Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 10:23, автореферат
Рассмотрены теоретические основы рисков внешнеэкономической деятельности компании. Оценены существующие подходы к определению ценовых рисков. Проанализированы сфера действия и неблагоприятные системные последствия возникновения ценовых рисков фирмы-участника внешнеэкономической деятельности, представлена их классификация и предложены меры по управлению данными рисками.
Таким образом, ценовые риски участника ВЭД могут относиться к различным видам цен и возникать в результате большого количества факторов.
На наш взгляд, ценовые риски фирмы-участника ВЭД можно классифицировать следующим образом*(7) (таблица).
Ценовые риски не всегда могут быть строго отнесены только к одной или другой категории. Например, неверная оценка конкуренции может привести к нарушению антимонопольного законодательства; риск получения слишком высокой прибыли в ряде стран связан с необходимостью уплатить налоги на сверхприбыль; ошибки в выборе стратегии ценообразования на престижные товары с использованием скидок приведут к падению спроса и недополучению прибыли; слишком низкие цены на товар с высокой эластичностью спроса приведут к резкому росту спроса, который фирма, при имеющихся у нее производственных мощностях, удовлетворить не сможет.
Для предотвращения ценовых рисков при торговле товарами в первую очередь используются четыре способа установления цен во внешнеторговых контрактах.
1. Твердая (фиксированная) цена вносится в контракт после согласования ее уровня обеими сторонами сделки и не подлежит изменению в ходе исполнения контракта. Такие цены широко используются при заключении краткосрочных сделок (до полутора лет). Фиксация твердой цены в контрактах с долгосрочным сроком действия сопровождается оговоркой "цена твердая, изменению не подлежит".
2. Подвижная цена - это цена, зафиксированная в момент заключения контракта, с оговоркой, предусматривающей возможность ее пересмотра в процессе исполнения контракта в случае изменения рыночных цен на данный товар. При этом в контракт вносится оговорка о возможном изменении контрактной цены и устанавливается допустимая минимальная величина ее отклонения от рыночной цены (как правило, до 5%). Если разница между контрактной и рыночной ценами не превышает этого минимума, то пересмотр контрактной цены не производится.
3. Цена с последующей фиксацией устанавливается в процессе исполнения контракта. В самом контракте прописывается принцип установления цены и условия ее фиксации. Например, может быть предусмотрено установление контрактных цен по уровню биржевых котировок на день поставки или платежа. При установлении такой цены покупателю может быть предоставлено право выбора момента фиксации цены в течение срока исполнения контракта с оговоркой, какими источниками ценовой информации следует пользоваться при определении уровня цены.
4. Скользящая цена определяется в процессе исполнения контракта путем пересмотра базисной цены, установленной в момент его заключения, с учетом изменений в затратах на производство (прежде всего на сырье, материалы и заработную плату), происходящих в период исполнения контракта, по формуле*(8):
, (1)
где - скользящая цена;
- базисная цена;
А - коэффициент удельной доли затрат на сырье в структуре цены;
В - коэффициент удельной доли затрат на заработную плату в структуре цены;
С - неизменяемая часть цены, включающая все остальные виды затрат и прибыль производителя;
при этом А + В + С = 1;
- цена или индекс цены сырья и материалов в момент фиксации цены;
- цена сырья и материалов в момент заключения контракта;
- зарплата или индекс зарплаты в момент фиксации цены;
- зарплата производственного персонала в момент заключения контракта.
Скользящие цены более выгодны экспортерам, поскольку позволяют покрывать практически все затраты, возникающие в ходе исполнения контракта. Потребитель при этом несет дополнительные расходы по сравнению с первоначально оговоренной ценой и, как правило, не заинтересован в установлении скользящих цен, поэтому для отражения в контракте интересов импортеров вводятся некоторые ограничения.
