Информационные потоки и информационная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Транспортной системе присущи черты, свойственные любой другой производственной системе. Однако по сравнению с другими отраслями народного хозяйства транспорт обладает специфическими особенностями, порождаемыми характером производственного процесса. Производство и реализация транспортной продукции осуществляются одновременно. Эта продукция не существует отдельно от транспорта и не может производиться в запас. Средства производства транспортной отрасли рассредоточены по всей стране и за её пределами, большая часть их находится в постоянном перемещении.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…… 2
1. Характеристика процесса передачи информации….. ………………………3
1.1 Информационное обеспечение транспортного потока…………………..3
1.2 Интегрированные транспортные информационные системы…………...5
1.3 Сферы применения интегрированных информационных сетей………...6
1.4 Транспортный информационный ресурс…………………………………6
1.5 Обеспечение транспортного процесса информацией……………………7
2. Информационные потоки и информационная система……………………...9
2.1 Транспортно-информационные потоки. Виды.
Варианты взаимодействия………………………………………………...9
2.2 Функции информационного процесса…………………………………..10
2.3 Качества транспортно-информационной системы……………………..11
2.4 Иерархическая структура информационного обеспечения предприятия (интегрированная модель)………………………………………………..12
2.5 Инфраструктура транспортно-информационной системы (ТИС)…….14
2.6 Инфраструктура информационных потоков……………………………14
2.7 Автоматизированные рабочие места……………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………….. 17

Файлы: 1 файл

базы.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение …………………………………………………………………….…… 2

1. Характеристика процесса передачи информации….. ………………………3

    1.1 Информационное  обеспечение транспортного потока…………………..3

    1.2 Интегрированные  транспортные информационные системы…………...5

    1.3 Сферы применения интегрированных информационных сетей………...6

    1.4 Транспортный  информационный ресурс…………………………………6

    1.5 Обеспечение  транспортного процесса информацией……………………7

2. Информационные потоки и информационная система……………………...9

    2.1 Транспортно-информационные потоки. Виды.

           Варианты взаимодействия………………………………………………...9

    1. Функции информационного процесса…………………………………..10
    2. Качества транспортно-информационной системы……………………..11
    3. Иерархическая структура информационного обеспечения предприятия (интегрированная модель)………………………………………………..12
    4. Инфраструктура транспортно-информационной системы (ТИС)…….14
    5. Инфраструктура информационных потоков……………………………14
    6. Автоматизированные рабочие места……………………………………..16

Список использованной литературы………………………………………….. 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    На  современном этапе развития производительных сил и производственных отношений  информация стала товаром со всеми  присущими ей свойствами. Сегодня  существуют информационная промышленность, национальные информационные ресурсы, происходит переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на информации. Особенно это актуально для транспорта, как отрасли народного хозяйства.

    Транспортной  системе присущи черты, свойственные любой другой производственной системе. Однако по сравнению с другими отраслями народного хозяйства транспорт обладает специфическими особенностями, порождаемыми характером производственного процесса. Производство и реализация транспортной продукции осуществляются одновременно. Эта продукция не существует отдельно от транспорта и не может производиться в запас. Средства производства транспортной отрасли рассредоточены по всей стране и за её пределами, большая часть их находится в постоянном перемещении. Все виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный и трубопроводный - тесно связаны между собой, образуя единую транспортную систему. Она представляет собой совокупность путей сообщения, транспортных узлов, транспортных и погрузо-разгрузочных средств, которая обеспечивает перевозку грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения и выполнение соответствующих грузовых операций. Масштабы деятельности отрасли, рассредоточенность её объектов, динамический характер производственного процесса, воздействие большого числа случайных факторов обусловливают необходимость сбора, передачи, хранения информации и доведения её до пользователя. 
 
 

    1. Характеристика процесса передачи информации

    Информация- это сведения являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.

