Основные положения планирования аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Целью аудита сохранности денежных средств в кассе является подтверждение достоверности отчетности в части отражения сведений о соблюдение условий хранения и сохранности наличных денег и других ценностей в кассе, об обеспечении сохранности денежных средств при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк, о соблюдении условий и проверка соответствия порядка ведения и учета кассовых операций требованиям законодательных актов и нормативных документов.

Файлы: 1 файл

курсовая аудит.docx

— 52.36 Кб (Скачать файл)

Аудитор должен проверить соблюдается ли установленный  лимит остатка денег в кассе, для этого аудитор выборочно  проверяет данные кассовой книги  и справки об установлении лимита денежных средств в кассе. Превышение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе учреждения является одним из грубейших нарушений кассовой дисциплины, которое в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ квалифицируется как административное правонарушение, влекущее наложение административного штрафа на должностных лиц учреждения в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

4. Проверка правильности проведения инвентаризации.

 
Одним из наиболее ценных источников получения  аудиторских доказательств служат результаты инвентаризации кассы, проведенной  совместно или самостоятельно аудитором. Порядок и сроки проведения инвентаризации устанавливаются руководителем организации, за исключением случаев, когда инвентаризация обязательна, согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Кроме того, в соответствии с п. 37 «Порядка ведения кассовых операций» в учреждении в сроки, установленные руководителем, должна проводиться внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. После пересчета остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными, отраженными в кассовой книге. Если комиссия выявила недостачу либо излишек ценностей в кассе, этот факт, а также сумму недостачи (излишка) и обстоятельства ее возникновения она указывает в акте, который составляет по результатам ревизии (п. 37 Порядка). Примерная форма акта ревизии наличных денежных средств приведена в Приложении N 4 к «Порядку». Согласно абз. 4 п. 30 «Порядка» хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.  Если в ходе проверки кассы в ней обнаружат личные деньги работников, эти средства будут считаться неоприходованной наличностью организации. Они подлежат зачислению в доход компании, а материально ответственное лицо (как правило, кассир) должно будет дать письменное объяснение причин излишков (п. П. 27 и 37 «Порядка»). Кроме того, не реже одного раза в квартал организация должна проверять наличие ключей от помещения кассы и сейфов (металлических шкафов), а также учтенных дубликатов этих ключей (абз. 2 п. 30 «Порядка»). Для проверки руководитель организации назначает специальную комиссию. В ее состав могут быть включены те же лица, которые входят в комиссию, формируемую для проведения инвентаризации кассы. Если в результате проверки обнаружится утрата ключа или его дубликата, комиссия обязана незамедлительно поставить в известность руководителя организации. Он в свою очередь сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка или самого сейфа (металлического ящика). Аудитору необходимо проверить документальное оформление инвентаризации наличных денежных средств (приказы (распоряжения)) руководителя организации о проведении инвентаризации; приказ о составе комиссии; книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации; книга учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации ценностей; ведомость результатов, выявленных инвентаризацией; акт инвентаризации наличия денежных средств. 
При выявлении нарушений аудитор может сделать вывод о низком уровне системы внутреннего контроля и о возможности злоупотреблений со стороны лиц, ответственных за сохранность наличных денежных средств. Отсутствие внутреннего контроля в учреждении способствует возникновению недостач и хищений в кассе. 
 
5. Проверка условий хранения денежных средств и ценностей. 
 