Таблица
Цена на продукцию фирмы | |||||
контрактная |
трансфертная |
лицензия на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) или средства индивидуализации (СИ), принадлежащие фирме | |||
высокая |
низкая | ||||
Ценовые риски |
нарушение законодательства |
санкции со стороны антимонопольных, налоговых, таможенных органов |
санкции со стороны антимонопольных, налоговых, таможенных органов; антидемпинговые расследования |
санкции со стороны антимонопольных, налоговых, таможенных органов |
санкции со стороны антимонопольных, налоговых, таможенных органов, административные и уголовные расследования |
ошибки в оценке рынка |
падение или отсутствие спроса на товар данной фирмы; падение или отсутствие спроса на товары клиентов фирмы; падение цен на используемые ресурсы |
слишком высокий спрос; падение или отсутствие спроса; падение или отсутствие спроса на товары клиентов фирмы; рост цен на используемые ресурсы |
слишком высокий спрос со стороны других подразделений фирмы; падение или отсутствие спроса со стороны других подразделений фирмы |
падение или отсутствие спроса на товар фирмы; слишком высокий спрос на товар фирмы; падение или рост цен на используемые ресурсы | |
ошибки в выборе мирового базового рынка для обоснования контрактной цены*(9) |
отсутствие спроса на товар, поскольку его качество и свойства неизвестны или не соответствуют природно-климатическим условиям и культурным традициям страны импорта |
отсутствие спроса на товар, поскольку его качество и свойства неизвестны или не соответствуют природно-климатическим условиям и культурным традициям страны импорта |
отсутствие спроса на товар, поскольку его качество и свойства неизвестны или не соответствуют природно-климатическим условиям и культурным традициям страны импорта | ||
ошибочная маркетинговая политика |
неверное позиционирование товара, неэффективное использование других инструментов маркетинговой политики |
неверное позиционирование товара, неэффективное использование других инструментов маркетинговой политики |
неверное позиционирование товара, неэффективное использование других инструментов маркетинговой политики | ||
ошибочная ценовая стратегия |
ошибки в выборе стратегии нейтральных или высоких цен; ошибки в оценке затрат и их связи с объемами производства и продаж; несвоевременное введение скидок с цены |
ошибки в выборе стратегии нейтральных или низких цен; ошибки в оценке затрат и их связи с объемами производства и продаж; несвоевременное введение скидок с цены |
ошибки в выборе ценовых стратегий различных подразделений фирмы; ошибки в оценке затрат |
ошибки в выборе ценовой стратегии; ошибки в выборе формы расчета (роялти или паушальные платежи); ошибки в оценке затрат и их связи с объемами производства и продаж | |
неверная оценка конкуренции |
привлечение на данный рынок новых конкурентов, заинтересованных в получении дополнительных прибылей |
ценовая война |
ценовая война; обострение конкуренции |
отсутствие правовой защиты на РИД или СИ вашей фирмы в данной стране; наличие правовой защиты на аналогичный РИД у конкурентов | |
ошибка в выборе контрагентов |
неплатежеспособность покупателей; задержки платежей; нарушение условий договора поставщиками |
неплатежеспособность покупателей; задержки платежей; нарушение условий договора поставщиками |
нарушение условий лицензионного соглашения лицензиатами; задержки платежей | ||
ошибки в оценке потребителей |
возможное изменение в предпочтениях и вкусах; неплатежеспособность; отсутствие информации о качестве и свойствах товара |
возможное изменение в предпочтениях и вкусах; поведение по принципу "хорошая вещь не может стоить дешево" |
изменение в политике другого подразделения фирмы |
возможное изменение в предпочтениях и вкусах; неплатежеспособность; отсутствие информации о товаре, его качестве и свойствах | |
ухудшение результатов деятельности фирмы |
слишком высокая прибыль и необходимость уплаты дополнительных налогов; недополучение прибыли |
отсутствие или недополучение прибыли |
неэффективная деятельность подразделений фирмы; неэффективная деятельность фирмы в целом |
недополучение сумм лицензионных платежей; слишком высокие суммы лицензионных платежей и необходимость уплаты дополнительных налогов или соблюдения запретов на перевод роялти из страны лицензиата | |
изменения в государственном регулировании |
изменения в гражданском, налоговом, антимонопольном, таможенном законодательстве, регулировании ВЭД; введение новых стандартов качества, санитарных норм, квот и ограничений; регулирование цен, посреднических надбавок и скидок местными органами |
В контракте обязательно оговариваются статьи затрат, изменения в которых влияют на изменение цены; коэффициенты удельных долей материальных затрат, затрат на заработную плату и неизменяемой части цены и общей суммы контракта; иногда оговариваются периоды (весь или частичный срок контракта) и пределы скольжения цены. Как правило, скользящие цены применяются в контрактах на поставку машин и оборудования с длительным сроком изготовления (более одного года), а также при выполнении больших по объему и срокам подрядных работ.
