Оценка вероятности банкротства ОАО «Ростелеком»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – предприятие ОАО «Ростелеком». Предмет исследования – производственно-экономическая деятельность.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены задачи:
1. Анализ теоретических и прикладных источников по диагностике вероятности банкротства субъектов хозяйствования и антикризисного управления предприятиями.
2. Диагностика банкротства по моделям Альтмана и методики рекомендованной Минфином РФ.
3. Исследование результатов финансово-хозяйственной деятельности и разработка перспективных направлений оптимизации финансовой деятельности предприятия ОАО «Ростелеком».

Содержание работы

Введение 6
1. Теоретические аспекты прогнозирования вероятности банкротства организации 8
1.1 Понятие и правовые признаки банкротства 8
1.2. Отечественные методики прогнозирования банкротства 14
1.3. Зарубежные методики прогнозирования банкротства 21
2. Краткая экономическая характеристика ОАО «Ростелеком» 29
2.1. Организационно-правовая характеристика компании ОАО «Ростелеком» 29
2.2. Анализ финансового состояния ОАО «Ростелеком» 35
3. Оценка вероятности банкротства ОАО «Ростелеком» 43
3.1. Исходные данные для оценки вероятности банкротства ОАО «Ростелеком» 43
3.2. Оценка вероятности банкротства по методике Федеральной службы России по финансовому оздоровлению 49
3.3. Прогнозирование банкротства по Z-моделям Альтмана 52
3.4. Оценка вероятности банкротства ОАО «Ростелеком» по методике Р.С. Сайфулина и Г.Г. Кадыкова 55
3.5. Мероприятия по снижению риска банкротства ОАО «Ростелеком» 56
Выводы и предложения 64
Список использованной литературы 68

Файлы: 1 файл

РОСТЕЛЕКОМ.doc

— 544.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализируя полученные данные, видно, что Z фактор на протяжении анализируемого периода < 0, вероятно, что ОАО «Ростелеком» остается платежеспособным.

Но данная модель имеет недостаток, т.к. не обеспечивает высокую точность прогнозирования банкротства, потому что учитывает влияние на финансовое состояние предприятия коэффициента покрытия и коэффициента финансовой зависимости и не учитывает влияния других важных показателей (рентабельности, отдачи активов, деловой активности предприятия). В связи с этим велика ошибка прогноза. Кроме того, про весовые значения коэффициентов и постоянную величину, фигурирующую в данной модели, известно лишь то, что они найдены эмпирическим путем. Так, двухфакторная модель была разработана Э.Альтманом на основе анализа финансового состояния 19 предприятий США, пятифакторная модель банкротства была построена им на основе изучения данных 66 фирм, половина из которых обанкротилась в 1946-1965 гг., что также несет в себе ошибки экстраполяции процессов, актуальных для 40-60-х гг., на современную действительность. В связи с этим они не соответствуют современной специфике экономической ситуации и организации бизнеса в России, в том числе отличающейся системе бухгалтерского учета и налогового законодательства и т. д.

В российских условиях, применение Z модели Альтмана было исследовано  М.А. Федотовой, которая считает, что  для повышения точности прогноза необходимо добавить к ней третий показатель - рентабельность активов.

Однако новые весовые  коэффициенты для отечественных  предприятий ввиду отсутствия статистических данных по организациям-банкротам в  России не были определены.

Следующая модель Альтмана - пятифакторная - также не лишена недостатков в плане применимости в России, тем не менее, на ее основе в нашей стране разработана и используется на практике компьютерная модель прогнозирования вероятности банкротства. Здесь по-прежнему ничего не известно о базе расчета весовых значений коэффициентов. Отсутствие в России статистических материалов по организациям-банкротам не позволяет скорректировать методику исчисления весовых коэффициентов и пороговых значений с учетом российских экономических условий. Кроме того, в настоящий момент в Российской Федерации отсутствует информация о рыночной стоимости акций большинства предприятий, да и в условиях неразвитости вторичного рынка российских, ценных бумаг у большинства организаций данный показатель теряет свой смысл.

Воспользуемся для расчетов пятифакторной моделью Альтмана для акционерных обществ, чьи акции котируются на рынке.

Рассчитаем указанные  показатели для ОАО «Ростелеком» (табл. 13).

