Основа аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по - новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учётный персонал предприятий и практикующие аудиторы чётко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок России возрождается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, наш немалый опыт в области управления и контроля.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ основы аудита.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило  экономически активное население по - новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учётный персонал предприятий и практикующие аудиторы чётко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок России возрождается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, наш немалый опыт в области управления и контроля.

В конце этого века (как и вначале) В России вновь произошёл крупнейший в мире передел собственности, но национально ориентированный капитал. Который должен оберегать аудитор, ещё очень слаб и хил. Пока он страдает от провокационно - карательного характера налоговой системы, и от явного криминалитета. Тем не менее именно национально ориентированный капитал больше всего нуждается в становлении сильного правового государства, в действенных и авторитетных аудиторских услугах. Ему нужны хотя бы условные гарантии выживаемости. Новые приоритеты в политике и экономике, начавшаяся приватизация и переход торговых, строительных и бытовых предприятий, промышленного и агропромышленного комплекса к рынку ещё на рубеже 80-90 -х гг. объективно вызвали соответствующую потребность. Они породили и развивали, обостряли спрос на аудиторские услуги.

В нашей стране аудит зародился  в конце 80-х годов и стал быстро развиваться. Аудитор превратился в весьма важную и престижную фигуру на возрождающемся рынке России. Аудиторы напряжённо работают, сами проводят к рынку через российскую правовую и учётную трясину не без оснований колеблющихся акционеров, а также более энергичных предпринимателей и представителей властных структур всех уровней управления страной.

                                                  Понятие, виды и задачи аудита

         В соответствии  с Федеральным законом "Об  аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудит - это систематический процесс  получения и оценки доказательств  достоверности данных по поводу экономических  действий и событий, установление степени  соответствия этих данных установленным  критериям и сообщение результатов заинтересованным пользователям.

Аудит - систематический процесс, проводимый независимым от внешних факторов лицом или группой лиц, основанный на результатах контроля и своего мнения. На основании установленных  критериев и стандартов по поводу информации, которую ревизионная единица предоставляет сторонним пользователям в своей деятельности и ее перспективах.

Несмотря на некоторые  различия в определении аудита, практически  все авторы подчеркивают ту или иную его особенность:

независимость;

платность;

конфиденциальность.

Для осуществления аудита требуются наличие нормативных  актов и система органов, на которые  возложены контрольные функции  по проверке соблюдения аудиторами требований законодательства Российской Федерации.

 

Аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты.

1. Законы и иные  нормативные акты Российской  Федерации:

Гражданский кодекс РФ (далее  ГК РФ), чч.1, 2 и 3.

Налоговый кодекс РФ (далее  НК РФ), чч.1, 2.

Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных  видов деятельности";

Федеральный закон от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

Постановление Правительства  РФ от 06.02.2002 № 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации";

Постановление Правительства  РФ от 29.03.2002 № 190 "О лицензировании аудиторской деятельности", действует  до 01.07.2006;

иные нормативные акты, не противоречащие Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

2. Федеральные правила  (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством РФ, Постановление от 23.09.2002 № 696 "Об  утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в последней редакции).

3. Отраслевые нормативные  акты:

внутренние правила (стандарты), действующие в аккредитованных  профессиональных аудиторских объединениях;

Кодекс профессиональной этики аудиторов, действующий в  аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях.

4. Внутрифирменные правила  (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аудиторской организации,  у индивидуального аудитора.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности имеет следующие четыре уровня:

законодательный - главным  законодательным актом является № 307 ФЗ от 30.12.08. и № 119 ФЗ от 07.08.07. "Об аудиторской деятельности"

нормативный - федеральные  стандарты (правила) аудита, которые  определяют общие вопросы регулирования  аудиторской деятельности, обязательные для всех субъектов рынка, а также устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов аудиторской деятельности;

методический - внутренние правила (стандарты) саморегулируемых организаций, а также нормативные  документы министерств и ведомств, которые упорядочивают специфические особенности аудита по видам (общий, страховой, банковский, аудит инвестиционных институтов);

внутрифирменный - внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.

Основным нормативным  актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 30.12.08 №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

В соответствии с ним  аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями,

индивидуальными аудиторами.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных ФЗ № 307-ФЗ.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" обозначил  правовое пространство аудита и значительно  расширил роль и возможности профессиональных аудиторских объединений, при этом он четко закрепил функции уполномоченного государственного органа регулирования аудиторской деятельности за Минфином России.

