Факторный анализ прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукцией (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов деятельности организации обеспечивает укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту его инвестиционной привлекательности, деловой активности в производственной и финансовых сферах. Отсюда определение экономического содержания финансового результата деятельности предприятия, раскрытие задач анализа и формирование методики проведения анализа занимают центральное место в комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности.

Содержание работы

Раздел 1.Теоретические и методические основы факторного анализа прибыли
1.1Значение и экономическая сущность факторного анализа прибыли 7
1.2 Характеристика показателей факторного анализа прибыли 12 Раздел 2. Методика факторного анализа прибыли
2.1 Основные коэффициенты, используемые в анализе 17
2.2 Общая оценка аналитических показателей 22
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа АХД.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)


28

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО

                        ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                      «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

                                         (АНО ВПО «ИЭУ»)

 

                       Кафедра  «бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

                                Курсовая работа

                                                          на тему:

 

                                Факторный анализ прибыли

 

 

 

 

Студента(ки) Ефимов С.А.

Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Группа: ЯИБЭ-91

Дисциплина: Комплексный экономический анализ

                          хозяйственный деятельности

Научный руководитель: Легатюк Е.В.

Допускается к защите                                                            «___»_________________2012г.

Защищена                                                                                 _________ «___»_______2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Тула 2012

Содержание

Введение                                                                                                                       4

Раздел 1.Теоретические и методические основы факторного анализа прибыли

           1.1Значение и экономическая сущность факторного анализа прибыли   7       

          1.2 Характеристика показателей факторного анализа прибыли  12             Раздел 2. Методика факторного анализа прибыли

            2.1 Основные коэффициенты, используемые в анализе                          17

           2.2 Общая оценка аналитических показателей                                     22

Заключение                                                                                                         29

Список использованных источников                        31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукцией (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов деятельности организации обеспечивает укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту его инвестиционной привлекательности, деловой активности в производственной и финансовых сферах. Отсюда определение экономического содержания финансового результата деятельности предприятия, раскрытие задач анализа и формирование методики проведения анализа занимают центральное место в комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности.

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации ставили перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, коньюктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности.

Анализ финансов и хозяйственной деятельности предприятий связан с обработкой обширной информации, характеризующей самые разнообразные аспекты функционирования предприятия как производственного, финансового, имущественного, социального комплекса. Чаще всего эти данные сосредоточены в документах финансовой отчетности, балансе предприятия, учетных ведомостях. Таким образом, документально-информационной основой анализа финансового состояния и хозяйственной деятельности предприятий служат данные бухгалтерского учета. Сами эти данные позволяют высказать суждение о состоянии дел на фирме, но глубокий анализ требует еще и их обработки.

          Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли (доходов).

Так как, именно государство определяет успешное функционирование предприятия, то проблемы прибыли и рентабельности в настоящее время очень актуальны.

Прибыль отчетного периода отражается общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции.

Цель данного исследования – методики анализа прибыли.

Для достижения поставленной цели в необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть значения и экономическую сущность факторного анализа прибыли;

– рассмотреть теоретические и методические основы факторного анализа прибыли;

– дать понятие экономических показателей факторного анализа прибыли;

– выявить факторы, влияющие на формирование прибыли;

– проанализировать показателей оценки прибыли.

Предмет исследования – методика факторного анализа прибыли.

      Актуальность данной темы подтверждается тем, что показатели факторного анализа прибыли являются важнейшими качественными показателями оценки деятельности предприятия,  которая характеризует эффективность управления текущей производственной деятельностью, то данному показателю уделяется особое внимание и в курсовой работе будет рассмотрен факторный анализ прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические и методические основы

           факторного анализа прибыли

 

1.1  Значение и экономическая сущность

                                                     факторного анализа

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем выше величина прибыли и уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Факторный анализ прибыль характеризует превышение результата производственно-финансовой деятельности предприятия над всеми его затратами как живого, так и овеществленного труда, выраженными в денежной форме.

В хозяйстве прибыль применяется для обеспечения сбалансированности экономики. Важнейшим условием успешного решения этой задачи является полная увязка объема работ с наличием ресурсов. Она достигается путем составления на каждом предприятии баланса доходов и расходов, показатели которого определяются на основе производственного плана.