Таблица 13

Оценка вероятности  банкротства по пятифакторной Z-модели Альтмана ОАО «Ростелеком»

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонение 

Х1 = (стр.290 - 690 ф. №1) / стр. 300 ф. №1

0,167

0,306

0,279

0,11

Х2 = стр. 190 ф. №1 / стр. 300 ф. №1

0,706

0,554

0,602

-0,10

Х3 = стр. 140 ф. №2 / стр. 300 ф. №1

0,209

0,053

0,053

-0,16

Х4 = стр. 490 ф. №1 / (стр. 590 + 690 ф. №1)

3,46

3,93

3,99

0,53

Х5 = стр. 010 ф. №2 / стр. 300 ф. №1

0,940

0,894

0,823

-0,12

Z по пятифакторной модели

1,2 * Х1 + 1,4 * Х2 + 3,3 * Х3 + 0,6 * Х4 + Х5

4,895

4,569

4,569

-0,33


 

В таблице 1 (Гл. 1) приведена шкала для определения вероятности банкротства. Согласно этой шкале и данным, полученным в таблице 13, мы можем сделать вывод о том, что вероятность банкротства низкая и составляет менее 10% на протяжении всего анализируемого периода.

Точность прогноза в этой модели на горизонте одного года составляет 95%, на два года - 83%, что является ее достоинством. Недостатком же этой модели заключается в том, что ее по существу можно рассматривать лишь в отношении крупных компаний, котирующих свои акции на фондовом рынке.

 

 

3.4. Оценка вероятности банкротства ОАО «Ростелеком» по методике Р.С. Сайфулина и Г.Г. Кадыкова

 

 

Р.С. Сайфуллин и Г.Г. Кадыков предложили использовать для  оценки финансового состояния предприятий  рейтинговое число:

где Ко — коэффициент обеспеченности собственными средствами;

Ктл — коэффициент  текущей ликвидности;

Ки — коэффициент  оборачиваемости активов;

Км — коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции);

Кпр — рентабельность собственного капитала.

При полном соответствии финансовых коэффициентов их минимальным  нормативным уровням рейтинговое  число будет равно единице  и организация имеет удовлетворительное состояние экономики. Финансовое состояние  предприятий с рейтинговым числом менее единицы характеризуется как неудовлетворительное.

Оценим вероятность  банкротства ОАО «Ростелеком» по данной методике (табл. 14). Коэффициенты, входящие в данную модель были рассчитаны ранее.

 

Таблица 14

Оценка вероятности  банкротства по методике Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова ОАО «Ростелеком»

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонение 

Коэффициент обеспеченности собственными средствами Ко

0,24

0,55

0,50

0,26

Коэффициент текущей  ликвидности Ктл

3,06

3,77

4,20

1,14

Коэффициент оборачиваемости  активов Ки

0,94

0,89

0,82

-0,12

Рентабельность реализации продукции Км

0,13

0,16

0,12

-0,01

Рентабельность собственного капитала Кпр

0,18

0,13

0,09

-0,10

R-показатель = 2Ко+0,1Ктл+0,08Ки+0,45Км+Кпр

1,09

1,74

1,62

0,52


 

Так как рейтинговое  число R на протяжении анализируемого периода превышает 1 и увеличивается, что свидетельствует об удовлетворительном финансовом состоянии и низкой вероятности банкротства предприятия.

 

 

3.5. Мероприятия по снижению риска банкротства ОАО «Ростелеком»

 

 

Подводя итог оценки вероятности  банкротства ОАО «Ростелеком», можно сделать вывод, что предприятие находится таком финансовом состоянии, когда вероятность банкротства очень низка и не превышает 10% по разным оценкам.

Таким образом, существует лишь проблема незначительного ослабления финансового состояния в пределах нормативных показателей, в связи с последствиями мирового экономического кризиса, который отразился на многих российских компаниях. Поэтому, для укрепления финансового состояния, мы предлагаем предприятию пересмотреть структуру дебиторской и кредиторской задолженности.

Для повышения эффективности  управления дебиторской и кредиторской задолженностью можно порекомендовать предприятию следующие мероприятия:

- Вести непрерывный мониторинг состояния дебиторской и кредиторской задолженности, своевременно выявляя и устраняя негативные тенденции;

- Ориентироваться на большое число потребителей услуг для снижения риска неуплаты;

- Непрерывно контролировать состояние расчетов с покупателями по просроченной задолженности;

- Предоставлять больше скидок при предоплате;

- Анализ дебиторской задолженности вести одновременно с анализом кредиторской задолженности;

- Непрерывно следить за дебиторской и кредиторской задолженностью с целью выяснить причины замедляющие оборачиваемость;

- Использовать услуги факторинговых компаний для «продажи» части дебиторской задолженности и сокращения за счет этого кредиторской.

