Конкретные резервы увеличения прибыли анализируемого предприятия, вытекающие из экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль, анализ основных источников резервов роста прибыли на данном предприятии ОАО «Викол».
Основными задачами анализа прибыли являются:
Оценка изменения прибыли в отчетном периоде по сравнению с предшествующим;
Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на прибыль;
Анализ распределения прибыли;
Оценка работы предприятия по выявлению резервов увеличения прибыли;
Расчет эффективности предложенных мероприятий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Значение и задачи анализа прибыли хозяйствующего субъекта в современных условиях…………………………………………………………………………….5
Основные факторы роста прибыли………………………………………………..9
Источники информационной базы анализа прибыли, ее использования (распределения)…………………………………………………………………
Анализ прибыли отчетного периода в целом и по видам:
а) оценка изменения прибыли в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом…………………………………………………………………………..16
б) расчет и оценка факторов, определивших изменение прибыли в анализируемом периоде.…………………………………………………………..
5. Анализ распределения прибыли…………………………………………………..23
6. Конкретные резервы увеличения прибыли анализируемого предприятия, вытекающие из экономического анализа………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список используемой литературы…………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

гот курс Анализ прибыли.docx

— 94.87 Кб (Скачать файл)

 

Для сравнения общих финансовых результатов деятельности предприятия  составим аналитическую таблицу  2.

 

 

Таблица 2. -  Аналитическая таблица общих финансовых результатов

Показатель

01.01.2011

01.01.2012

01.01.2013

2011 к 2010, в%

2012 к 2011, в%

Валовая прибыль, в т.ч.

567

1570

2612

276,9%

166,4%

Прибыль от реализации продукции

525

1309

2481

273,4%

180,3%

Сальдо (прибыль-убыток) от прочей реализации

0

0

0

0,0%

0,0%

Сальдо (прибыль-убыток) от операций

567

1570

2612

276,9%

166,4%


 

Как видно из таблицы 2 изменение валовой прибыли в 2011 году на предприятии ОАО «Викол» составило 276,9% к предыдущему году, что положительно характеризует деятельность предприятия. Основной удельный вес приходится на прибыль от реализации продукции и это говорит о приоритетном направлении работы предприятия по основному виду деятельности, что закономерно, учитывая отраслевую принадлежность ОАО «Викол».

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Она характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных  в предприятие или иные финансовые операции. Показатели рентабельности не имеют нормативных значений, так  как зависят от множества факторов и существенно изменяются по предприятиям различного профиля, размера, структуры  активов и источников средств.

В зависимости от базы сравнения  выделяют несколько видов показателей  рентабельности. Расчеты важнейших  из них в сравнении с нормативными значениями этих показателей приведены в таблице 3.

 

 

 

 

Таблица 3. - Расчеты показателей рентабельности ОАО «Викол»

Показатель

01.01.2011

01.01.2012

01.01.2013

1. Валовая прибыль

567

1570

2612

2. Чистая прибыль

431

1193

2212

3. Выручка от реализации  продукции

31309

79192

108626

4. Собственные средства

214

254

11539

5. Долгосрочные заемные  средства

2000

2000

0

6. Основные средства

10094

9885

9518

7. Запасы и затраты

26872

51428

48435

8. Стоимость имущества

10094

9885

9518

9. Доходы по ценным  бумагам от долевого участия

0

0

0

10. Финансовые вложения

0

0

0

Коэффициент рентабельности имущества (стр. 2 / стр. 8)

0,04

0,12

0,23

Коэффициент рентабельности собственного капитала (стр. 2 / стр. 4)

2,01

4,70

0,19

Коэффициент рентабельности производственных фондов (стр. 2 / (стр. 6 + стр. 7)

0,01

0,02

0,04

Коэффициент рентабельности продаж (стр. 2 / стр. 3)

0,01

0,02

0,02

Коэффициент рентабельности финансовых вложений (стр. 9/(стр. 10)

0

0

0

Коэффициент коммерческой рентабельности (Ф2 стр. 050/Ф2 стр. 010)

0,02

0,02

0,03

Коэффициент экономической  рентабельности (Ф2 стр. 190 + стр. 390)

0,01

0,02

0,02


 

Проанализируем прибыльность от обычных видов деятельности данного  предприятия. В целом можно заметить улучшение финансовых результатов  деятельности предприятия.

