Основные направления повышения финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть основные аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия (прибыли и рентабельности) и исследовать пути улучшения финансовых результатов деятельности организации.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы оценки финансовых результатов деятельности предприятия, а именно экономическую сущность финансовых результатов, значение прибыли как результата предпринимательской деятельности, а также планирование и прогнозирование прибыли как неотъемлемой части управления финансовыми результатами деятельности предприятия;
- провести соответствующий анализ важнейших показателей, отражающих финансовый результат деятельности предприятия;
- рассмотреть некоторые особенности зарубежного опыта анализа прибыли и рентабельности;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы оценки финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов
1.2 Прибыль как результат хозяйственной деятельности
1.3 Методика анализа финансовых результатов предприятия
2. Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности ОАО «Нефтекамскшина»
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2 Оценка динамики и структуры прибыли предприятия
2.3 Факторный анализ прибыли предприятия
2.4 Оценка показателей рентабельности ОАО «Нефтекамскшина»
3. Основные направления повышения финансовых результатов деятельности предприятия
3.1 Зарубежный опыт анализа финансовых результатов предприятия
3.2 Рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО «Нефтекамскшина»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

пример курсовой.doc

— 602.00 Кб (Скачать файл)

 

Рентабельность  предприятия (производства):

 

R (2007)= =14,3%;

R (2008)= = 11,6%.

 

Рассчитанные показатели сведем в таблицу 2.5.

 

Таблица 2.5 – Расчет показателей  рентабельности

Показатель

2007 г.

2008 г.

Отклонение (+, -)

Рентабельность продукции, %

9,4

7,3

-2,1

Рентабельность оборота (реализации),%

8,6

6,8

-1,8

Рентабельность активов, %

11,8

11,6

-0,2

Рентабельность собственного капитала, %

54,1

62,3

+8,2

Рентабельность предприятия (производства), %

14,3

11,6

- 3,3


 

После анализа полученных данных можно сделать следующие  выводы. Показатели рентабельности продукции  и рентабельности оборота, рентабельность активов рассчитанные в целом по предприятию, недостаточно высокие, кроме того, произошло снижение уровня данных показателей. Необходимо также обратить внимание на высокие показатели рентабельности собственного капитала. Рентабельность производства рассматриваемого предприятия по сравнению с 2007 г. снизилась на 3,3%

Следующим этапом анализа  является изучение факторов, влияющих на величину рентабельности. Для этого  необходимо провести факторный анализ рентабельности продукции и рентабельности оборота.

Уровень рентабельности продукции, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

 

R = (2.3)

 

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить способом цепной подстановки:

 

R = = = 9,4%;

R = = *=9,4%;

R = = =9,4%;

R = =33,9%

R = =7,4%.

R = R - R = 7,4– 9,4= - 2%;

= R - R = 9,4 – 9,4= 0;

= R - R =9,4 – 9,4= 0;

= R - R = 33,9 – 9,4= +24,5%;

= R - R = 7,4 – 33,9= - 26,5%.

 

Полученные результаты свидетельствуют, что уровень рентабельности, исчисленный в целом по предприятию, понизился на 2%. На снижение рентабельности повлияло увеличение себестоимости реализованной продукции. Однако, рост среднереализационных цен на 114,25 руб. вызвал увеличение уровня рентабельности на 24,5%.

Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

 

R = . (2.4)

 

Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка  от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.

 

R = = *100%=8,6%;

R = = *100%=8,6%;

R *100%=8,6%;

R = *100%=31%;

R = = *100%=6,8%.

 

Изменение уровня рентабельности за счет влияния факторов.

 

= R - R = 8,6– 8,6= 0;

= R - R =8,6– 8,6= 0;

= R - R = 31– 8,6= +22,4%;

= R - R = 6,8 – 31= -24,2%;

R = R - R = 6,8 – 8,6= - 1,8%.

 

По рассчитанным показателям  можно сделать вывод, что рентабельность оборота снизилась по сравнению  с прошлым годом на 1,8%. Это связано с ростом себестоимости товарной продукции.

 

 

 

3 Основные направления  улучшения финансовых результатов

деятельности  предприятия

 

3.1 Зарубежный  опыт анализа финансовых результатов  предприятия

 

Методика анализа прибыли  и рентабельности зависит от полноты включения затрат в себестоимость, также наличия раздельного учета переменных и постоянных затрат. Этой задаче служит классическая система директ-костинг, которая является атрибутом рыночной экономики.

Наиболее важные аналитические  возможности системы директ-костинг следующие: оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции; определение цены на новую продукцию, расчет вариантов изменения производственной мощности предприятия; оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов; оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования.

Сущностью системы директ-костинг  является разделение производственных затрат на переменные и постоянные понятие маржинального дохода. Маржинальный доход – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия или разность между выручкой от реализации и переменными расходами.

 

МД=П+А = В-Р, (3.1)

 

где МД - маржинальный доход;

П – прибыль;

В – выручка;

А – постоянные расходы;

Р – переменные расходы [34, c.254].

Метод анализа директ-костинг позволяет не только установить взаимосвязь между названными показателями, но и рассчитать размер дохода, необходимого для рентабельной работы хозяйствующего субъекта. Последнее обстоятельство важно в условиях рыночных отношений, где при ужесточении конкурентной борьбы и отсутствии бюджетных дотаций убыточна деятельность многих организаций, особенно тех, которые могут быть отнесены к категории «более тяжелых в управлении». Убыточность хозяйственной деятельности таких организаций равнозначна их разорению, поскольку значительная «затратная» нагрузка снижает возможность выхода из кризиса [27, с.178].

