Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:18, курсовая работа
Целью работы является выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль, анализ основных источников резервов роста прибыли на данном предприятии ОАО «Викол».
Основными задачами анализа прибыли являются:
Оценка изменения прибыли в отчетном периоде по сравнению с предшествующим;
Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на прибыль;
Анализ распределения прибыли;
Оценка работы предприятия по выявлению резервов увеличения прибыли;
Расчет эффективности предложенных мероприятий.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Значение и задачи анализа прибыли хозяйствующего субъекта в современных условиях…………………………………………………………………………….5
Основные факторы роста прибыли………………………………………………..9
Источники информационной базы анализа прибыли, ее использования (распределения)…………………………………………………………………
Анализ прибыли отчетного периода в целом и по видам:
а) оценка изменения прибыли в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом…………………………………………………………………………..16
б) расчет и оценка факторов, определивших изменение прибыли в анализируемом периоде.…………………………………………………………..
5. Анализ распределения прибыли…………………………………………………..23
6. Конкретные резервы увеличения прибыли анализируемого предприятия, вытекающие из экономического анализа………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список используемой литературы…………………………………………………...35
Для сравнения общих финансовых результатов деятельности предприятия составим аналитическую таблицу 2.
Таблица 2. - Аналитическая таблица общих финансовых результатов
Показатель |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
01.01.2013 |
2011 к 2010, в% |
2012 к 2011, в% |
Валовая прибыль, в т.ч. |
567 |
1570 |
2612 |
276,9% |
166,4% |
Прибыль от реализации продукции |
525 |
1309 |
2481 |
273,4% |
180,3% |
Сальдо (прибыль-убыток) от прочей реализации |
0 |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
Сальдо (прибыль-убыток) от операций |
567 |
1570 |
2612 |
276,9% |
166,4% |
Как видно из таблицы 2 изменение валовой прибыли в 2011 году на предприятии ОАО «Викол» составило 276,9% к предыдущему году, что положительно характеризует деятельность предприятия. Основной удельный вес приходится на прибыль от реализации продукции и это говорит о приоритетном направлении работы предприятия по основному виду деятельности, что закономерно, учитывая отраслевую принадлежность ОАО «Викол».
Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Она характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Показатели рентабельности не имеют нормативных значений, так как зависят от множества факторов и существенно изменяются по предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.
В зависимости от базы сравнения выделяют несколько видов показателей рентабельности. Расчеты важнейших из них в сравнении с нормативными значениями этих показателей приведены в таблице 3.
Таблица 3. - Расчеты показателей рентабельности ОАО «Викол»
Показатель |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
01.01.2013 |
1. Валовая прибыль |
567 |
1570 |
2612 |
2. Чистая прибыль |
431 |
1193 |
2212 |
3. Выручка от реализации продукции |
31309 |
79192 |
108626 |
4. Собственные средства |
214 |
254 |
11539 |
5. Долгосрочные заемные средства |
2000 |
2000 |
0 |
6. Основные средства |
10094 |
9885 |
9518 |
7. Запасы и затраты |
26872 |
51428 |
48435 |
8. Стоимость имущества |
10094 |
9885 |
9518 |
9. Доходы по ценным бумагам от долевого участия |
0 |
0 |
0 |
10. Финансовые вложения |
0 |
0 |
0 |
Коэффициент рентабельности имущества (стр. 2 / стр. 8) |
0,04 |
0,12 |
0,23 |
Коэффициент рентабельности собственного капитала (стр. 2 / стр. 4) |
2,01 |
4,70 |
0,19 |
Коэффициент рентабельности производственных фондов (стр. 2 / (стр. 6 + стр. 7) |
0,01 |
0,02 |
0,04 |
Коэффициент рентабельности продаж (стр. 2 / стр. 3) |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
Коэффициент рентабельности финансовых вложений (стр. 9/(стр. 10) |
0 |
0 |
0 |
Коэффициент коммерческой рентабельности (Ф2 стр. 050/Ф2 стр. 010) |
0,02 |
0,02 |
0,03 |
Коэффициент экономической рентабельности (Ф2 стр. 190 + стр. 390) |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
Проанализируем прибыльность от обычных видов деятельности данного предприятия. В целом можно заметить улучшение финансовых результатов деятельности предприятия.