    Основная  информация, используемая на предприятии касается: состояние подвижного состава, расписание перевозок, объема груза, маршрут перевозок.

    В настоящее время большое распространение  получила передача данных с помощью  информационно–вычислительных сетей. Информационно-вычислительные сети представляют динамичную и эффективную отрасль автоматизированной технологии процесса ввода, передачи, обработки и выдачи информации. Информация при передаче может искажаться. Такое искажение может быть вызвано множеством причин, к примеру, сбоями в системе из-за каких-либо неполадок в сети и т.д.

    На  данный момент информационные потоки на автотранспорте представляют собой  самостоятельный многофункциональный  рабочий инструмент, который влияет на всю работу автотранспорта. Существует множество стандартов, которые позволяют структурировать информацию, которая необходима  для обеспечения организации перевозочного процесса.

    1. Информационное обеспечение транспортного потока.

    Взаимодействие  участников транспортного процесса путем использования электронных средств управления транспортно-складскими технологиями и электронного обмена данными демонстрирует преимущества информационно-транспортной системы.

    Информационное  обеспечение транспортного потока осуществляется с помощью директивных информационных сообщений, за которые несет ответственность каждый из участников перевозок, а также посредством стандартных международных транспортных документов. Наиболее эффективное решение в сфере транспортирования грузов могут быть реализованы в информационно-транспортных системах. Предпосылками для этого являются:

  1. конкуренция между участниками транспортного рынка за качественное обслуживание с минимальными затратами владельцев грузов;
  2. развитие объединения процессов между различными предприятиями различных отраслей, создания новых организационных форм взаимодействия;
  3. огромные возможности в области новейших информационных технологий, обладающих большим потенциалом для эффективного управления всеми сферами производственно-коммерческой и транспортной деятельности.

    Федеральная целевая программа называется «Модернизация  транспортной системы России» предложенная Министерством транспорта РФ. В качестве основной цели рассматривает повышение  сбалансированности деятельности, эффективности  и безопасности транспортной системы страны, способной обеспечить жизненно важные национальные интересы. Вместе с тем существует ряд проблем препятствующих удовлетворению спроса на транспортные услуги:

  1. низкий уровень межотраслевой и межрегиональной координации в развитии транспортной инфраструктуры;
  2. слабое использование транспортных коммуникаций для доставки транзитных услуг;
  3. медленное совершенствование транспортных технологий и недостаточная их увязка с производственными промышленными, торговыми, складскими и таможенными технологиями;
  4. недопустимо низкий уровень информатизации транспортно процесса и информационного воздействия транспорта с другими отраслями экономики.

    Последняя из указанных проблем непосредственно  определяет актуальность информационного  обеспечения транспортных систем.

    Концепция ресурсной ориентации, которая сформировалась в 80-х годах, в Западной Европе привела  к пониманию приоритетного значения интегрированных информационных систем.

    1. Интегрированные транспортные информационные системы.

    Интегрированные информационные системы имеют следующие особенности, которые оказывают прямое воздействие на эффективность, производительность и качество функционирования транспортных систем:

  1. формирование и использование ключевых компетенций, которыми конкурент не располагает, что предполагает особо эффективное сочетание ресурсов;
  2. сохранение стабильных ключевых компетенций в долгосрочной стратегической перспективе – пока неприменимо;
  3. возможность участников транспортного процесса извлекать выгоду для себя, готовность оплачивать дополнительные услуги.

    Исходя  из вышеперечисленного, что интегрированные  транспортные системы, использующие цепочку  ценностей, ориентированы на всех участников:

    

    Рис. 1. Элементы информационного обеспечения  транспортно-информационных систем.

    Условные  обозначения: А – связь с поставщиками, В – связь с потребителями, С – технологические процессы внутри одного предприятия, D – информационные процессы внутри одного предприятия, Е – интегрированные связи между предприятиями транспортно-информационной сети.