По результатам расчета  показателей рентабельности можно  сделать вывод об увеличении прибыльности предприятия ОАО «Викол» и усилении его финансового благополучия. Об этом свидетельствуют все коэффициенты:

Рентабельность коммерческий деятельности на 01.01.2013 г. составила 3%, в предшествующем периоде коэффициент был несколько ниже, т.к. предприятие имело меньшую прибыль от основной деятельности. Коэффициент экономической рентабельности на 01.01.2013 г. по сравнению на 01.01.2011 г. увеличился, что свидетельствует о получении высокой прибыли предприятием.

Коэффициент рентабельности имущества, который показывает, сколько валовой прибыли получено с рубля стоимости имущества, увеличился с 12% до 23%, чему способствовало увеличение валовой прибыли к концу отчетного года.

Коэффициент рентабельности собственного капитала, который показывает, сколько прибыли получено с каждого  рубля, находящегося в собственности  предприятия, на 01.01.2013 г. по сравнению на 01.01.2012 г. уменьшился в 25 раз в связи с увеличением собственных средств предприятия и к концу года составил 19%.

Рентабельность производственных фондов, определяемая как отношение валовой прибыли к сумме основных средств и материальных оборотных средств, к концу года составила 4%, что на 3% выше этого показателя на 01.01.2011 г.

Рентабельность финансовых вложений в 2009–2012 гг. отсутствовала из-за отсутствия доходов, как по ценным бумагам, так и от долевого участия в уставных фондах других предприятий.

Рентабельность продаж на 01.01.2013 г. по сравнению на 01.01.2011 г. увеличился в два раза, и составила 2%, но по сравнению на 01.01.2012 года данный показатель не изменился в связи с пропорциональным увеличением чистой прибыли и выручки от реализации продукции.

На увеличение показателей  рентабельности повлияло увеличение прибыли  и увеличение объемов выручки [7, c. 167].

Таким образом, в 2012 году наибольшее влияние на изменение величины прибыли от продаж оказали изменения величины управленческих расходов.

Анализ прибыли (убытка) от основной деятельности проведен на основании  «Отчета о прибылях и убытках» в таблице 4.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4. - Анализ прибыли (убытка) от продаж, тыс. руб.

Показатели

01.01.12

01.01.13

Абс. откл

Уд. вес

Отклонение

01.01.12

01.01.13

Выручка от реализации

79192

108626

+29434

100,00%

100,00%

-

Себестоимость проданных  товаров

77400

89716

+12316

97,74%

82,59%

-15,15%

Управленческие расходы

0

15472

+15472

0,00%

14,24%

+14,24%

Прибыль (убыток) до налогообложения

1570

2612

+1042

1,98%

2,40%

+0,42%

Коэффициент экономической  рентабельности

0,02

0,02

       

 

Из расчетов видно, что  в 2012 году наибольший удельный вес в выручке занимает себестоимость реализации (82,59%). В 2012 году можно наблюдать снижение уровня себестоимости. Доля себестоимость в выручки сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,15%, а также наблюдается увеличение доли коммерческих расходов на 14,24%. Изменение данных показателей привело к увеличению доли прибыли 0,42%.

 
б) расчет и оценка факторов, определивших изменение прибыли в анализируемом  периоде по сравнению с базисным периодом и прогнозом бизнес-плана

Проанализируем факторы, повлиявшие на изменение прибыли  от реализации продукции предприятием.

Влияние фактора «Выручка» определяется по формуле:

 

 

где:

∆Пр(в) – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «выручка»;

В1 и В0 – соответственно выручка от реализации в отчетном и базисном периодах;

Вц – показатель изменения выручки от реализации под влиянием фактора «цены»;

Rр – рентабельность продаж.

Показатель Вц находится по формуле:

 

где: Iц – индекс цен.

Используя данные предприятия, рассчитаем влияние на прибыль от реализации фактора «Выручка».

Допустим Iц в 2012 году составил 103,2%. В таком случае показатель Вц в 2012 году составит:

Вц = 108626 – (108626 / 1,023) = + 2442.

Влияние фактора «Выручка» составило: + 5,4

∆Пр(в) = [(108626 – 79192) – 2442]*0,02 = 539,8

Расчет влияния фактора  «Себестоимость реализации» осуществляется по формуле:

 

 

где:

УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисных периодах.

