Экономический анализ деятельности предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:23, реферат

Описание работы

Экономический анализ играет важную роль в хозяйственной деятельности, в достижении наилучших результатов при наименьших затратах. В новых условиях хозяйствования его значение возрастает. Расширение прав и повышение ответственности потребительских обществ, предприятий и организаций общественного питания за результаты проведенной работы, переход на экономические методы управления, развитие хозяйственного расчета, его углубление обусловливают необходимость более тщательного и всестороннего исследования социально-экономических процессов и явлений, обеспечение правильной оценки результатов хозяйственной деятельности, выявление имеющихся резервов, устранение фактов бесхозяйственности, обобщение и распространение передового опыта, внедрение в практику достижений науки и техники.
5. Выводы и предложения. Мероприятия по увеличению выпуска продукции в общественном питании, расширению ассортимента и росту товарооборота
6. Список литературы
7. Приложения

Содержание работы

1. Введение. Значение экономического анализа в улучшении показателей деятельности предприятия общественного питания
2. Экономическая характеристика предприятия
3. Анализ оборота по выпуску продукции и его значение
4. Анализ выполнения плана реализации по общему объему и ассортименту по предприятию
5. Выводы и предложения. Мероприятия по увеличению выпуска продукции в общественном питании, расширению ассортимента и росту товарооборота
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

2)  2007 год отклонение оборота по продукции собственного производства;

3)  2006 год весь товарооборот общественного питания;

4)  2007 год весь товарооборот общественного питания. Данные запишем в таблицу (см. Приложение №1).

Динамику товарооборота  в тыс. руб. рассчитываем по формуле:

,

где Д – динамика,

Фп – фактический  показатель предшествующего года,

Фо – фактический  показатель отчетного года.

1)  2006/2007 года динамика по обороту продукции собственного производства;

2)  2006/2007 года динамика по общему товарообороту общественного питания;

3)   2006/2007 года динамика по обороту покупной продукции;

4)   2006/2007 года динамика по доходам;

5)  2006/2007 года динамика по расходам.

Данные запишем  в таблицу (см. Приложение №1).

Динамику товарооборота  в % рассчитываем по формуле:

,

где Оп – отклонение предшествующего года,

Оо  – отклонение отчетного года.

1)   - 2006/2007 года динамика товарооборота в % оборота по продукции собственного производства;

2)   - 2006/2007 года динамика товарооборота в % общего товарооборота общественного питания;

3)   - 2006/2007 года динамика в % доходы;

4)   - 2006/2007 года динамика в % расходы.

Рис. 1. Диаграмма товарооборота продукции

 

Товарооборот  продукции столовой Старооскольского кооперативного техникума за 2006 - 2007 года представлены в виде таблицы (см. Приложение № 1)

На  основании данных таблицы, планируемый  товарооборот продукции собственного производства в 2007 году превышает товарооборот в 2006 году на 2653,00 рубля, а оборот по покупным товарам в 2007 году меньше, чем 2006 году на 8095,00 руб. Это говорит  о том, что реализация продукции собственного производства развивается и приносит большую прибыль с каждым годом.

По  результатам анализа товарооборота  разрабатывают предложения по дальнейшему  улучшению ассортимента и качества изготовляемой продукции, повышению доли продукции собственного производства в общем товарообороте общепита.

Выполнение  плана товарооборота и производственной программы зависит от обеспеченности предприятий общественного питания товарными ресурсами, правильности их распределения и использования.

Анализ  поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров проводят по общему объему, источникам поступления, ассортименту и основным поставщикам.

В процессе анализа рассчитывают процент выполнения плана и динамику поступления  товаров, стоимость продуктов и сырья на 1 руб. товарооборота.

Анализ  выполнения плана по выпуску полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских изделий и  другой продукции представлены в  виде таблицы (см. Приложение № 3)

На  основании таблицы рост выпуска  продукции наблюдается по всем видам продукции, кроме сладких блюд.

В завершение анализа товарооборота и выпуска  продукции за год необходимо разработать  мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков, изыскание резервов увеличения выпуска продукции.

При обосновании и анализе товарооборота учитывают факторы повышения его объема. Важнейшими из них являются:

- изучение  спроса потребителей;

- расширение  и обновление ассортимента продукции  собственного производства;

- проведение  рекламных мероприятий;

- организация  дополнительных мест для обслуживания посетителей в летний период;

- ритмичная  обеспеченность сырьем, товарами;

- увеличение  пропускной способности обеденного  зала за счет прогрессивных  форм обслуживания, совершенствования  режима работы;

- внедрение  новых технологий приготовления продукции общественного питания.

