Основные направления повышения финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть основные аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия (прибыли и рентабельности) и исследовать пути улучшения финансовых результатов деятельности организации.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы оценки финансовых результатов деятельности предприятия, а именно экономическую сущность финансовых результатов, значение прибыли как результата предпринимательской деятельности, а также планирование и прогнозирование прибыли как неотъемлемой части управления финансовыми результатами деятельности предприятия;
- провести соответствующий анализ важнейших показателей, отражающих финансовый результат деятельности предприятия;
- рассмотреть некоторые особенности зарубежного опыта анализа прибыли и рентабельности;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы оценки финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов
1.2 Прибыль как результат хозяйственной деятельности
1.3 Методика анализа финансовых результатов предприятия
2. Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности ОАО «Нефтекамскшина»
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2 Оценка динамики и структуры прибыли предприятия
2.3 Факторный анализ прибыли предприятия
2.4 Оценка показателей рентабельности ОАО «Нефтекамскшина»
3. Основные направления повышения финансовых результатов деятельности предприятия
3.1 Зарубежный опыт анализа финансовых результатов предприятия
3.2 Рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО «Нефтекамскшина»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

пример курсовой.doc

— 602.00 Кб (Скачать файл)

В этих условиях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и использовать наиболее выгодные для перспективного роста прибыли. К ним относятся выпуск разнообразной и конкурентной продукции, имеющей спрос, снижение всех видов затрат, соблюдение строгого режима экономии в расходовании средств, моделировании ценовой политики. Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Рост цен, с одной стороны, повышает прибыль, с другой – сдерживает спрос на дорогую продукцию. При освоении и выпуске новой продукции, работ и услуг необходимо очень тщательно считать все затраты, возможный уровень рентабельности и устанавливать цены с перспективой их снижения. Положительным является полная самостоятельность предприятия в полном и свободном использовании прибыли, которая остается после уплаты налогов в его распоряжении.

Однако в крупных  коммерческих комплексах ведется постоянная разработка рекомендаций для оперативного и стратегического управления доходами фирмы.

Основная цель любой  коммерческой структуры состоит  в максимально возможном увеличении прибыли ее владельцев. Используя этот показатель в качестве оценки деятельности, можно попытаться стабильно повышать доходы предприятия за счет целого ряда мероприятий:

  • управления номенклатурой выпускаемой продукции, ранжируя ее по мере убывания рентабельности;
  • планирования обновления номенклатуры продукции;
  • обновления устаревшего оборудования и освоения новых технологий;
  • разработки оперативных планов по развитию производства на длительный срок;
  • определения инвестиционной и дивидендной политики;
  • использования рынка ценных бумаг.

Чаше всего в основной массе субъектов хозяйствования главное внимание уделяется широко известным факторам роста доходов, связанным с работой предприятия: росту объема продукции, снижению затрат на производство товаров и услуг и оптимизации цен.

Оптимальное использование  большинства из перечисленных возможностей по росту прибыли может быть получено в результате глубокого анализа по критерию доходности, перебора возможных вари антов, обоснованных стратегических планов по прибыли.

 

 

 

1.3 Методика  анализа финансовых результатов  предприятия

 

В условиях современного развития России для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия возрастает роль информационной базы, имеющейся у руководителя, важную часть которой занимают сведения о финансовых результатах. Их анализ помогает в принятии управленческих решений как стратегического, так и тактического характера.

Методологической  основой анализа финансовых результатов  в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и  формы собственности, модель их формирования и использования.

Приступая к  анализу финансовых результатов, необходимо выявить, в соответствии ли с установленным  порядком рассчитаны экономические  показатели: валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; чистая прибыль (убыток) отчетного периода и все исходные составляющие для формирования прибыли, такие как выручка (нетто) от продаж товаров, продукции (работ, услуг); себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг); расходы по продажам и управленческие расходы, прочие доходы и расходы; подтвердить достоверность данных формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ финансовых результатов предполагает решение  следующих задач:

- анализ состава  и динамики прибыли;

- факторный  анализ прибыли;

- анализ показателей  рентабельности [29, с. 17].

Анализ финансового  результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности т. е. «горизонтальный» - позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом и «вертикальный» анализ результатов – позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Помимо вертикального  и горизонтального анализа исследование финансового результата традиционно  предполагает изучение динамики показателей  за ряд отчетных периодов, т.е. трендовый  анализ.

Информационной  базой для выполнения та кого анализа  служат отчеты о прибылях и убытках.

Проведение  трендового анализа финансовых результатов  на российских предприятиях затруднительно. За последние годы неоднократно менялись формы и состав показателей отчетности, интерпретация тех или иных хозяйственных  операций, порядок их отражения. Поэтому обеспечение сопоставимости данных по периодам возможно только при перерасчетах на основе первичных документов. При выборе перечня факторов и методики оценки их количественного влияния на прибыль от реализации конкретный алгоритм расчетов определяется на основе изучения характера производимой продукции, объема и качества исходной информации, возможности получения дополнительных данных, а также в зависимости от требуемой точности данных.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия основан на анализе прибыли, так как она характеризует абсолютную эффективность его работы. Анализ формирования и использования при были проводится в несколько этапов: анализируется прибыль по составу в динамике; проводится факторный анализ прибыли от продажи; изучаются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как операционные, внереализационных доходы и расходы; оценивается формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль [20, с. 17].

Для анализа  и оценки уровня и динамики показателей  прибыли составляется таблица, в  которой используются данные бухгалтерской  отчетности хозяйствующего субъекта из формы №2. Информация, содержащаяся в финансовом плане и форме  №2, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности хозяйствующего субъекта. Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли.

Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли  является прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж). Объектом факторного анализа может быть отклонение фактической прибыли от реализации от прибыли предшествующего года или предусмотренной по бизнес-плану.

Факторный анализ прибыли организации про водят  исходя из порядка ее формирования.

 

П = q – с – у – к, (1.1)

 

где q - количества реализованной продукции;

с – себестоимости  проданных товаров;

у – управленческих расходов;

к - коммерческих расходов.

Анализ прибыли  от реализации предполагает не только общую оценку динамики выполнения плана по прибыли от реализации, но и оценка различных факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от реализации.

Основными факторами, влияющими на размер прибыли от продаж являются:

- количество  реализованной продукции – прибыль от реализации находится в прямой зависимости от количества реализованной продукции, чем оно больше, тем больше при рентабельной работе предприятие получает прибыль;

- себестоимость  реализованной продукции;

- коммерческие  расходы;

- управленческие расходы.

Прибыль от продажи находится  в обратной зависимости от их величины, то есть сумма средств, необходимых  для оплаты текущих расходов, возникающих  в ходе производственно – хозяйственной  деятельности. Снижение себестоимости  реализованных товаров, коммерческих и управленческих расходов представляют собой основные факторы увеличения прибыли:

- продажные цены на  реализованную продукцию. Прибыль  находится в прямой зависимости  от уровня цен, то есть чем  выше цена реализации, тем больше  предприятие получит прибыли и наоборот, снижение цен приводит к сокращению объема продаж и, следовательно, прибыли.

- структурные сдвиги в  составе реализации – влияние  этого фактора связано с тем,  что отдельные виды товаров,  продукции, работ, услуг имеют  неодинаковый уровень прибыльности. Всякое изменение соотношения их в общем объеме продаж может способствовать росту прибыли или вызвать ее сокращение. Например: если в общем объеме продаж увеличивается доля более рентабельной продукции, то в этом случае прибыль будет расти, а при сокращение ее – уменьшаться. Это дает финансовому менеджеру управлять возможными финансовыми результатами от реализации [31, с. 255].

Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции, необходимо дать общую оценку изменения прибыли:

 

± П = П1 – П0 = ± Пс ± Пу ± Пк ± Пц + Пq ± Пt , (1.2)

 

где ± П – изменение  прибыли;

П0, П1 – прибыль базисного  и отчетного периода;

Затем необходимо определить количественное влияние изменений  факторов.

Для нахождения значений затратных  факторов (с, у, к) следует сравнить себестоимость проданных товаров, управленческие и коммерческие расходы по отчетному периоду и по отчетному период, в ценах и условиях базисного года.

 

± Пс = Сцо.оп – Сцб.оп , (1.3)

± Пу = Уцо.оп – Уцб.оп , (1.4)

± Пк = Кцо.оп – Кцб.оп , (1.5)

 

где ± Пс, ± Пу, ± Пк – изменение прибыли за счет изменения себестоимости,

коммерческих и управленческих расходов;

Сцо.оп, Уцо.оп, Сцо.оп – себестоимость, коммерческие и управленческие

расходы отчетного периода;

Сцб.оп, Уцб.оп, Сцб.оп – себестоимость, коммерческие и управленческие расходы отчетного периода в ценах базисного года.

 

Влияние цен на прибыль  можно определить как разность между  выручкой от реализации без косвенных  налогов отчетного года и отчетной в ценах и условиях базисного  года.

 

± Пц = Вцо.оп – Вцб.оп , (1.6)

 

где ± Пц – изменение прибыли за счет изменения цены;

Вцо.оп, – выручка от реализации продукции отчетного периода;

Вцб.оп, – выручка от реализации продукции отчетного периода в ценах базисного года.

Чтобы выявить  влияние изменения количества реализованной продукции на прибыль, следует определить относительное изменение объема реализации при плановых ценах. Для этого воспользуемся индексным методом.

 

+ Пq = (Jq – 1) * Пбаз , (1.7)

Jq = Вцб.оп – Вцб.бп , (1.8)

 

где + Пq – изменение прибыли за счет изменения количества

реализованной продукции;

Пбаз – прибыль от продаж базисного года;

Вцб.бп – выручка от реализации продукции базисного года.

Влияние на прибыль  сдвигов в структуре реализованной  продукции можно рассчитать различными способами. Наиболее распространенными среди них являются: балансовый метод.

Балансовый  метод расчета исходит из тождества  между общим отклонением фактической  прибыли от плановой и суммы значений предыдущих 5 факторов. Отсюда, отклонение прибыли вызванное изменением структуры  ассортимента реализованной продукции будет равно разности между общим отклонением и суммой значений всех остальных факторов.

 

± Пt = ± П – (± Пс ± Пу ± Пк ± Пц + Пq ) (1.9)

 

где ± Пt – изменение прибыли за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции [22, с. 606].

Цель итогового  анализа – дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли, выявить влияние издержек на изменение  прибыли или влияние на прибыль  изменения цен, вызванного рыночной конъюнктурой.

Важное значение для оценки эффективности хозяйственной деятельности каждого предприятия имеют показатели рентабельности. Рентабельность – один из важнейших показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Рентабельность более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами.

Для анализа  рентабельности используется целый  ряд показателей, которые можно  объединить в следующие группы:

- показатели, рассчитанные  на основе прибыли;

- показатели, рассчитанные  на основе производственных активов;

- показатели, рассчитанные  на основе потоков наличных  денежных средств.

Общая характеристика показателей рентабельности приведена  в таблице1.1.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в от четности организации. Эти показатели характеризуют прибыльность (доходность) произведенных товаров. С помощью этих показателей можно определить влияние факторов изменения цены товаров и их себестоимости на изменение рентабельности товаров.

Информация о работе Основные направления повышения финансовых результатов деятельности предприятия