В 2012 году влияние фактора «Себестоимость реализации» составило:

∆Пр(с) = [(82,59% – 97,74%) * 108 626] / 100% = – 16457

Для расчета влияния факторов «Управленческие расходы» используются формула, аналогичная предыдущей:

 

 

где: УУР – уровень  управленческих расходов в соответствующем  году.

В 2012 году влияние фактора «Управленческие расходы» составил:

∆Пр(ур) = [(14,24% – 0%) * 108 626] / 100% = 15468

Обобщим расчет влияния указанных  факторов на величину прибыли от реализации в таблице 5.

Таблица 5. - Сводная таблица влияния факторов на величину прибыли от реализации продукции

Показатели – факторы

Сумма, руб.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

+ 539,8

Себестоимость реализации продукции (работ, услуг)

– 16457

Управленческие расходы

+ 15468

Влияние на прибыль от реализации

+ 1042


 

Из таблицы 7 видно, что  наибольшее положительное влияние  на прибыль от реализации продукции  сказалось увеличением управленческих расходов на 15472 тыс. руб. (сила влияния  этого фактора составила + 15468). Также значительное влияние на прибыль от реализации продукции оказал рост себестоимости на 12316 тыс. руб. (сумма влияния этого фактора – 16457). Но этот фактор отрицательно влияет на прибыль, т.к. увеличиваются затраты на продукцию. Однако в данном случае увеличение себестоимости связано с возросшим объемом продаж продукции (товаров). Незначительное влияние на прибыль от реализации продукции оказал рост выручки на 29434 тыс. руб. (сумма влияния этого фактора +539,8).

 

 

 

 

 

  1. Анализ распределения прибыли

 

Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия. За счет чистой прибыли выплачиваются  дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли  направляется на пополнение собственного оборотного капитала, в реновационный фонд и на другие цели.

В процессе анализа необходимо изучить изменения в распределении прибыли по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения отдана по каждому направлению использования прибыли (табл. 6).

 

Таблица 6. – Динамика использования чистой прибыли

 

Показатель

2011

2012

Изменение  +,-

  1. Чистая прибыль

1193

2212

+1019

  1. Распределение чистой прибыли

на выплату дивидендов

 

238,6

 

442,4

 

+203,8

в фонд накопления

501

862,7

+361,7

в фонд потребления

334

663,6

+329,6

в резервный фонд

119,3

221,2

+101,9

Доля в чистой прибыли, в %

выплаченных дивидендов

 

20

 

20

 

-

фонда накопления

42

39

-3

фонда потребления

28

30

+2

резервного фонда

10

10

-


 

Приведенные данные свидетельствуют  о том, что на анализируемом предприятии  в 2011 году на выплату дивидендов использовано 20 % прибыли, в фонд накопления - 42, в фонд потребления -28 и в резервный фонд - 10 %, а в 2011 году – на выплату дивидендов использовано 20 % прибыли, в фонд накопления - 39, в фонд потребления - 30 и в резервный фонд - 10 %.

 

Анализ формирования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась их величина.

Основными факторами, определяющими  размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли (ЧП) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Кi). Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равняется их произведению: Фi=ЧП х Кi. Для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа (табл.7).

Затем надо рассчитать влияние  факторов изменения чистой прибыли  на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли  за счет каждого фактора умножаем на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд:

Таблица 7.- Расчет влияния  факторов первого уровня на размер отчислений в фонды предприятия

Вид фонда

Сумма распределяемой прибыли,тыс.руб.

Доля отчислений, %

Сумма отчислений, тыс.руб.

Отклонение +,-

всего

В том числе за счет

2011

2012

2011

2012

2011

2012

ЧП

Котч

Накопления 

1193

2212

42

39

501

862,7

361,7

407,6

-45,9

Потребления

1193

2212

28

30

334

663,6

329,6

285,3

+44,3

Резервный

1193

2212

10

10

119,3

221,2

101,9

101,9

-

Дивиденды

1193

2212

20

20

238,6

442,4

203,8

203,8

-

Информация о работе Конкретные резервы увеличения прибыли анализируемого предприятия, вытекающие из экономического анализа