 

4. Анализ выполнения плана реализации  по общему объему и ассортименту  по предприятию

 

Механизм  экономического обоснования объема и структуры товарооборота предприятия  питания включает в себя определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, эффективности действующего законодательства.

Методы  планирования зависят от объекта  планирования, типа предприятия питания, организационного построения предприятия  питания и временного фактора. Долгосрочное планирование в основном характерно для крупных ресторанов в условиях насыщенного рынка. Текущее оперативное планирование осуществляется на различных предприятиях.

Любого  конкретный количественный показатель, в частности, планирование товарооборота, состоит из шести этапов:

- анализ  ситуаций;

- планирование  целей (результатов);

- планирование  средств, необходимых для достижения целей;

- принятие  решений;

- планирование  реализации;

- контроль (по критерию успеха).

План  товарооборота общественного питания  составляется в определенной последовательности. Основная его часть - реализация продукции  собственного производства, разрабатываемая на базе производственной программы (оборота собственной продукции в натуральном исчислении). Поэтому первоначально рассчитывают производственную программу предприятия.

Так как  в состав предприятия могут входить  хозяйственные единицы, имеющие различную специализацию (кафе быстрого обслуживания), типы (столовая, кафе, ресторан), разный состав обслуживаемого контингента, спрос, то в каждом конкретном случае используются различные методы.

Расчет  может быть произведен на основе данных о численности потребителей, пользующихся услугами предприятий общественного питания, по данным ожидаемого выполнения производственной программы за предплановый период, по данным изучения спроса потребителей, на основе планового меню, рациональных норм потребления.

B практике  работы выпуск блюд чаще всего  планируется по численности потребителей  и по данным ожидаемого выполнения плана за отчетный период.

Для Столовой кооперативного техникума, обслуживающую, в основном, постоянный контингент, выпуск продукции в блюдах представляется возможным определить по численности потребителей и среднему количеству блюд в расчете на одного человека.

Численность потребителей, пользующихся услугами общепита, рассчитывают несколькими способами:

- выборочным подсчетом,

- по  реализации вторых блюд (объем  реализации столовой за анализируемый период);

- по  общей реализации блюд (общее количество проданных блюд за анализируемый период делят на количество рабочих дней в этом периоде и на среднее количество блюд), приходящихся на одного посетителя и др.

Общий выпуск блюд на плановый период определяют путем умножения среднедневной плановой численности потребителей на количество рабочих дней столовой в планируемом периоде на среднее количество блюд приходящихся на одного потребителя в день.

Столовая  кооперативного техникума обслуживает  студентов и работников близлежащих  предприятий и организаций. Их численность  в 2007 году в среднем составила 1540 человек. Ежедневно столовая реализует  в среднем 180 вторых блюда (т.е. 40% обучающихся и работников обслуживаются в данной столовой).

В планируемом 2008 году численность обслуживаемых  посетителей увеличится до 1600 человек, процент охвата их услугами общественного  питания будет доведен до 45%.

Таким образом, выпуск блюд исходя из потребления в среднем 2,3 блюда на одного посетителя, при работе столовой 194 дня, в планируемом году составит:

2,3 х  194 х 1600 х 45 /100 = 321 тыс. блюд.

После определения общего объема выпуска  блюд определяют выпуск первых, вторых и третьих блюд, холодных и горячих закусок.

Для этого  общее количество блюд, предусмотренное  планом, умножают на удельный вес каждой группы блюд, который определяют на основе отчетных данных за ряд лет, внося в него соответствующие коррективы с учетом материалов изучения спроса населения, сырьевых возможностей и т.д.

Рассчитанный  указанным способом план выпуска  блюд в общем объеме и ассортименте увязывают с возможностями материально-технической базы, производственной мощностью кухни и пропускной способностью обеденных залов.

Затем определяют оборот по обеденной продукции  путем умножения объема запланированных к выпуску блюд на среднюю цену одного блюда. Среднюю цену одного блюда определяют по данным текущего года с учетом возможностей ее снижения (увеличения) за счет увеличения реализации блюд из недорогих (дорогостоящих) видов сырья. Планирование прочей продукции собственного производства осуществляют как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Для этого ожидаемый выпуск прочей продукций каждого вида за текущий период корректируют с учетом увеличения объема и улучшения структуры производства.

При этом используют материалы изучения спроса населения, заказы розничной торговли, возможности материально-технической базы.

Весь  оборот по продукции собственного производства предприятий общественного питания исчисляется суммированием оборотов по обеденной и прочей продукции собственного производства.