Большой интерес представляет методика маржинального анализа  прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влия ние факторов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.

Традиционная методика факторного анализа прибыли предпо лагает использование следующей модели:

 

П=VРП*(р-с), (3.2)

 

где VPП— физический объем продаж;

р — цена реализации;

с — полная себестоимость единицы продукции [35, c.211].

В этом случае исходят  из предположения, что все эти  факторы изменяются сами по себе, независимо друг то друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменений.

И наоборот, при спаде  производства себестоимость изделий  возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции [35, с.255].

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозировании ее величины в маржиналь ном анализе используют следующую модель:

 

П=VРП(р-b)-А, (3.3)

 

где р - цена единицы продукции;

b - переменные затраты на единицу продукции;

А - постоянные затраты  на весь объем продаж данного вида продукции.

Данная модель позволяет  определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

Здесь учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное — посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли [25, c.211].

По методике с учетом маржинального дохода прибыль больше зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость.

Применение методики с учетом маржинального дохода прибыли  позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости [34, c.257].

Зависимость между объемом  реализации продукции (объем продаж), ее себестоимостью и суммой прибыли  показана на рисунке 3.1.

 

Рисунок 3.1 – Зависимость между объемом реализации продукции, ее

себестоимостью и суммой прибыли

 

Важно отметить, что маржинальный анализ позволяет определить критический уровень объема продаж и зону безопасности, влияние отдельных факторов на изменение безубыточного объема продаж, а также исчисление величины объема продаж для получения определенной суммы прибыли.

Критический объем продаж, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, т.е. когда затраты на производство продукции равны выручке  от реализации, можно рассчитать путем деления суммы постоянных затрат на долю маржинального дохода в выручке.

Зону безопасности можно  установить по формуле:

 

ЗБ = (Qпрод.от – Qпрод.кр) / Qпрод.от , (3.4)

 

где ЗБ – зона безопасности;

Qпрод.от – объем продаж по отчету, руб.;

Qпрод.кр – критический объем продаж, руб.

В тех случаях, когда  нужно установить объем продаж продукции  для получения определенной суммы прибыли, используется формула:

 

Qзп = (Sпос + П) / dмар , (3.5)

 

Следует отметить, что  безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат и уровня цен на продукцию [4, с.25].

Особенно большое значение имеет многоуровневый порядок расчета  прибыли, когда постоянные затраты периода учитывают по местам их возникновения: для каждого вида продукции; общие для нескольких однородных видов продукции; общие для структурного подразделения и общие для предприятия в целом. Порядок многоступенчатого расчета маржи покрытия и конечного финансового результата представлен на рисунке 3.2.

 













 

Рисунок 3.2 – Порядок определения финансового результата

 

Такой порядок определения финансового  результата покажет участие каждого центра затрат в формировании его величины, по зволит выявить и конкретизировать причины убытков, определить основные направления их снижения [25, c.212].

Методика анализа рентабельности с учетом маржинального дохода также отличается от применяемых на многих предприятиях методики анализа рентабельности. Анализ рентабельности с учетом маржинального дохода учитывает факторы непропорционального изменения издержек и прибыли предприятия в зависимости от объема реализации продукции, поскольку часть затрат является постоянной [34, c.257].

Рентабельность предприятия  – это отношение фактической  прибыли к объему продаж. Используя счет прибылей и убытков, вычисляют два основных показателя: чистую маржу и валовую маржу.

Чистая маржа вычисляется  по формуле:

 

Чистая маржа = (Чистая прибыль / Объем продаж)*100%. (3.6)

 

Чистая маржа показывает, какая доля объема продаж остается у предприятия в виде чистой прибыли после покрытия себестоимости проданной продукции и всех расходов предприятия. Этот показатель может служить указателем допустимого уровня рентабельности, при котором предприятие еще не терпит убытки. На чистую маржу можно влиять ценовой политикой предприятия (валовая маржа и наценка) и контролем над затратами.

Валовая маржа вычисляется  по следующей формуле:

 

Валовая маржа = (Валовая прибыль / Объем продаж)*100%. (3.7)

 

 

Наблюдается обратная зависимость  между валовой маржой и оборачиваемостью запасов: чем ниже оборачиваемость запасов, тем выше валовая маржа; чем выше оборачиваемость запасов, тем ниже валовая маржа.

Производители должны обеспечивать себе более высокую валовую маржу  по сравнению с торговлей, так как их продукт больше времени находится в производственном процессе. Валовая маржа определяется политикой ценообразования.

С валовой маржой не следует  путать другой инструмент ценообразования – наценку, которая вычисляется по следующей формуле:

 

(3.8)

 

При установлении наценки  следует исходить из желаемой стратегической позиции предприятия относительно конкурентов. На одном конце рыночного спектра находятся предприятия, обеспечивающие высокое качество и назначающие заведомо высокие цены (то есть имеющие невысокий объем продаж). На другом конце рыночного спектра – предприятия, продающие большие объемы товара по низким ценам [36].

Также по методике маржинального  анализа существуют показатели рентабельности, которые отличаются от традиционных подходов (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Методика анализа показателей рентабельности

Показатель

Детерминированные факторные  модели рентабельности

традиционные

применяемые в маржинальном анализе

Рентабельность i-го вида продукции, Ri

Рентабельность продукции  в целом по предприятию, R

Рентабельность оборота i-го вида продукции, Rоб i

Рентабельность оборота общая, Rоб


 

По традиционной методике факторного анализа объем продаж не оказывает влияния на изменение уровня рентабельности, поскольку числитель и знаменатель этих моделей изменяются пропорционально ему. Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

Информация о работе Основные направления повышения финансовых результатов деятельности предприятия