Методика проведения анализа и диагностики деятельности предприятия. Основные принципы анализа. Приемы анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:
1) с научным обоснованиембизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;
2) с обобщениемпередового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений;
3) с исследованием экономических процессовв их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
4) с выявлением положительных и отрицательных факторови количественным измерением их действия;
5) с раскрытием тенденцийи пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов.

Содержание работы

1. Научные основы экономического анализа 2
2. Методика проведения анализа и диагностики деятельности предприятия. Основные принципы анализа. Приемы анализа. 5
2.1. Методика проведения анализа и диагностики деятельности предприятия 5
2.2. Основные принципы анализа 12
2.3. Приемы анализа 13
3. Практическая часть 16
4. Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

к 29.03 №935 контр АФХД готово.docx

— 54.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Научные  основы экономического анализа 2

2. Методика  проведения анализа и диагностики  деятельности предприятия. Основные  принципы анализа. Приемы анализа. 5

2.1. Методика  проведения анализа и диагностики  деятельности предприятия 5

2.2. Основные  принципы анализа 12

2.3. Приемы  анализа 13

3. Практическая  часть 16

4. Список  использованной литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Научные основы экономического анализа

Экономический анализ как наука представляет собой  систему специальных знаний, связанную:

1) с научным обоснованиембизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;

2) с обобщениемпередового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений;

3) с исследованием экономических процессовв их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

4) с выявлением положительных и отрицательных факторови количественным измерением их действия;

5) с раскрытием тенденцийи пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов.

Исследование  экономических процессов начинается с малого, единичного– с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы.

В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Причинная связь связывает все хозяйственные факты, явления, ситуации, процессы. Вне этой связи хозяйственная жизнь немыслима. Причинный, или факторный, анализ исходит из того, что каждая причина, каждый фактор получают надлежащую оценку. Причины-факторы предварительно изучаются, для чего классифицируются по группам: существенные и несущественные, основные и побочные, определяющие и неопределяющие. Далее исследуется влияние на хозяйственные процессы прежде всего существенных, основных, определяющих факторов. Изучение несущественных, неопределяющих факторов ведется, если требуется, во вторую очередь. Установить воздействие всех факторов сложно и не всегда необходимо. В процессе анализа не только вскрываются и характеризуются основные факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, но и измеряется степень (сила) их действия. Для этого применяются соответствующие способы и приемы экономических и математических расчетов.

Методологическое  единство системности и комплексности  экономического анализа находит свое выражение в единстве политического и экономического, экономического и социального; в единстве целого и его частей; в разработке единой, универсальной системы показателей; в использовании всех видов экономической информации. 
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне– на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, так как эти звенья составляют основу рыночной экономики. При этом анализ имеет конкретное содержание: анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, сравнительный анализ конкретных маркетинговых мероприятий, включающих сопоставление реального развития событий с ожидаемым за определенный отрезок времени, анализ возможностей производства и сбыта, анализ соотношения спроса и предложения, анализ конкретных потребителей и оценки качества продукции, анализ коммерческого риска и пр.

Экономический анализ– специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний.

1. Практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, – требования, определяющие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.

2. Развитие науки в целом и отдельных ее отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. Отдельные формы экономического анализа были присущи учетным наукам – бухгалтерскому учету, статистике. По мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний.1

Сформировавшись в  самостоятельную науку, экономический  анализ комплексно, системно использует данные, способы, приемы исследования статистики, планирования, бухгалтерского учета, математики и прочих наук. 
Наиболее тесные связи существуют между бухгалтерским учетом и экономическим анализом. Бухгалтерский учет – основной «поставщик» информации для экономического анализа. Теснота связи экономического анализа и статистики выражается, во-первых, в том, что статистический учет и отчетность служат для анализа информационной базой, во-вторых, в том, что статистическая наука, разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет способы и приемы экономического анализа.

Принятие управленческих решений требует разработки возможных  курсов действий и их обоснования  путем проведения экономического анализа  различных управленческих вариантов. Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением невозможны без анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды; анализа состояния рынка; анализа потребителей и покупателей; анализа конкурентной обстановки; анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой политики; анализа конечных финансовых результатов. Поэтому экономический анализ – одно из слагаемых научно обоснованного планирования, регулирования и управления.

Предприятие в условиях рыночной экономики начинает свою работу с составления бизнес-плана, в  котором проводится анализ идеи начинаемого  «дела», оценка его перспективности  и финансовой результативности. Бизнес-план невозможно обосновать без использования  аналитических способов и приемов.

Связь анализа и  математики определяется тем, что та и другая область знаний изучает  количественные отношения. Математические методы широко применяются в экономическом  анализе.

Связь экономического анализа и аудита проявляется  в использовании для анализа  финансового состояния, финансовой устойчивости ряда коэффициентов экономического анализа (коэффициент соотношения  собственных и заемных средств, коэффициент маневренности собственных  средств и др.).

2. Методика проведения  анализа и диагностики деятельности  предприятия. Основные принципы  анализа. Приемы анализа.

2.1. Методика проведения анализа и диагностики деятельности предприятия

Различают несколько методических подходов к проведению анализа и диагностики деятельности предприятия, основанных на структурировании, выявлении главного звена, установлении причинно-следственных связей и взаимозависимостей, обобщении (синтезе) полученных результатов.