Реализацию  покупных товаров планируют только в стоимостных показателях по предприятиям в зависимости от их типа, спроса потребителей и уровня реализации этих товаров в отчетном периоде. Объем товарооборота по покупным товарам определяют, обычно, как разность между общим объемом товарооборота и объемом по продукции собственного производства.

Для работы предприятий общественного питания необходимо снабжение их сырьем, полуфабрикатами, покупными товарами в определенном количестве и ассортименте для обеспечения выпуска кулинарной продукции и товарооборота.

План  снабжения предприятий питания  разрабатывается в форме баланса и состоит из следующих разделов.

1. Потребность  в сырье, товарах.

2. Запасы  сырья и товаров на начало  и конец планового 
периода.

3. Поступление  сырья и товаров.

Планирование  снабжения сырьем и товарами начинается с анализа выполнения плана за прошлые годы и текущий период. Кроме того, исходной информацией для планирования служат данные об объеме товарных ресурсов, нормы расхода сырья на единицу изделия, плановая производственная программа, объем запланированной продукции и товарооборота.

Важным  моментом в разработке плана снабжения является расчет потребности в сырье и покупных товарах.

Потребность в сырье для выпуска обеденной  продукции можно рассчитать как  по индивидуальным, так и по средне-групповым  нормам. Индивидуальные нормы расхода  сырья определяют по «Сборнику рецептур блюд и кулинарных изделий».

 

5. Выводы и предложения. Мероприятия  по увеличению выпуска продукции  в общественном питании, расширению  ассортимента и росту товарооборота

 

Значение  экономического анализа сводится к  тому, чтобы повышать социально-экономическую эффективность работы предприятий, внедрять достижения науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм организации труда.

Экономический анализ деятельности предприятий общественного питания и их объединений в новых условиях хозяйствования призван решать следующие задачи:

- давать  объективную и всестороннюю оценку  хода выполнения плана, динамики развития оборота, степени удовлетворения потребностей населения в продукции общественного питания, социально-экономической эффективности хозяйственной деятельности;

- исследовать  результативные показатели деятельности  предприятий, объединений общественного  питания, выявлять имеющиеся резервы, приводить их в действие;

- мобилизовать  работников общественного питания  на борьбу за повышение эффективности хозяйственной деятельности и культуры обслуживания населения, помогать развитию активности коллектива, отдельного работника в обеспечении выполнения планов;

- содействовать  разработке научно обоснованных  плановых показателей предприятий и входящих в него отдельных предприятий (столовых, ресторанов, кафе и т. п.).

Деятельность  предприятий общественного питания  характеризуют следующие основные показатели:

- товарооборот (валовой и розничный),

- выпуск  блюд,

- численность  работников,

- производительность труда,

- фонд  оплаты труда,

- состояние  материально-технической базы,

- эффективность  ее использования,

- доходы,

- расходы,

- прибыль.

Эти и  другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятий общественного питания взаимосвязаны и непрерывно изменяются. Они выступают в качестве объекта экономического анализа.

Для изучения деятельности предприятий общественного  питания используются:

- данные  о численности обслуживаемого  населения, производственных предприятий, о организаций и учреждений, находящихся в зоне обслуживания, об их территориальном расположении;

- нормы  и нормативы (обеспеченности населения предприятиями общественного питания, расхода продуктов на приготовление пищи, естественной убыли товаров, расхода топлива и электроэнергии), плановые показатели;

- статистическая  отчетность;

- бухгалтерская  отчетность;

- оперативная  отчетность;

- первичные  документы и т. п.

Определяющим  показателем хозяйственно-финансовой деятельности предприятий общественного питания является товарооборот.

Весь  объем товарооборота, или, как принято  называть его, валовой товарооборот общественного питания, складывается из оборота продукции собственного производства и оборота по реализации покупных товаров. При этом в оценке деятельности предприятий общественного питания большое значение придается доле продукции собственного производства во всем товарообороте. Объясняется это тем, что основная задача общественного питания состоит в том, чтобы увеличивать объем продажи продукции собственного производства. Поэтому повышение ее удельного веса во всем обороте оценивается как положительный результат работы предприятия.

Оборот  по продукции собственного производства, в свою очередь, подразделяется по видам  продажи (оптовый и розничный) и по составу (обеденная и прочая продукция). Обеденная продукция выражается в сумме и количестве блюд, а прочая продукция в сумме и в физическом измерении.

Информация о работе Экономический анализ деятельности предприятия общественного питания