Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:50, курсовая работа
Экономический анализ можно рассматривать как деятельность, связанную с обработкой информации и подготовкой данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение через систему экономической информации.
Введение 3
1.Понятие метода и методики экономического анализа 5
2.Характеристика методов экономического анализа 9
3. Особенности использования факторного анализа 18
Заключение 25
Список литературы 27
Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.
По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.
Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
-построение детерминированной модели путем логического анализа;
-наличие полной (жесткой) связи между показателями;
-невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
-изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.
Различают четыре типа детерминированных моделей [4]:
Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид:
.
К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства товаров в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.
Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой:
..
Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема продаж:
РП = Ч * СВ,
где Ч - среднесписочная численность работников;
CB - средняя выработка на одного работника.
Кратные модели:
y = x1 /x2.
Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (ТОБ.Т) (в днях):
ТОБ.Т = ЗТ
/ ОР ,
где ЗТ - средний запас товаров;
ОР - однодневный объем продаж.
Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:
Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. произведенной продукции, показатели рентабельности и др.
Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.
Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.
Способ цепных подстановок используется для того, чтобы выявить, какие факторы влияли на анализируемый показатель, установить, в каком направлении и как действовал каждый фактор.
Сущность этого приема состоит в том, чтобы из всех действующих факторов выделить основные, имеющие решающее влияние на изменение показателя. Если изменения зависели от двух и более факторов, то устанавливают последовательность их влияния. При этом, определяя действие одного фактора, другие факторы принимают неизменными. Это означает, что в расчетах последовательно заменяют частные плановые показатели отчетными, полученные результаты сравнивают с имеющимися предыдущими данными. Разность показывает размер влияния данного фактора на изменение совокупного показателя.
При применении способа цепных подстановок большое значение имеет последовательность подстановок. Обычно вначале исчисляют влияние показателей, характеризующих количественную сторону совокупности, а затем качественную. Применение другой (обратной) последовательности расчетов не дает правильной характеристики влияния факторов.
Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. Потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.
В общем виде
применение способа цепных постановок
можно описать следующим образо
y0 = a0 * b0 * c0 ;
ya = a1 * b0 * c0 ;
yb = a1
* b1* c0 ;
y1 = a1 * b1 * c1 ;
где a0, b0, c0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;
a1 , b1, c1 - фактические значения факторов;
ya, yb, - промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.
Общее изменение Δу = у1 – у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:
∆y = ∆ya + ∆yb + ∆yc;
∆ya = ya – y0 ;
∆yb = yb
– ya ;
∆yc = y1 – yb..
Преимущества данного способа: универсальность применения, простота расчетов.
Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора или распределяется между влиянием всех качественных факторов. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют правила, определяющие последовательность подстановки:
-при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается влияние количественных факторов;
-если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.
Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки:
y0 = a0 * b0 * c0 ;
∆ya = ∆a * b0 * c0 ;
∆yb = ∆b*
a1 * c0 ;
∆yс = ∆с* a1 * b1 ;
y1 = a1 * b1 * c1 ;
∆y = ∆ya * ∆yb * ∆yc .
Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в)* с. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.
Для мультипликативных моделей типа у = а * .в. * с методика анализа следующая:
- находят относительное отклонение каждого факторного показателя:
- определяют
отклонение результативного
Результаты расчетов те же, что и при использовании способа цепных подстановок.
Интегральный метод позволяет избежать недостатков, присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла осуществляется с помощью вычислительных возможностей персональных компьютеров и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависят от вида функции или модели факторной системы.
Можно использовать также уже сформированные рабочие формулы, приводимые в специальной литературе:
1) Модель вида: y = a * b:
2) Модель вида y = a * b *с:
3) Модель вида
4) Модель вида
При проведении экономического анализа выбирается та модель, тот метод, который позволяет получить наилучший результат при имеющихся данных, более точно оценить деятельность организация, выделить те факторы, которые оказывают наибольшее влияние на результирующий показатель [7].
Заключение
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.
Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим:
· повышение
научно-экономической
· объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
· определение
эффективности использования
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
· выявление
и измерение внутренних
· проверка
оптимальности управленческих
В процессе управления
для обоснования принимаемых
решений используется совокупность
различных видов экономического
анализа. Например, рыночная экономика
характеризуется динамичностью
Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.
Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
· определение
системы показателей,
· установление
соподчиненности показателей с
выделением совокупных
· выявление
формы взаимосвязи между
· выбор
приемов и способов для
·количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.
Список литературы