Данные о прибыли необходимы при определении размера потребности предприятий в кредитах банка. Посредством увязки суммы кредитных ресурсов с собственными средствами предприятия, направляемыми на покрытие расходов, создаются необходимые предпосылки для сбалансированного, более полного и рационального использования в стране временно свободных денежных средств, ускорения оборота ресурсов в хозяйстве.

Прибыль используется в экономике для укрепления коммерческого механизма в работе субъектов хозяйствования. Поскольку наличие прибыли - одно из главных условий коммерческой деятельности предприятий, борьба коллективов за рост этого показателя требует улучшения внутреннего содержания коммерческого расчета. Материальная заинтересованность работников предприятия в росте прибыли побуждает эффективнее использовать основные фонды, повышать производительность труда, снижать материальные затраты на единицу продукции. Так, посредством прибыли можно укрепить коммерческие принципы деятельности предприятий.

Прибыль также используется для определения сроков окупаемости затрат на мероприятия по строительству и модернизации основных фондов, внедрению в производство новых, более совершенных научных разработок.

Показатель прибыли учитывается при изменении организационной структуры управления предприятием.[7]

Показатели прибыли необходимы для осуществления повседневного контроля за работой структурных подразделений предприятий и выявления возможностей получения каждым из них в отдельности более высокого конечного суммарного эффекта от выполняемой работы. Контроль за правильным расходованием ресурсов на предприятии проводится на всех стадиях деятельности разными методами. Прежде всего, его осуществляют при составлении плана прибыли. Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, что находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности. Если ориентироваться на бухгалтерскую прибыль, то из формулы ее определения следует очевидный вывод: если в алгоритме расчета последовательно учитывать те или иные однородные доходы и расходы, то можно получить несколько показателей прибыли. Например, можно рассматривать доходы и расходы, связанные с основной деятельностью, а можно принять во внимание внереализационные доходы и расходы,- очевидно, что величина прибыли изменится. Подобное последовательное принятие во внимание логически сопоставимых доходов и расходов полезно и информативно, поскольку позволяет исчислить финансовый результат по отдельным совокупностям фактов хозяйственной жизни, отличающихся друг от друга, но оказывающих влияние на конечный финансовый результат. Кроме того, в результате подобных расчетов могут быть получены несколько последовательно развертываемых и соответственно взаимосвязанных показателей прибыли, которые несут самостоятельные аналитико-познавательные значения. Эта идея как раз реализована в отчете о прибылях и убытках, в котором мы можем видеть целую систему показателей прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль отчетного периода. В данной форме представлена система формирования прибыли предприятия по правилам бухгалтерского учета.

Валовая прибыль представляет разницу между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. Понятие валовой прибыли тождественно понятию маржинальная прибыль (валовая маржа), которая представляет собой разницу между выручкой-нетто и переменными затратами.

        Таким образом, факторный анализ прибыли занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

Итак, понятием «прибыль» оперируют постоянно, причем, часто не задумываясь о смысловом содержании; более того, нередко прибыль олицетворяют с денежными средствами. [15]

В соответствии с первым подходом экономическая прибыль-это прирост капитала собственников фирмы (за исключением операций по преднамеренному его изменению), имевший место в отчетном периоде и проявляющийся в увеличении ее чистых активов, исчисляемых как капитализированная стоимость будущих чистых поступлений за минусом обязательств. Можно рассчитать прибыль более простым способом: как изменение рыночной капитализации за период, за исключением эффекта, обусловленного операциями по преднамеренному изменению капитала фирмы:

                            Pn= MV1-MV2,                                                           (1)

где Pn-чистая прибыль за период;

MV1-рыночная капитализация на начало отчетного периода;

MV2-рыночная капитализация на конец отчетного периода.[10]

Факторный анализ прибыли составляет основу экономического развития предприятия, ибо рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива, технического переоснащения его. Поэтому в условиях рынка ориентация хозяйствующих субъектов на получение прибыли является непременным условием предпринимательской деятельности. Прибыль характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия, представляет собой важнейший показатель оценки его производственной и коммерческой деятельности, деловой активности и финансового благосостояния.

Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения – между валовой прибылью и расходами на реализацию), являясь конечным результатом деятельности организации, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

Информация о работе Факторный анализ прибыли