Основные методы анализа  и диагностики деятельности предприятия Таблица 1.42

Название метода

Содержание метода

Неформализованные методы

Логистическое, субъективное исследование

- экспертные

Оценка ситуации высококлассными  специалистами

- морфологический

Систематизация наборов  альтернативных решений по возможным  сочетаниям вариантов и выбор  сначала приемлемых, а затем наиболее эффективных вариантов

- рейтинговый

Систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов  по ряду показателей

- фактографический

Анализ зафиксированных  фактов в СМИ, научных работах  и т. п.

- мониторинг

Детальный, систематический  анализ изменений

- логическое моделирование

Построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц

- фундаментальный

Изучение основных тенденций  и определение основных направлений  динамики

- технический

Отражение желаемых сглаженных ожиданий

Формализованные методы

Строгие формализованные  аналитические зависимости

- факторный 

Выявление, классификация  и оценка степени влияния отдельных  факторов

- конъюнктурный 

Установление текущего состояния  с позиций соотношения спроса и предложения

- математический

Цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных процентов, дисконтирование

- статистический

Корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполяционный, ковариационный анализ; методы главных компонент, средних и относительных величин, группировки; графический и индексный методы обработки рядов динамики

- методы исследования  операций и принятия решений

Использование теорий графов, игр, массового обслуживания; построение деревьев целей и ресурсов, байесовский  анализ, сетевое планирование

- эконометрические

Матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой  баланс

- экономико-математическое  моделирование и оптимальное  программирование 

Дескриптивные (описательные), предикативные (предсказательные, прогностические) и нормативные модели; системный  анализ, машинная имитация; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование


 

Экспертный метод (экспертные оценки) применяется в случаях, когда решение поставленной задачи параметрическими методами невозможно. Процедура экспертного метода включает в себя следующие этапы:

1) процедура выявления  проблем для экспертной оценки  и их структуризации;

2) выбор методики и  формы опроса экспертов, разработка  анкет, таблиц вопросу;

3) определение структуры  и численности экспертной группы, подбор экспертов из числа  высококлассных специалистов, имеющих большой опыт в соответствующей сфере деятельности;

4) заполнение экспертами  таблиц опроса, анкет в произвольной или четко определенной форме;

5) статистическая обработка заполненных и закодированных анкет, таблиц опроса.

7) итоговая оценка состояния  объекта на основе мнения экспертов.

Морфологический метод относится к перспективным методам, широко использующимся на практике. Он позволяет систематизировать полученный набор альтернативных решений по всем возможным сочетаниям вариантов и выбирать из них сначала приемлемые, а затем наиболее эффективные по экономическим критериям.

Рейтинговый метод основан на сравнении между собой и расположении в определенном порядке (ранжировании) отдельных показателей оценки результатов деятельности предприятия.

Фактографический  метод основан на изучении всех опубликованных, зафиксированных фактов, характеризующих состояние предприятия.

Мониторинг является постоянным, систематизированным, детальным текущим наблюдением за состоянием предприятия. Алгоритм организации мониторинга следующий:

- экспертное начальное  структурирование;

- определение цели мониторинга;

- выбор постоянных показателей  (индикаторов);

- сбор информации;

- предварительная формализация  аналитических материалов;

- иерархическое упорядочение, фильтрация и обработка информации, графическая визуализация данных;

- выявление закономерностей  и устойчивых тенденций.

Логическое моделирование используется, как правило, для качественного описания развития предприятия. Оно основано на использовании таких способов, как аналогия, экстраполяция, экспертная оценка возможного или желаемого состояния объекта моделирования.

Целью фундаментального анализа и диагностики деятельности предприятия является определение внутренней стоимости его имущественного комплекса как общего результата технико-экономической деятельности.

Технический анализ имеет своей целью выполнение детального, всестороннего анализа динамики отдельных параметров, показателей деятельности предприятия. Его часто называют чартизмом (от англ. chart — график), поскольку он основан на построении диаграмм и графиков, изучении показателей и факторов, их определяющих.

Факторный анализ основан на многомерном статистическом исследовании ряда факторов, имеющих как отрицательное, так и положительное влияние на результаты деятельности предприятия. Цель этого метода состоит в выявлении генеральных, главных факторов, определяющих основные результаты деятельности анализируемого предприятия.

Конъюнктурный анализ предполагает исследование конъюнктуры рынка, т. е. текущего состояния спроса и предложения продукции (работ, услуг) анализируемого предприятия.

Математический  анализ предполагает использование математических приемов и способов анализа и диагностики деятельности предприятия. Наиболее часто при этом используются вычисления арифметической разницы (отклонений) и процентных чисел (простых и сложных процентов); применяются цепные подстановки.

Статистический  анализ, являющийся основой диагностики деятельности предприятия, включает:

- анализ средних и относительных  величин

- группировку

- графический анализ

- индексный

- корреляционный анализ,

- регрессионный анализ

- дисперсионный

- экстраполяционный анализ

- метод главных компонент.

Методы исследования операций и принятия решений включают:

1) теорию графов

2) теорию игр (как правило,  проигрывая различные ситуации, выбирают стратегию действий, которая  обеспечивает наилучшие результаты)

3) теорию массового обслуживания

4) построение деревьев  целей и ресурсов

5) байесовский (бейесовский) анализ, который используется в анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия для постоянного пересмотра, корректировки стратегии его развития в зависимости от новой информации;

6) сетевое планирование (это широко распространенный метод, основанный на использовании сетевых графиков. Сетевой график представляет собой цепь работ и событий, отражая их технологическую последовательность и связь.

К эконометрическим методам относят матричный, гармонический и спектральный анализ, производственные функции и межотраслевой баланс.

Информация о работе Методика проведения анализа и диагностики деятельности предприятия. Основные принципы анализа. Приемы анализа