Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 09:21, курсовая работа
В данной курсовой работе изложены основные положения по экономической эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции. В теоретической части рассмотрен рынок сельскохозяйственной продукции, дано понятие экономической эффективности, а также рассмотрены основные методы определения экономической эффективности предприятия. В аналитической части рассмотрена характеристика предприятия ОАО « Шарлыкский Агроснаб», проанализированы финансовые показатели, проведен маркетинговый анализ. Также даны рекомендации и предложения по повышении.Экономической эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Введение ……………………………………………..……………………………4
1 Теоретические основы экономической эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции………………………………….5
1.1 Рынок сельскохозяйственной продукции и его регулирование………… ..5
1.2 Экономическая эффективность производства и реализации сельскохозяйственной продукции и факторы, влияющие на её повышение… 9
1.3 Методы определения экономической эффективности деятельности предприятия…………………………………..…………………………… ……12
2 Анализ эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции на предприятии ОАО « Шарлыкский Агроснаб»…………… …..18
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО « Шарлыкский Агроснаб»..…18
2.2 Анализ финансовой деятельности предприятия ОАО« Шарлыкский Агроснаб»…………………………………………………………………….... .21
2.3Анализ маркетинговой деятельности и организационной структуры предприятия ОАО « Шарлыкский Агроснаб»……………………………… ...27
3 Предложения и рекомендации по повышению экономической эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции……………………………………………………………………… ..31
3.1 Предложения и рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………31
3.2 Эффективное управление сбытовой политикой………………………… .35
Заключение ………………………………………………………………………40
Список использованных источников………………………………………… ..41
Таким образом, с одной стороны, устойчивый имидж всегда должен соответствовать требованиям целевых аудиторий, что позволяет организации развиваться, приспосабливаясь к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, с другой стороны, развиваясь, оно укрепляет свою репутацию.
В качестве второго важного фактора достижения устойчивости имиджа назовем скорость и точность реакции в кризисных ситуациях.
Следующее необходимое условие устойчивости имиджа — гармонизация интересов различных целевых групп контактной аудитории организации. Как отмечалось, любая организация в той или иной степени является объектом внимания множества групп общественности, каждую из которых интересуют определенные стороны ее деятельности. Интересы различных аудиторий относительно конкретной организации во многом пересекаются, но здесь имеются и значительные отличия. Грамотно построенный имидж должен соответствовать запросам всех контактирующих с его носителем людей как представителей различных социальных институтов. Он не может быть устойчивым, если пренебрегает интересами одной из своих аудиторных групп в пользу другой.
И, наконец, основой достижения данного параметра, объединяющей все вышеперечисленные факторы, является стратегия управления имиджем, в основе которой лежит системный подход, то есть рассмотрение имиджа как совокупности взаимодействующих элементов и факторов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, с внешней и внутренней средой организации, изменяющихся во времени и составляющих целостное образование. При этом устойчивость имиджа выступает как постоянное положительное изменение параметров системы, обеспечение ее самосохранения в условиях непостоянства действия факторов внешней и внутренней среды на основе гармонизации интересов различных целевых аудиторных групп.
В итоге, для того чтобы оценить эффективность деятельности по формированию и продвижению имиджа, необходимо оценить уровень его устойчивости, а значит, сравнить предлагаемый организацией образ (имидж) и образ, сложившийся в восприятии представителей целевых контактных аудиторий (репутацию). Чем ближе друг к другу будут две эти картины, тем более устойчив будет имидж организации [16].
Бренд является инструментом повышения стратегической конкурентоспособности товаров и услуг за счет максимального использования их конкурентных преимуществ и максимальной адаптации к ожиданиям и потребностям потребителей.
Однозначное определение термина «бренд» в современной литературе отсутствует. Гораздо чаще в научной литературе употребляется термин «торговая марка» (trade mark), что, на наш взгляд, ошибочно в силу того, что им определяется несколько понятий одновременно. Во избежание терминологической путаницы между схожими понятиями «бренд», «товарный знак» и «торговая марка» проведем их разграничение.
Феномен регионального бренда возник в связи с географическими особенностями нашей страны, спецификой требований государственных стандартов к продукции, в первую очередь продовольственной, и особенностями государственного администрирования.
Формирование и развитие бренда — длительный процесс. Специалисты в области маркетинга оценивают период времени, необходимый на создание бренда в России, от 3 до 7 лет. На протяжении всего периода разработки бренда необходимо постоянно учитывать интересы потребителей, актуальность удовлетворяемых брендом потребностей, моду и т. д.