    Предприятия, входящие в интегрированные транспортно-информационные сети нацелены на существенное снижение затрат. За счет более быстрой оборачиваемости  ресурсов. Сокращение  времени выполнения заказа, координация транспортной работы с сетью ГО-лей и ГП-лей.

    Информационное  обеспечение нацелено на эффективность  и своевременность поставок, выбор  между производством продукции  или ее приобретением у поставщиков.

    1. Сферы применения интегрированных информационных сетей.

    Основными сферами применения интегрированных информационных сетей являются:

  1. управление запасами
  2. транспортировка
  3. логистическая инфраструктура
  4. складское хозяйство
  5. грузоперевозка и упаковка
  6. информационные потоки

    Следует выделить информацию как важный ресурс транспортного процесса, использование электронных систем позволяет снизить издержки транспортировки, благодаря более эффективному управлению информационными потоками, увеличению скорости и координации. Понятие «информационный ресурс» являются экономической категорией, поэтому информация рассматривается как существенный ресурс в обеспечении деятельности транспорта и связанных с ним предприятий.

    1. Транспортный информационный ресурс.

    Транспортный  ресурс – это весь объем информации в информационный системе.

    Федеральный закон «Об информатизации, информации и защите информации» определяет информационный ресурс как отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

    В зависимости от источника возникновения  выделяют внешнюю и внутреннюю информацию, образующую информационные ресурсы транспортных систем.

    Пример  внутренней информации: о тарифах, о  затратах, об услугах, методах транспортировки  и методах поставки. Пример внешней  информации: о рынках, потребителях клиентов, изменениях транспортного  законодательства.

    Управление  информационными ресурсами состоит из:

  1. оценка информационных потребностей на каждом уровне и в рамках каждой функции управления
  2. изучение и рационализация документации, организация эффективного обмена электронными документами
  3. унификации данных
  4. создание системы управления данными.
    1. Обеспечение транспортного процесса информацией.

    Транспортной  задачей является нахождение оптимального плана перевозок.

    В результате взаимодействия информационных технологий и информационных ресурсов создается новая информация, которая  передается в распоряжение пользователя. АТП заинтересованы в получении точной и своевременной информации на всех уровнях управления. Полученная ими информация рассматривается как самостоятельный фактор транспортной перевозочной деятельности.

    

    Невыполнение  обеспечения транспортного процесса информации по срокам или по объему свидетельствует об:

  1. отсутствии необходимой информации о грузах, транспортных процессах условиях перевозки
  2. запаздывание в поступлении информации на запросы
  3. несогласованности между уровнем подготовки персонала, создающего информацию и персонала, использующего ее
  4. неразвитость коммуникационной сети между объектами транспортной сети
  5. существование системы различных видов необоснованных ограничений по допуску к информационным ресурсам и их использованию
  6. неактуальности накапливаемой информации, вызванной изменением задач у пользователей транспортно-информационной сети.
  7. отсутствие эффективных методов снижения за качеством информационных ресурсов.
 
 
 
    
  1. Информационные  потоки и информационная система.

    Время и качество становятся самыми критическими факторами в системе транспортировки  груза. Все транспортные операции подчиняются  важнейшему требованию – доставка точно в срок с обеспечением сохранности  груза. Информационное обеспечение играет одну из ключевых ролей, основным мотивом применения информационных систем на транспорте является повышение производительности интегрированных транспортных систем, получение качественной информации на всех иерархических уровнях управления. Классики интегрированных систем управления Д. Клосс и Д. Бауэрсокс подчеркивают, что «фирмы с передовыми информационными технологиями дешевле отыскивают с помощью информации оптимальные решения, чем фирмы, не имеющие передовых информационных технологий, осуществляют неоптимальные перемещения запасов».

    Управление  данным и в информационных системах обеспечивает все виды операций, необходимых  для выполнения заказов по транспортировке  грузов, контролю над операциями и  оценке эффективности их выполнения. 

Информация о работе Информационные потоки и информационная система