В настоящее время  в деловой оборот прочно вошло понятие «факторинг». Россия все сильнее ощущает на себе влияние мирового финансового кризиса. Ни один из участников торгового оборота теперь не может с уверенностью сказать, выполнят ли партнеры свои обязательства по оплате, и когда будет проведена соответствующая банковская операция. Факторинг позволяет существенно снизить риски для поставщиков. Рост популярности данной банковской услуги привел к тому, что отечественный рынок факторинга на сегодняшний день является весьма насыщенным. Финансирование под уступку денежного требования предлагают многие банки. Сейчас факторинг – это комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью. Поэтому при выборе фактора необходимо учитывать опыт его работы на данном рынке, объем оборота капитала, клиентскую базу.

Схема факторинга на практике выглядит следующим образом:

- есть договор поставки  с отсрочкой платежа;

- передача в факторинговую  компанию необходимых документов  и заключение с ней договора  факторинга;

- факторинговая компания  оплачивает до 90% суммы поставки;

- покупатели оплачивают  банку 100% суммы поставки;

- факторинговая компания  возвращает остаток за вычетом  комиссии.

Данная схема факторинга довольно проста и для ее реализации не требуется больших затрат времени.

Применяя факторинг, поставщик получает дополнительные возможности:

1. Снизить вероятность  кассовых разрывов в работе. Для  поддержания текущей деятельности  Поставщику требуется осуществлять  регулярные платежи в пользу  поставщиков, кредиторов, оплачивать  труд персонала. Работа с предоставлением товарного кредита своим покупателям неизбежно приводит к нехватке средств. Получая финансирование по факторингу, поставщик обеспечивает наличие достаточных средств для расчетов непосредственно с момента предоставления документов, подтверждающих произведенные поставки.

2. Снизить зависимость  от платежной дисциплины покупателей.  Известный универсальный закон  «80/20» проявляется и в структуре  доходов от продаж. Часто в  число покупателей входят несколько,  обеспечивающих львиную долю  всех доходов от продаж компании. В случае нарушения сроков оплаты такими крупными покупателями даже платежеспособность компании может быть подвержена опасности, не говоря уже о репутации надежного контрагента. Применение факторинга позволяет исключить подобные угрозы, особенно учитывая тот факт, что задержки в оплате в пределах так называемого льготного периода не приводят к увеличению стоимости услуги.

3. Поднять объем продаж. Основным показателем успеха  в конкурентной борьбе является  доля рынка или объем продаж. В своем стремлении доставить покупателям более конкурентоспособный товар или услугу компания постоянно заботится о способах повышения его привлекательности: предложение отсрочек оплаты или увеличение длительности отсрочек покупателям, снижение закупочных цен на сырье за счет отказа от отсрочек оплаты товара своим поставщикам, расширение ассортимента поставляемых товаров и услуг, и т.д. Внедрение факторинга в расчеты обеспечивает наличие оборотных ресурсов для выполнения таких проектов.

4. Эффективно распоряжаться заемными средствами. Даже быстро растущий бизнес испытывает флуктуации объемов продаж, связанные с сезонными изменениями спроса, изменениями макроэкономического характера и т.д. Потребность в оборотных средствах при этом тоже может меняться в широких пределах. Среди прочих способов финансирования своей выгодой выделяется именно факторинг. Кроме того, факторинг автоматически обеспечивает заимствование в точности необходимого объема ресурсов.

5. Добиться более выгодных  условий от своих поставщиков.  Цена на сырье для компании часто напрямую зависит от порядка расчетов за него. Значительное влияние на цену оказывает применение факторинга. Стоимость сырья по предоплате или по факту отгрузки может быть значительно дешевле сырья на условиях товарного кредита. В связи с этим компания обладательница достаточных оборотных ресурсов свободна в поиске более выгодных условий поставок необходимого сырья.

В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны Государственных органов и кредиторов.

Информация о работе Оценка вероятности банкротства ОАО «Ростелеком»