Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 21:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является детальное изучение показателей формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», правила и требования к его заполнению, а также изучение и анализ изменений, которые претерпела данная форма в связи с введением ПБУ №18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»Задачами курсовой работы является изучение теоретических основ формирования отчета о прибылях и убытках, назначения и состава показателей отчета о прибылях и убытках, информационной сущности отчета о прибылях и убытках в свете требований международных стандартов финансовой отчетности, а также детальное изучение нормативных документов, регулирующих бухгалтерскую финансовую отчетность
Введение………………………………………………………………………………………… 3
1 .Теоретические основы формирования отчета о прибылях и убытках…………………... 5
1.1. Назначение и состав показателей отчета о прибылях и убытках………………………...5
1.2. Информационная сущность отчета о прибылях и убытках в свете требований международных стандартов финансовой отчетности…………………………………………………...15
1.3. Нормативные документы, регулирующие бухгалтерскую финансовую отчетность…...20
2. Финансово-экономическая характеристика хозяйства……………………………………...27
2.1.Организационно- экономическая характеристика предприятия………………………….27
2.2. Порядок составления отчета о прибылях и убытках. ……………………………………36
2.3. Оценка показателей отчета о прибылях и убытках……………………………………….38
3. Направления по совершенствованию показателей отчета о прибылях и убытках КФХ «Людмила»……………………………………………………………………………………….43
3.1. Совершенствование показателей отчета о прибылях и убытках………………………...43
3.2. Оценка доходности деятельности по данным отчета о прибылях и убытках…………45
Заключение………………………………………………………………………………………49
Список использованной литературы………………………………………………………53
Приложения
При многошаговом способе в отчете о прибылях и убытках раздельно показываются основная деятельность, деятельность, не повторяющаяся от периода к периоду, финансовая деятельность, налоговые платежи, операции филиалов компании, отчетность которой не консолидирована в ее собственную отчетность, и прочие подобные показатели.
Как правило, в отчет о прибылях и убытках, подготовленный многошаговым методом, включает следующие рубрики: [12, 87-97]
I.Основная деятельность
А. Доход или продажи. В рамках данной рубрики показываются различные источники дохода от основной деятельности, а также итоги всевозможных событий, способных повлиять на размер доходов, - скидки, возврат проданных изделий и т.д.
В. Затраты на реализованную продукцию или предоставленные услуги – российским аналогом этого показателя является себестоимость реализованной продукции – показаны все прямые затраты на реализованные товары или услуги, которые признаются при реализации этих товаров и услуг и непосредственно направлены на получение дохода от реализации. Алгоритм вычисления этих показателей может быть приведен в отчете или в примечаниях и сносках к нему.
С. Валовая прибыль (общая моржа) – разница между доходами от основной деятельности и прямыми расходами на нее.
D. Затраты на сбыт (реализацию). В этой рубрике отражается информация о сбытовых расходах компании. Данная категория затрат включает расходы на маркетинг, рекламу, заработную плату сотрудников системы сбыта, доставку продукции потребителю, а также накладные расходы, возникающие в ходе сбытовой деятельности
Е. Общие и административные затраты — расходы на управление компанией и расходы общего характера, не связанные с производством конкретного товара или услуги.
F. Прочие затраты на основную деятельность — все остальные относительно значительные затраты на основную деятельность, не вошедшие в приведенные выше категории затрат. С учетом значительной роли налога на добавленную стоимость в России его можно включить в эту категорию затрат, начисляя затраты на ее выплату пропорционально объему продаж.
G. Прибыль от основной деятельности до налогообложение - разность между доходами и всеми перечисленными выше видами затрат.
II. Неосновная деятельность. Данная
рубрика отражает итоги операций, которые,
с одной стороны, являются периодически
повторяющимися и обычными для компании,
а с другой — не входят в ее основную деятельность.
К таким итогам относятся доходы от получения
процентных платежей или расходы на выплату
процентных платежей, получение дивидендов
на капитал компании, вложенный в ее филиалы,
имеющие статус самостоятельного юридического
лица и ведущие самостоятельную отчетность.