По результатам расчета показателей рентабельности можно сделать вывод об увеличении прибыльности предприятия ОАО «Викол» и усилении его финансового благополучия. Об этом свидетельствуют все коэффициенты:
Рентабельность коммерческий деятельности на 01.01.2013 г. составила 3%, в предшествующем периоде коэффициент был несколько ниже, т.к. предприятие имело меньшую прибыль от основной деятельности. Коэффициент экономической рентабельности на 01.01.2013 г. по сравнению на 01.01.2011 г. увеличился, что свидетельствует о получении высокой прибыли предприятием.
Коэффициент рентабельности имущества, который показывает, сколько валовой прибыли получено с рубля стоимости имущества, увеличился с 12% до 23%, чему способствовало увеличение валовой прибыли к концу отчетного года.
Коэффициент рентабельности собственного капитала, который показывает, сколько прибыли получено с каждого рубля, находящегося в собственности предприятия, на 01.01.2013 г. по сравнению на 01.01.2012 г. уменьшился в 25 раз в связи с увеличением собственных средств предприятия и к концу года составил 19%.
Рентабельность
Рентабельность финансовых вложений в 2009–2012 гг. отсутствовала из-за отсутствия доходов, как по ценным бумагам, так и от долевого участия в уставных фондах других предприятий.
Рентабельность продаж на 01.01.2013 г. по сравнению на 01.01.2011 г. увеличился в два раза, и составила 2%, но по сравнению на 01.01.2012 года данный показатель не изменился в связи с пропорциональным увеличением чистой прибыли и выручки от реализации продукции.
На увеличение показателей рентабельности повлияло увеличение прибыли и увеличение объемов выручки [7, c. 167].
Таким образом, в 2012 году наибольшее влияние на изменение величины прибыли от продаж оказали изменения величины управленческих расходов.
Анализ прибыли (убытка) от основной деятельности проведен на основании «Отчета о прибылях и убытках» в таблице 4.
Таблица 4. - Анализ прибыли (убытка) от продаж, тыс. руб.
Показатели |
01.01.12 |
01.01.13 |
Абс. откл |
Уд. вес |
Отклонение | |
01.01.12 |
01.01.13 | |||||
Выручка от реализации |
79192 |
108626 |
+29434 |
100,00% |
100,00% |
- |
Себестоимость проданных товаров |
77400 |
89716 |
+12316 |
97,74% |
82,59% |
-15,15% |
Управленческие расходы |
0 |
15472 |
+15472 |
0,00% |
14,24% |
+14,24% |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
1570 |
2612 |
+1042 |
1,98% |
2,40% |
+0,42% |
Коэффициент экономической рентабельности |
0,02 |
0,02 |
Из расчетов видно, что в 2012 году наибольший удельный вес в выручке занимает себестоимость реализации (82,59%). В 2012 году можно наблюдать снижение уровня себестоимости. Доля себестоимость в выручки сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,15%, а также наблюдается увеличение доли коммерческих расходов на 14,24%. Изменение данных показателей привело к увеличению доли прибыли 0,42%.
б) расчет и оценка факторов, определивших
изменение прибыли в
Проанализируем факторы, повлиявшие на изменение прибыли от реализации продукции предприятием.
Влияние фактора «Выручка» определяется по формуле:
где:
∆Пр(в) – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «выручка»;
В1 и В0 – соответственно выручка от реализации в отчетном и базисном периодах;
Вц – показатель изменения выручки от реализации под влиянием фактора «цены»;
Rр – рентабельность продаж.
