Факторный анализ прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукцией (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов деятельности организации обеспечивает укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту его инвестиционной привлекательности, деловой активности в производственной и финансовых сферах. Отсюда определение экономического содержания финансового результата деятельности предприятия, раскрытие задач анализа и формирование методики проведения анализа занимают центральное место в комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности.

Содержание работы

Раздел 1.Теоретические и методические основы факторного анализа прибыли
1.1Значение и экономическая сущность факторного анализа прибыли 7
1.2 Характеристика показателей факторного анализа прибыли 12 Раздел 2. Методика факторного анализа прибыли
2.1 Основные коэффициенты, используемые в анализе 17
2.2 Общая оценка аналитических показателей 22
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа АХД.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

где S1,0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года; 

S0 — себестоимость базисного года.

     4.Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (ΔР3):

                            ΔР3 = Р0(К2 — К1),                                                       (5)       

где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам  

                                                     К2   =   Np1,0 / Np0,                                                   (6)

где Np1,0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного года;

Np0 — реализация в базисном году.

     5.Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔР4):                                              

                                ΔP4 = S1,0 - S1,                                                       (7)                

где               S1,0  ‑ себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года;

S1  ‑ фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.

     6.Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔР5):

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется

влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (ΔР6).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

             ΔP = P1 – P0 = ΔP1 + ΔP2 + ΔP3 + ΔP4 + ΔP5 + ΔP6                                        (8)           

или

                                                                                                     (9)

где ΔP – общее изменение прибыли; ΔPi – изменение прибыли за счет i-го фактора.

Исходным моментом в расчетах показателей прибыли являются оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому его финансовое подразделение должно ежедневно и оперативно контролировать процесс отгрузки, реализации и оплаты продукции (товаров, работ, услуг). Фактически полученная в отчетном периоде прибыль может отличаться от прошлогодней или плановой в результате воздействия внешних и внутренних факторов. В связи с этим следует всесторонне изучить такие факторы и определить степень влияния каждого из них.[13]

     Пример1. Рассмотрим  факторный  анализ прибыли от продаж ( таб.1).

                                                                                                          Таблица1

        Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж

Показатели

Предыдущий год (базис)

Отчетный год

(плановый)

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов)

57800

NP 0

54190

NP 1

Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

49260

S 0

45020

 

S 1

Объем продаж (шт.)

68

q 0

63

 

q 1

Цена изделия

850

p 0

860,16

 

p 1

Прибыль, руб.

8540

P 0

9170

 

P 1

Себестоимость 1 ед. изделия

724,4

S 0 / q 0

714,6

 

S 1 / q 1

 

Расчеты проводятся в следующем порядке.

1.      Расчет общего изменения прибыли (ΔР) от реализации продукции:

                        ΔР = 9170 – 8540 = 630

                 

    2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (ΔР1):

       ΔР1 =  860,16 *63 – 850 * 63 = 54190 – 53550 = 640

   3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (ΔР2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости):

                              ΔР2 = Р0К1 — Р0 = Р0 * (К1 — 1),                                                  

                                                    К1 = S1,0 / S0,

                                             S1,0 = q 1 * (S 0 / q 0)

                   S1,0 = q 1 * (S 0 / q 0) = 63 * 724,4 = 45637,2

             К1  = 45637,2 / 49260 = 0,9264

        ΔР2 = 8540 * (0,9264 – 1) = - 628,5

      4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (ΔР3):

                            ΔР3 = Р0  * (К2 — К1),                 

            К2   =   Np1,0   / Np0 = 53550 / 57800

                    ΔР3 = 8540 * (0,9265 – 0,9264) = 0,854

        5. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔР4):                                              

                                ΔP4 = S1,0 - S1,                                                      

                ΔP4 = 45637,2 – 45020 = 617,2

     6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔР5):

ΔP = P1 – P0 = ΔP1 + ΔP2 + ΔP3 + ΔP4 + ΔP5 + ΔP6    = 640 + (- 628,5) + 0,854 + 617,2 = 630

 

Данные о влиянии факторов на изменение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг в отчетном году по сравнению с предыдущим годом обобщены в таблице 2.

                                                                                                         Таблица 2

    Обобщение результатов факторного анализа прибыли

Факторы, вызывающие изменение прибыли

в текущем периоде

            Сумма, руб.

 

Изменение цен

                  640

Объемом продаж

               - 628,5

Изменение структуры продаж

                 0,854

Изменение себестоимости за счет цен на потребляемые товары

                 617,2

Итого

                   630

 

По итогам расчетов видно, что величина прибыли находится в прямой зависимости от изменения оптовых цен на товары, продукцию и тарифов на работы и услуги. В нашем примере в результате изменения цен и тарифов прибыль увеличилась на 640 тыс. руб.

