Информация о работе Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия ОАО «ССЗОР»