Показатель Вц находится по формуле:
где: Iц – индекс цен.
Используя данные предприятия, рассчитаем влияние на прибыль от реализации фактора «Выручка».
Допустим Iц в 2012 году составил 103,2%. В таком случае показатель Вц в 2012 году составит:
Вц = 108626 – (108626 / 1,023) = + 2442.
Влияние фактора «Выручка» составило: + 5,4
∆Пр(в) = [(108626 – 79192) – 2442]*0,02 = 539,8
Расчет влияния фактора «Себестоимость реализации» осуществляется по формуле:
где:
УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисных периодах.
В 2012 году влияние фактора «Себестоимость реализации» составило:
∆Пр(с) = [(82,59% – 97,74%) * 108 626] / 100% = – 16457
Для расчета влияния факторов «Управленческие расходы» используются формула, аналогичная предыдущей:
где: УУР – уровень управленческих расходов в соответствующем году.
В 2012 году влияние фактора «Управленческие расходы» составил:
∆Пр(ур) = [(14,24% – 0%) * 108 626] / 100% = 15468
Обобщим расчет влияния указанных факторов на величину прибыли от реализации в таблице 5.
Таблица 5. - Сводная таблица влияния факторов на величину прибыли от реализации продукции
Показатели – факторы |
Сумма, руб. |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) |
+ 539,8 |
Себестоимость реализации продукции (работ, услуг) |
– 16457 |
Управленческие расходы |
+ 15468 |
Влияние на прибыль от реализации |
+ 1042 |
Из таблицы 7 видно, что
наибольшее положительное влияние
на прибыль от реализации продукции
сказалось увеличением
Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия. За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала, в реновационный фонд и на другие цели.
В процессе анализа необходимо изучить изменения в распределении прибыли по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения отдана по каждому направлению использования прибыли (табл. 6).
Таблица 6. – Динамика использования чистой прибыли
Показатель |
2011 |
2012 |
Изменение +,- |
|
1193 |
2212 |
+1019 |
на выплату дивидендов |
238,6 |
442,4 |
+203,8 |
в фонд накопления |
501 |
862,7 |
+361,7 |
в фонд потребления |
334 |
663,6 |
+329,6 |
в резервный фонд |
119,3 |
221,2 |
+101,9 |
Доля в чистой прибыли, в % выплаченных дивидендов |
20 |
20 |
- |
фонда накопления |
42 |
39 |
-3 |
фонда потребления |
28 |
30 |
+2 |
резервного фонда |
10 |
10 |
- |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что на анализируемом предприятии в 2011 году на выплату дивидендов использовано 20 % прибыли, в фонд накопления - 42, в фонд потребления -28 и в резервный фонд - 10 %, а в 2011 году – на выплату дивидендов использовано 20 % прибыли, в фонд накопления - 39, в фонд потребления - 30 и в резервный фонд - 10 %.
Анализ формирования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась их величина.
Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли (ЧП) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Кi). Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равняется их произведению: Фi=ЧП х Кi. Для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа (табл.7).
Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножаем на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд:
Таблица 7.- Расчет влияния факторов первого уровня на размер отчислений в фонды предприятия
Вид фонда |
Сумма распределяемой прибыли,тыс.руб. |
Доля отчислений, % |
Сумма отчислений, тыс.руб. |
Отклонение +,- | |||||
всего |
В том числе за счет | ||||||||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
ЧП |
Котч | ||
Накопления |
1193 |
2212 |
42 |
39 |
501 |
862,7 |
361,7 |
407,6 |
-45,9 |
Потребления |
1193 |
2212 |
28 |
30 |
334 |
663,6 |
329,6 |
285,3 |
+44,3 |
Резервный |
1193 |
2212 |
10 |
10 |
119,3 |
221,2 |
101,9 |
101,9 |
- |
Дивиденды |
1193 |
2212 |
20 |
20 |
238,6 |
442,4 |
203,8 |
203,8 |
- |