Таким образом, брендинг по своей сути необходимо рассматривать как новую основу управления маркетинга в целом. Доказанная на практике эффективность подобного подхода к управлению маркетингом позволяет на основе принципов брендинга разработать коммуникационную концепцию маркетинга и качественно увеличить эффективность предпринимательской деятельности в целом [4].
Логотип (от греч. «логос» — слово и «типус» — отпечаток, форма, образец) — это знак (символ), состоящий из текста и (или) графики, являющийся отличительным для компании. В идеале логотип графическими средствами должен выражать основное направление деятельности компании. В широком смысле логотип означает имя, символ или торговую марку, разработанную для легкой узнаваемости. Логотип должен привлекать внимание
Логотип — это неотъемлемая часть бренда товара, образа компании, это то, с чем всегда будет ассоциироваться ваша компания. Чем лучше логотип разработан, чем проще, лаконичнее и яснее он сделан, тем выше вероятность, что потребители его запомнят.
В идеале логотип должен выражать основное направление деятельности компании. Логотип должен быть прост для восприятия, оригинален по дизайну и соответствовать общим задачам позиционирования компании; все элементы логотипа должны сочетаться между собой по форме, цвету, размеру. Кроме этого, он должен быть ярким, четким, поскольку клиенты по нему будут узнавать компанию. Логотип компании присутствует везде: на документах, упаковке, визитках и т. п. От того, насколько запоминающимся и индивидуальным будет логотип, напрямую зависит то, насколько торговая марка будет известна на рынке. Логотип компании должен отражать всю сущность и соответствовать направлению ее деятельности и духу.
Главной задачей логотипа является ассоциация товара или услуги с конкретной компанией-производителем. От того, насколько успешно решается логотипом эта задача, не в последнюю очередь зависит успех вывода на рынок товара или услуги.
Создание логотипа является началом разработки такой важной визуальной характеристики компании, как фирменный стиль, ведь логотип — это основа всего фирменного стиля компании, его ключевой элемент.
Правильный логотип, с высокими характеристиками, повысит узнаваемость, доверие и запоминаемость, что означает успех в делах. Эти характеристики включают:
1 Запоминаемость — такая, чтобы ваш логотип стоял на переднем плане в голове у ваших потенциальных клиентов, чтобы они сразу подумали о вас, когда им что-то понадобится.
2 Уникальность, которая поможет вам выделиться из толпы.
3 Значимость. Логотип передает отличительные характеристики вашей компании.
4 Взаимосвязанность в использовании вашего графического представления, подзаголовков, контекстов. Повторяемость помогает людям быстрее запомнить, кто вы и чем занимаетесь.
5 Масштабируемость — такая, чтобы ваш логотип выглядел одинаково хорошо как на визитной карточке, так и на вывеске или рекламном щите, и, конечно, в других промежуточных размерах. Составной частью данной характеристики является понятность названия вашей компании при различных размерах логотипа.
6 Профессионализм во всем — от качества изображения логотипа до бумаги, на которой печатается материал.
7 Неподвластность времени вашего логотипа убедит вас в ненужности переделывать его через несколько лет. Ваши вложения и актуальность дизайна логотипа продлятся долгое время.
8 Видоизменение. Это касается не только оттенков цветов логотипа, но и его важности. Он должен хорошо смотреться в черно-белой версии, в серых тонах, чтобы люди, не различающие цвета, могли его прочитать.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что профессионально разработанный логотип может дать бизнесу существенный толчок и помочь в привлечении внимания клиентов, то есть именно то, что нужно для успеха. Логотип будет зрительным представлением компании, дающим ответы на вопросы о том, какие услуги она предоставляет или, какую продукцию продает [11].
Для успешного функционирования предприятия необходимо правильно выбрать каналы распространения продукции.
В качестве каналов распространения товаров для данного акционерного общества предлагаю использовать коммерческих агентов.
В мероприятиях маркетинга особое место отведено рекламе.
Реклама - это наличная форма коммуникации, осуществляющаяся через
посредничество средств распространения информации с четким указанием источником финансирования.
Для получения максимального эффекта от рекламы нужно тщательно спланировать рекламную компанию, которая включает с себя следующие вопросы:
1 Выделить целевую группу воздействия.
2 Определить задачи компании.
3 Определить рекламный бюджет, который предполагает решение следующих вопросов:
– какое количество средства будет откинуто на компанию;
– каким образом эти средства будут распределены.
4 Сравнить полученный бюджет с выделенными средствами.
5 Выбрать оптимальные
каналы распространения
6 Составить развернутый план-график.
7 Принять решение о рекламном обращении.
8 Оценить рекламную компанию.
На выбор наиболее эффективного носителя рекламы влияют наименьший относительный тариф и наибольший индекс избирательности.