В нашем примере из расчетов видно, что коэффициент изменения объема реализации в сопоставимых оптовых ценах по сравнению с прошлым годом составил 0,9265, а в оценке по полной себестоимости предыдущего года – 0,9264.

Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли при оценке реализации продукции по полной себестоимости составил -628,5 руб.

Таким образом, за счет падения объема реализации в отчетном году по сравнению с прошлым годом в оценке по полной себестоимости на 0,07 (1 – 0,9264) пункта прибыль от реализации продукции уменьшилась на 628,5 руб.

Существенное влияние на сумму прибыли может оказать изменение полной себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг. Между уровнем    себестоимости   и   размером   прибыли   наблюдается обратная

зависимость: снижение себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли и наоборот. Это связано с тем, что сумма прибыли определяется как разность между стоимостью реализованных товаров, продукции, работ, услуг в оптовых ценах и их полной себестоимостью.

В нашем примере объем реализации по полной себестоимости отчетного года составил 45020 руб., а по полной себестоимости предыдущего года – 45637,2 руб., т.е получена экономия в сумме 617,2 руб. Следовательно, прибыль увеличилась на 617,2 руб.

Обобщив результаты факторного анализа прибыли в таблице, сразу стало видно, что фактический прирост прибыли по сравнению с прошлым годом в размере 630 руб. образовался благодаря снижению полной себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг (617,2 руб.), повышению оптовых (отпускных) цен (640 руб.) при одновременном уменьшении прибыли за счет снижения объема реализации (628,5 руб.).[15]

 

 

              2.2 Общая оценка аналитических показателей

 Аналитические  показатели  отражают объем, уровень и экономическую эффективность производственных, финансовых и хозяйственных процессов деятельности организации, как в целом, так и по отдельным направлениям.

Аналитические показатели могут быть получены непосредственно из плановых, учетных, отчетных источников информации, а также в результате их сочетания, преобразования и обработки.[4]

В содержании показателей выражается экономическая сущность изучаемых процессов, а в числовом значении – их конкретное измерение. Например, содержанием показателя «выручка от продаж» является объем продукции, отгруженной покупателям (либо объем выполненных и сданных заказчикам работ, либо объем оказанных услуг), а числовыми значениями – сумма этой выручки, данные о ее динамике, проценты выполнения плана и т.д.

Аналитические показатели классифицируются следующим образом:

–    по содержанию;

–    способу выражения;

–    широте использования;

–    характеру применения.

1. По содержанию показатели делятся на две группы.

1.1. Количественные показатели. Они характеризуют размер, величину хозяйственных процессов и изменения, происходящие в них. К таким показателям относятся, например, выручка от продаж, численность работников, количество машин, станков и т.д.

1.2. Качественные показатели. Они отражают существенные особенности хозяйственных процессов, их экономическую эффективность и целесообразность. К ним относятся, например, себестоимость продукции, производительность труда, рентабельность.

Качественные и количественные показатели не изучаются отдельно, так как они взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, объем продукции (количественный показатель) может быть представлен как произведение среднесписочной численности рабочих (количественный показатель) и средней выработки одного рабочего (качественный показатель). Можно привести и другой пример: увеличение объема выпуска продукции (количественный показатель) при прочих равных условиях ведет к снижению себестоимости (качественный показатель) за счет уменьшения доли условно-постоянных расходов на единицу продукции.

2. По способу выражения показатели можно разделить на две группы.

2.1. Абсолютные (объемные) показатели. Они отражают определенную совокупность производственных, финансовых и хозяйственных процессов, характеризующую одновременно их объем, структуру и качественные особенности.[7]

В зависимости от применяемых измерителей абсолютные показатели могут быть натуральными, трудовыми, стоимостными (денежными).

В зависимости от порядка исчисления абсолютные показатели могут быть интервальными, моментными, среднехронологическими.

Интервальные показатели характеризуют величину процесса или его результат за определенный отрезок времени – день, месяц, квартал, год, например выручка от продаж за сентябрь отчетного года.

Моментные показатели отражают величину хозяйственных ресурсов на определенную дату, например остаток по счету «Материалы» на балансовую дату.

Среднехронологические показатели отражают средний размер ресурсов за определенный период времени, например среднесписочная численность персонала за год, среднегодовая стоимость основных фондов.

Пример2.

В таблице 3. приведена оценка абсолютных показателей финансовой устойчивости на предприятия.

Информация о работе Факторный анализ прибыли