Сюда же входят прочие прибыли и убытки, всякого рода прочие затраты. Промежуточный
итог после учета этого раздела, как правило,
называют прибылью до налогообложения.
III. Затраты по выплате налога на прибыль. В этом разделе учитываются налоги, взимаемые центральными и местными властями с прибыли, учет которой был произведен в предыдущих разделах. После вычета этих затрат подводится итог, называемый чистой прибылью. В отчетах многих компаний подведение итогов заканчивается на этом уровне, после чего рассчитывается прибыль на акцию.
IV. Другие возможные рубрики (в их число ряд компании включает доход или убытки от филиалов, имеющих статус самостоятельного юридического лица).
V. Прерванные операции. При наличии данной рубрики в ней отражаются прибыли (в очищенном от налогов виде) или убытки, возникшие в результате продажи компанией части своих основных средств, составляющих одно из направлений ее коммерческой деятельности. То есть речь идет об уходе компании с определенного рынка и о прибыли или убытке от продажи обслуживавших этот рынок мощностей компании. Прибыль или убытки возникают в зависимости от превышения цены продажи над балансовой стоимостью или наоборот.
VI. Экстраординарные события — отражение прибылей (в очищенном от налогов виде) или убытков от редких и необычных хозяйственных событий.
VII. Последствия от изменения принципа бухгалтерского учета нарастающим итогом — отражение (в очищенном от налогов виде) последствий перехода от одного принципа учета к другому (например, от прямолинейного начисления амортизации к ускоренному, от метода LIFO при учете товарно-материальных запасов к методу FIFO и т.д.).
Итог, вычисленный с учетом показателей рубрик V—VII, называется чистой прибылью. VIII. Прибыль на акцию — пересчет чистой прибыли в расчете на одну акцию, показанный в отчете о прибылях и убытках.
Если, не обращая внимания на различия в названии показателей российского отчета о прибылях и убытках и зарубежного сравнить их, то можно сказать о существенной схожести состава показателей.
На основании выше сказанного можно сделать вывод о том, что вследствие реформирования бухгалтерской отчетности, она все в большей степени соответствует МСФО и это в скором времени позволит российскому бухгалтерскому учету соответствовать международным стандартам бухгалтерского учета.
1.3. Нормативные документы,
регулирующие бухгалтерскую
В данном пункте необходимо выяснить, каким образом регулируется составление и представление отчетности, каким документам отдается приоритет, а какие имеют рекомендательный характер.
Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем учетной информации в то время выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности [17, с.18-22].
Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3]. Данным Законом, который являемся фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в РФ.
В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство РФ, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов РФ, Центральному банку РФ, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить — в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учет названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами [16, с.19].
Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.
В одном
ряду с Законом о бухгалтерском
учете стоят другие законы, например,
Закон «Об акционерных
Важным нормативным актом
Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.
Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики [14, с.20].
В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности — это, прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, пришедшее на смену ПБУ 4/96. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации.
К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России. План счетов — документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2008г. утвердил новый План счетов, который введен в действие с 1 января 2009г.
Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой [14, с.20].
Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 13 января 2000г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»)
Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответсвии с ПБУ 1/08, являются документами четвертого уровня [14, с. 21].
На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования и постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает недавно созданная организация — Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющая разветвленную сеть во всех регионах России.
Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности — МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.
С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО, формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне, оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана.
Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами бухгалтерского учета.
Бухгалтерская отчетность, в том числе и отчет о прибылях и убытках, составляется в соответствии с требованиями следующих законодательных и нормативных актов.
1. Федеральный закон «О
Данный документ устанавливает единые правовые методический основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в РФ. Согласно ему, все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, которая в обязательном порядке должна включать в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и все приложения к ним.
2. Положение по ведению
Положение регулирует основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности. Указываются требования к отчетности, ее состав, правил оценки основных статей: финансовых вложений, основных средств, нематериальных активов и т.д.
В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся за 2 года – отчетный и предшествующий отчетному. Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером. Организации обязаны предоставлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, а квартальную – в течение 30 дней по окончании квартала.