3.2 Эффективное управление сбытом продукции на предприятии
Проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции приятиями агропромышленного комплекса Поволжья характерны для всех, наверное, некрупных сельхозпроизводителей России. Это:
- низкий уровень товарности сельскохозяйственной продукции;
- неэквивалентное распределение прибыли от сбыта между сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими субъектами рыночной деятельности;
- несовершенство механизма продвижения продукции на розничных продовольственных рынках.
Оптимизация и регулирование механизмов сбыта сельскохозяйственной продукции — это задачи местного институционального управления и одновременно проблемы для работников малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса. Организаций, работающих в этой сфере, тысячи.
Особая роль
в системе сбыта
По мнению автора, для формирования выгодного и производителям, и потребителям механизма продвижения сельскохозяйственной товарной продукции через структуру розничных рынков может быть предложен следующий комплекс мероприятий институционального и рыночного управления:
1.Создание в структуре Минсельхоза России специализированного департамента регулирования снабженческо-сбытовой сферы для интенсификации участия предприятий АПК в снабженческо-сбытовой деятельности на региональном и межрегиональном уровне.
2.Развитие кооперации и интеграции предприятий АПК в сфере снабжения и сбыта (для малых предприятий и личных подсобных хозяйств).
3.Формирование альтернативных крупным торговым сетям механизмов регулирования снабженческо-сбытовых процессов (биржевой, ярмарочной торговли), а также распространение оптово-розничных рынков сырья и продовольствия.
Так можно повысить эффективность работы сельскохозяйственных предприятий, повысить конкурентоспособность отечественной аграрной продукции хотя бы на внутреннем рынке, снизить удельный вес импортного продовольствия в структуре личного потребления граждан и снизить стоимость продовольственной корзины для потребителя [8].
Оренбургская область является одной из наиболее развитых в сельскохозяйственном отношении областей Приволжского федерального округа. На территорию области в нем приходится около 20%, а в России — 6,5 % посевов зерновых культур. Валовой сбор зерновых культур в области составляет 10 — 12% валового сбора зерна федерального округа. На душу населения производится более одной тонны зерна, тогда как в среднем по стране всего 543 кг. Являясь основным источником прибыли и концентрированных кормов, зерновое производство служит важным условием сохранения животноводческих отраслей. Однако снижение урожайности зерновых культур в 2005 — 2006 гг.привело к массовому банкротству сельскохозяйственных организаций и сокращению производства животноводческой продукции. За 2005 г. в области обанкротилось 77 крупных хозяйств, а в 136 хозяйствах начали работать арбитражные управляющие. Оренбуржье, по праву считающееся крупнейшим производителем высококачественного зерна, в настоящее время в значительной мере теряет свои позиции. Площади сокращаются, урожайность падает, качество зерна снижается, что отражается на цене реализации и уровне рентабельности. Производство зерна стало в большей степени зависеть от капризов погоды
Для того чтобы оценить возможности предприятий вести эффективную производственно-сбытовую деятельность и тем самым противостоять конкурентам на рынках, необходимо в первую очередь адекватно оценить его потенциал. Провести такое исследование можно посредством одного из ситуационных анализов деятельности предприятия — SWOT-анализа, сущность которого заключается в выявлении угроз и возможностей внешнего окружения предприятия вместе с определением сильных и слабых сторон его внутренней среды (таблица4).
Как видно, область имеет определенные условия и возможности увеличения производства и повышения качества зерна, но для этого необходимо постоянно принимать меры по предотвращению угроз и смягчению влияния других неблагоприятных факторов.
Современные сельскохозяйственные организации зернового направления, как правило, имеют следующие показатели: общая посевная площадь — порядка 5 — 12тыс. га, при этом зерновыми культурами занято 60 - 70 % площади; валовой сбор зерна на уровне 40—100тыс.ц позволяет поставить на рынок 25—70тыс. ц зерна, выручив за него от 7 до 20 млн руб. Выручка от реализации зерновых занимает 28-50% суммарного дохода предприятия, что же касается растениеводства, то зерновым в этом случае принадлежит 2/3 дохода. На развитие и повышение эффективности производства предприятие использует помимо собственных также и заемные средства, с этой целью оформляется кредит в одном из банков региона (если имеются гарантии его возврата). Для обеспечения равновесия и эквивалентного обмена необходимо учитывать эффект объема производства и эффект замещения сельскохозяйственного труда прошлым промышленным трудом, которые сегодня действуют в противоположных направлениях. Поэтому при сложившихся оценках сельскохозяйственного и промышленного труда эффект замещения первого вторым невыгоден для села, причем степень этой невыгодности увеличивается