Однако в процессе формирования этих видов цен могут быть допущены ошибки и просчеты, которые не позволят полностью избежать ценовых рисков.
Для минимизации ценовых рисков, возникающих на этапе формирования контрактной цены, участнику ВЭД необходимо:
- использовать прогрессивные методы учета затрат;
- обстоятельно анализировать затраты будущих периодов, которые могут возникнуть в результате принятого сегодня ценового решения (например, необходимость дополнительного найма; покупки, аренды или лизинга оборудования; аренды помещений и т.д.);
- проводить расчеты, позволяющие увязать различные объемы производства и продаж товара с изменением затрат фирмы на единицу продукции (т.н. расчеты безубыточности ценовых решений);
- анализировать уровень прибыльности отдельных товаров из своего ассортимента;
- рассматривать все возможные варианты уклонения от ценовых войн (например, предоставить скидки с цены постоянным клиентам в обмен на заключение среднесрочных контрактов, а не снижать цены на всю свою продукцию);
- анализировать действия конкурентов и поведение потребителей.
Производителям и поставщикам машин и оборудования, а также компаниям-лизингодателям необходимо четко представлять себе тенденции и перспективы, складывающиеся не только на собственных рынках, но и на рынках своих потребителей, т.е. анализировать производный спрос. Если спрос на продукцию ваших клиентов стабилен или растет, то в ближайшей перспективе они не будут настаивать на предоставлении дополнительных скидок и не сократят объемы закупок (возможно, что объемы даже возрастут). В том случае, когда продукция ваших клиентов реализуется с трудом и объемы их продаж падают, то они, скорее всего, сократят закупку вашего товара или потребуют снизить цены. Такой анализ позволяет избежать ценовых рисков, связанных с ошибками в исследовании рынка и потребителей.
В отличие от фирм, работающих только на отечественном рынке, фирмам-участникам ВЭД необходимо анализировать указанные тенденции как на внешних, так и внутреннем рынках.
Для повышения точности расчета предполагаемой цены лицензии и снижения возможных рисков контрагентов, как правило, не ограничиваются каким-то одним методом. Целесообразно при менять несколько методов, сопоставляя полученные по ним результаты со сложившимися вилками цен на лицензии в той отрасли, к которой относится предмет данной лицензионной сделки. Наиболее часто в международной и отечественной практике применяются следующие методы формирования цены лицензии:
- определение диапазона (верхней и нижней границ) рыночной цены;
- платежи на базе роялти;
- паушальные платежи;
- правило двадцати пяти процентов;
- затратный подход;
- подход от общего профиля бизнеса;
- доходный подход;
- сравнительный ("рыночный") подход.
Наиболее приемлемая цена лицензии может быть установлена в том случае, если сначала рассчитаны ее различные варианты, а затем найдена средняя величина цены с учетом роялти, сложившихся в данной отрасли.
