Основные положения планирования аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Целью аудита сохранности денежных средств в кассе является подтверждение достоверности отчетности в части отражения сведений о соблюдение условий хранения и сохранности наличных денег и других ценностей в кассе, об обеспечении сохранности денежных средств при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк, о соблюдении условий и проверка соответствия порядка ведения и учета кассовых операций требованиям законодательных актов и нормативных документов.

Файлы: 1 файл

курсовая аудит.docx

— 52.36 Кб (Скачать файл)

Введение

Целью аудита сохранности денежных средств в кассе является подтверждение достоверности отчетности в части отражения сведений о соблюдение условий хранения и сохранности наличных денег и других ценностей в кассе, об обеспечении сохранности денежных средств при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк, о соблюдении условий  и проверка соответствия порядка ведения и учета кассовых операций требованиям законодательных актов и нормативных документов. В задачи аудита сохранности денежных средств в кассе входят:

проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском  учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;

правильное документальное оформление операций с денежными  средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций;

контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием;

своевременное проведение инвентаризации денежных средств  в кассе, выявление ее результатов  и отражение на счетах бухгалтерского учета. 
 
 
 
 
 
 

1.Основные положения планирования аудиторской проверки.

 
В соответствии с правилом (стандартом) №3, утвержденного постановлением Правительства  РФ от 23.09.2002 №696, аудитору необходимо составить  и документально оформить общий  план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской  проверки. В основе его составления лежит понимание деятельности аудируемого лица, основные аспекты, указанные в п.9 правила (стандарта) №3. На основании общего плана составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

При разработке плана аудита аудитор устанавливает  приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание (правило (стандарт) п.4 №4).

Аудитор должен изучить деятельность аудируемого  лица и среду, в которой она  осуществляется, включая систему  внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и  оценки рисков существенного искажения  финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица (п.2 правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»).

О недостаточной  эффективности внутреннего контроля за сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации могут свидетельствовать такие факты, как: отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;

отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных инвентаризаций кассы;

наличие признаков  формального проведения инвентаризаций кассы (предупрежден кассир);

отсутствие в  штате кассира, когда эти функции  возложены на другого работника  без письменного распоряжения руководителя организации;

предоставление  права подписи приходных и  расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации  и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации;

не разработаны  и не утверждены руководителем Инструкции: «О порядке организации получения наличных денег в учреждении банка, их доставки и сдачи в кассу организации», «О порядке действий охраны при нападении на помещения, выделенные под прием и хранение наличных денег».

Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному  участку проверки.

При проведении проверки аудитору необходимо уделить  внимание следующим направлениям:

- недостаточное  или неадекватное описание учетной  политики;

- проверка наличия  договора о полной материальной  ответственности кассира, договоры банковского обслуживания, договор на охрану.

- проверка правил  документального оформления операций  по приходу и выдаче денег  из кассы;

- проверка соблюдения  кассовой дисциплины, ведения кассовой книги и книг аналитического учета по другим ценностям, хранящимся в кассе;

- проверка соблюдения  порядка применения контрольно-кассовых  машин; 

- проверка соблюдения  установленного лимита хранения  денежных средств в кассе и  выдачи денег в подотчет на  командировочные и хозяйственные  расходы и другие нужды;

- проверка условий хранения денежных средств и ценностей, 
порядка хранения чековых книжек, выписки из чеков и получения по ним денег; 
- проверка правильности проведения инвентаризации;

- порядка расчета наличностью с юридическими лицами за отгруженную продукцию (работы, услуги) и другие материальные ценности;

- использования по назначению полученных по чекам из банков наличных денег;

- полноты возврата в банки по окончании рабочего дня сверхлимитных остатков наличных денег;

В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и требованиями Налогового Кодекса РФ (НК РФ) определяется учетная политика, в которой устанавливаются принципы отражения в бухгалтерском и налоговом учете всех фактов хозяйственной деятельности и их оценки, порядок проведения инвентаризации, порядок контроля за хозяйственными операциями (ст.6 Федерального закона от 21.11.1996  № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете», ст.314 НК РФ)  Лицом, ответственным за разработку учетной политики организации, является ее главный бухгалтер (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996  № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете») или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008). Утверждается учетная политика внутренним распорядительным документом организации (п. 3 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, п. 12 ст. 167 НК РФ) - это, как правило, приказ или распоряжение ее руководителя. 
Грамотно сформированная учетная политика оказывает влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли и налогов на прибыль, на добавленную стоимость и имущество, а также на показатели финансового состояния в целом.

2.Проверка оформления первичных документов.

 Аудитор должен убедиться в наличии договора о полной материальной ответственности с кассиром.