В федеральном законе № 307-ФЗ раскрыты требования по аттестации, лицензированию, которые предусматривают не только порядок выдачи аттестатов, но и правила их продления и аннулирования, а также санкции для аудиторов за допущенные в работе ошибки и злоупотребления. Особое внимание уделяется контролю над соблюдением этических норм поведения.

Помимо указанного ФЗ аудиторская деятельность осуществляется и в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

Настоящим Федеральным  законом регулируются отношения, возникающие  в связи с приобретением и  прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Саморегулирование в  соответствии с настоящим Федеральным  законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям.

Также к основным нормативным  документам относятся федеральные  правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые Минфином России. Они устанавливают правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Деятельности как самостоятельных  аудиторов , так и аудиторских  фирм, должно сопутствовать включение  их в Государственный реестр аудиторов  и аудиторских фирм. Обязательным условием осуществления аудиторской  деятельности является наличие лицензии, выданной в установленном законодательством порядке на проведение определённого вида аудита.

Виды лицензий: - банковский аудит;

-    аудит бирж;

-    аудит внебюджетных фондов;

-    аудит инвестиционных институтов;

-    аудит страховых организаций;

-    общий аудит (аудит иных экономических объектов).

Основными целями аудиторской  деятельности являются: А)- установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность - форма обнаружения  истины, обоснованная каким - либо способом. А основой достоверности бухгалтерской отчётности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности. В этом случае аудитор действует как в публичных интересах, так и в частных интересах самого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений о соответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в формах отчётности.

Б)- установление соответствия совершённых экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим  в РФ.

Всё, что делает аудитор в процессе проверки, направлено в первую очередь на достижение главной цели --- сформировать мнение о проверенных фактах. По существу аудит состоит в том, чтобы найти и оценить доказательства, подтверждающие мнение аудитора о соответствии фактов установленным критериям. «Типы полученных доказательств и критерии, используемые при их оценке, могут меняться, но во всех случаях основой процесса аудита является их получение и оценка» («Положение об основных концепциях аудита». Например, при финансовом аудите доказательствами, показывающими степень соответствия содержащихся в финансовом отчёте утверждений общепринятым принципам учёта, служат лежащие в его основе учётные данные (такие документы, как журналы, главные книги и др. и подтверждающая их информация из счетов- фактур, материалов проверки, а также полученная путём опросов, наблюдений, фактического осмотра имущества и изучения переписки с заказчиками). Прежде чем сделать вывод о том, что факты соответствуют объективным критериям, аудитор должен не только собрать, но и оценить полученные свидетельства.

Аудиторские стандарты

До принятия закона об аудиторской деятельности в РФ классификация  стандартов предусматривала деление  их на внешние и внутренние. Первые подразделялись на международные и  национальные.

Международные стандарты  аудита (International Standards of Auditing - ISA) выпускает  Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC), в которую  входят национальные бухгалтерские  организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Международные стандарты  аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е годы ХХ в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время  они имеют трехзначную нумерацию. Последняя их редакция была выпущена в 1994 г., но на этом работа не закончилась, ежегодно вносятся изменения, хотя они и имеют незначительный характер.

Что касается национальных (российских) стандартов, то в течение 1996-2000 гг. в РФ было создано 38 правил (стандартов) по аудиторской деятельности. Практически весь российский аудит сегодня использует именно эти правила (стандарты), и они выполняют роль основной методологической базы аудиторской деятельности.

К внутренним стандартам относятся правила (стандарты) аудиторских  организаций и индивидуальных аудиторов. Эта работа также велась и ведется аудиторскими фирмами и аудиторами-предпринимателями.

В новой классификации  в соответствии с Федеральным законом предусмотрено, что:

1. Правила (стандарты)  аудиторской деятельности представляют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

2. Правила (стандарты)  аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ). 

3. Федеральные правила  (стандарты) аудиторской деятельности  являются обязательными для аудиторских  организаций, индивидуальных аудиторов,  а также для аудируемых лиц,  за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

4. Федеральные правила  (стандарты) аудиторской деятельности  утверждаются Правительством Российской  Федерации.

Информация о работе Основа аудита