Таким образом, ценовые риски фирмы-участника ВЭД связаны не только с изменением рыночной ситуации в период исполнения контракта и отклонением цены от первоначального уровня. Ценовые риски могут возникнуть как на этапе обоснования контрактной цены, так и в процессе исполнения внешнеторгового контракта и даже после его завершения. Существенно снизить предполагаемые ценовые риски или предотвратить их возникновение позволяет обстоятельный анализ собственных издержек на производство и продвижение товара, действий конкурентов и поведения потребителей. Особое внимание необходимо уделять анализу производного спроса.
К сожалению, недобросовестные участники ВЭД часто сознательно идут на ценовой риск, связанный с нарушением законодательства, в надежде на минимизацию налоговых выплат или возврат больших сумм НДС из бюджета. Решение этой проблемы лежит в сфере деятельности налоговой и таможенной служб в рамках системы государственного регулирования ВЭД.
1. Герасименко В.В. Управление ценовой политикой компании: Учебник / В.В. Герасимено. - М.: Эксмо, 2006. - (Полный курс МВА).
2. Дягтерева О.И. Управление рисками в международном бизнесе. - М.: Флинта, 2008.
3. Долгова М.В., Солнцева Г.А. Анализ обоснованности контрактных цен при таможенном оформлении товаров. - ФОРУМ: Методический сборник. - М.: РИО РТА, 2004.
4. Чеботарева Е.Д. Минимизация внешнеторговых рисков в условиях неустойчивости мировой валютно-финансовой системы // Российский внешнеэкономический вестник, N 3 (март), 2006.
5. Широков В.К. Методы определения цен лицензионных договоров: Материалы докладов научно-практической конференции. М.: РИО РТА, 2008.
6. Философова Т Г. Лизинговый бизнес. - М.: ЮНИТИ, 2010.
7. Сафаров Э.А. Совершенствование системы таможенного регулирования внешней торговли России (На основе повышения эффективности управления рисками): Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. Москва, 2004.
8. http://www.economy.ru - сайт Минэкономразвития РФ.
М.В. Долгова,
канд. экон. наук, доцент, Российская таможенная академия,
В.К. Широков,
соискатель, Российская таможенная академия
"Лизинг", N 11, ноябрь 2010 г.
──────────────────────────────
*(1) В дальнейшем - ВЭД.
*(2) Дягтерева О.И. Управление рисками в международном бизнесе. - М.: Флинта, 2008.
*(3) Философова Т.Г. Лизинговый бизнес. - М.: ЮНИТИ, 2010.
*(4) http://www.economy.gov.ru/
*(5) Как прогнозировать цены на технические культуры, используемые в текстильной промышленности // Рынок легкой промышленности, N 39, 2004.
*(6) В данном случае используется терминология части 4 Гражданского кодекса РФ (ст. 1225).
*(7) Мы не рассматриваем здесь ценовые риски, относящиеся к бартерным, компенсационным и т.д. сделкам. Для целей лизинга целесообразно ориентироваться, в первую очередь, на цены мировых рынков и контрактные цены.
*(8) Формула расчета скользящей цены разработана Экономическим бюро ООН.
*(9) Поскольку торговля одним и тем же товаром может вестись в различных регионах мира, на основе изучения конъюнктурной информации могут быть выбраны один или несколько базисных рынков. Эти рынки должны занимать ведущее место и отвечать ряду требований: реализуемая на них продукция по своим технико-экономическим параметрам должна соответствовать передовому научно-техническому уровню и организации производства; экспортно-импортные операции на этих рынках должны отличаться крупномасштабностью и регулярностью; торговля должна вестись на обычных коммерческих условиях без каких-либо ограничений, искажающих уровень рыночных цен. В качестве базисных рынков сложно-технической продукции выступают рынки ведущих фирм-экспортеров и центры международной торговли. Планируя сделку, например, в азиатских странах, надо выбирать ведущие азиатские фирмы или центры торговли данным товаром.
Информация о работе Ценовые риски внешнеэкономической деятельности компании