При назначении на должность кассира руководитель организации должен под расписку ознакомить его с Порядком ведения  кассовых операций в РФ, издать приказ (решение, постановление) о назначении кассира на работу и заключить договор о полной материальной ответственности (ст. 244 Трудового Кодекса РФ). Кассир должен нести полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям (п.33 Порядка ведения кассовых операций в РФ, Утвержденного решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40, далее «Порядок»). При наличии такого договора на предприятии отсутствует возможность злоупотреблений со стороны лиц, ответственных за сохранность наличных денежных средств, при этом соблюдаются условия внутреннего контроля за их сохранностью.

Порядок ведения  кассовых операций в Российской Федерации  утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40. В п.1 «Порядка» говорится, что предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков, на соответствующих счетах на договорных условиях (п.1 Положения Центрального банка России от 05.01.1998г. №14-п « О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ»).

Согласно п.12 «Порядка» все кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации (Постановление от 18.08.1998г. №88).

Своевременное и качественное оформление первичных  учетных документов, передачу их в  установленные сроки для отражения  в бухгалтерском учете, а также  достоверность содержащихся в них  данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

Отсутствие первичных  кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований является нарушением порядка ведения кассовых операций.  
В соответствии с п. 23 « Порядка ведения кассовых операций» каждое учреждение (организация) ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера данного учреждения.  Наличие подчисток и неоговоренных исправлений в кассовой книге расцениваются как нарушение. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего. 
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера учреждения (п. 26 «Порядка»).

Действенной мерой  контроля работы кассира является инвентаризация. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, которые определены п. 2 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ. Кроме того, в соответствии с п. 37 «Порядка ведения кассовых операций» в учреждении в сроки, установленные руководителем, должна проводиться внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Отсутствие внутреннего контроля в учреждении способствует возникновению недостач и хищений в кассе.

В условиях автоматизированного  ведения учета кассовой книги  нумерация листов кассовой книги должна осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года (п.25 «Порядка»). Кроме того, должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Наличие системы КОД (компьютерная обработка данных) не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни в целом и операции с кассовой наличностью в частности. При проверке надежности средств внутреннего контроля в системе КОД аудитор должен обратить внимание на законность приобретения программного обеспечения, на возможность изменения программного обеспечения в части методов регистрации первичной информации, правильности алгоритмов расчетов. Аудитору желательно иметь подобные знания, при их недостаточности следует привлекать эксперта (правило (стандарт) аудиторской деятельности «оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем», одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11июля 2000 г., протокол № 1). 

3. Проверка соблюдения кассовой дисциплины.

Если организация  реализует товары (работы, услуги) за наличный расчет или с использованием платежных карт, то она в обязательном порядке применяет контрольно-кассовую технику (далее – ККТ), включенную в Государственный реестр (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (с изменениями от 27 июля 2010.,27июня 2011г.). Аудитору необходимо учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п.2 ст.2. Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники»).

На основании  п.5 «Порядка» организация может иметь в своей кассе наличные денежные средства только в пределах лимита, установленного ей обслуживающим банком. Вся сверхлимитная наличность подлежит сдаче в банк для последующего зачисления на расчетный счет компании. Но правила есть исключение, указанное в п. 9 «Порядка». Если компания получила в банке денежные средства для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий и не выдала их работникам в тот же день, она имеет право хранить эти средства в кассе (даже сверх установленного лимита) в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. Для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, срок хранения таких денежных средств увеличивается до пяти рабочих дней. По истечении трехдневного (пятидневного) срока суммы, не использованные по назначению, следует сдать в банк. Лимит остатка наличных денежных средств в кассе устанавливается банками ежегодно всем организациям, имеющим кассу и осуществляющим наличные расчеты (п. 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П, утвержденное Советом директоров Банка России (Протокол от 19.12.1997 N 47- далее «Положение»). Организации не вправе накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов (в том числе на оплату труда, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты (п. 7 «Порядка»). Организация представляет банку расчет ( Форма N 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» приведена в Приложении N 1 к Положению). Банк принимает решение об установлении организации конкретного лимита кассы, а также о целях, на которые она вправе расходовать наличную выручку ( Указание ЦБР от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (с изменениями от 28 апреля 2008 г.). Это решение банка фиксируется на обоих экземплярах расчета (то есть указывается максимальная сумма наличных денег, которую организация может оставить в кассе на конец рабочего дня), один из которых банк возвращает компании. Компаниям, имеющим обособленные подразделения, нужно учитывать следующие особенности. Представительства, филиалы и другие обособленные подразделения, выделенные на отдельные балансы, имеющие собственные расчетные счета в учреждениях банков и расположенные вне места нахождения головной организации, самостоятельно согласовывают лимит кассы с одним из банков, в которых у них открыты расчетные счета (абз. 5 п. 2.5 «Положения»).

Информация о работе Основные положения планирования аудиторской проверки