Данная проверка может проводиться одновременно с инвентаризацией кассы. В ходе проверки аудитор должен выяснить обеспечена ли сохранность денежных средств при доставке из банка и при выдаче заработной платы, соблюдены ли правила хранения денежных средств и других ценностей, ключей от сейфа, соблюдены ли требования к помещению кассы.  
При проверке условий хранения денежных средств аудитор должен провести осмотр помещения кассы. При этом аудитор должен убедиться, что касса обеспечена отдельным помещением, имеется сигнализация в кассе, денежные средства хранятся в несгораемом сейфе. Проверить наличие договоров на охрану, инкассирования, где и у кого хранятся ключи от сейфа и их дубликаты , наличие сопровождения кассира при сдаче и получении денежных средств в банк и др. В организации должны быть разработаны и утверждены руководителем Инструкции: «О порядке сдачи наличных денег под охрану в  нерабочее время и в выходные и праздничные дни»,  «О порядке организации получения наличных денег в учреждении банка, их доставки и сдачи в кассу организации», «О порядке действий охраны при нападении на помещения, выделенные под прием и хранение наличных денег».  
В соответствии с пунктом 29 «Порядка» руководитель организации обязан оборудовать кассу (т. е. изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителя организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, он несет ответственность в порядке установленном законодательством.

Помещение кассы  должно быть изолировано, а двери  в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим  отношения к ее работе, воспрещается.

 Руководителям  предприятий при приеме на  работу и назначении на должности,  связанные с ведением кассовых  операций, обслуживанием средств охранно-пожарной сигнализации, охраной и транспортировкой денежных средств, либо периодическому привлечению лиц к указанным выше работам рекомендуется обращаться в органы внутренних дел и медицинские учреждения для получения сведений об этих лицах, имея в виду, что к ведению кассовых операций, обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, охране и транспортировке денежных средств не допускаются лица:

- ранее привлекавшиеся  к уголовной ответственности  за умышленные преступления, судимость  у которых не погашена или  не снята в установленном порядке;

- страдающие  хроническими и психическими  заболеваниями;

- систематически  нарушающие общественный порядок;

- злоупотребляющие  спиртными напитками либо употребляющие  наркотические вещества без назначения  врача.

 Руководитель  предприятия должен предоставить  кассиру охрану при транспортировке  денежных средств и ценностей  из учреждений банков или сдаче  в них и, в случае необходимости, - транспортное средство.

 При транспортировке  денежных средств кассиру, сопровождающим  его лицам и водителю транспортного  средства запрещается:

- разглашать  маршрут движения и размер  суммы доставляемых денежных  средств и ценностей;

- допускать в  салон транспортного средства  лиц, не назначенных руководителем  предприятия для их доставки;

- следовать пешком, попутным или общественным транспортом;

- посещать магазины, рынки и другие т.п. места;

- выполнять какие-либо  поручения и любым иным образом  отвлекаться от доставления денег и ценностей по назначению  (приложение N 2 «Порядка»).

 
Для обеспечения надежной сохранности  наличных денежных средств и ценностей  помещение кассы должно отвечать следующим требованиям:

- быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;

- располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями;

- иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;

- закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы. В помещении кассы, дополнительно, для запирания решетчатой двери, следует предусмотреть стальной засов. Петли для дверей должны быть прочными и выполнены из стали. Крепление должно осуществляться с помощью шурупов. При открывании дверей «наружу» на дверных петлях должны быть установлены торцевые крюки, препятствующие возможности проникновения в помещения в случае срывания петель или их механического повреждения;

- оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;

- иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;

- располагать исправным огнетушителем;

- все окна, фрамуги и форточки помещения кассы должны быть остеклены и иметь надежные и исправные запоры. Стекла должны быть надежно закреплены в пазах.

Оконные проемы помещения кассы, расположенного на первом этаже, оборудуются металлическими решетками; - вентиляционные шахты, вентиляционные короба и дымоходы, имеющие выход на крышу или в смежные помещения и своим сечением входящие в помещения, где размещаются материальные ценности, должны быть оборудованы на входе в эти помещения металлическими решетками.

 Одним из  основных факторов, определяющих  уровень надежности охраны помещения  кассы предприятия, оборудованного  техническими средствами, является  структура комплекса охранной  сигнализации. Для повышения надежности срабатывания охранной сигнализации при блокировке строительных конструкций рекомендуется использовать совместно извещатели различного принципа действия, например, оптико-электронные с ультразвуковыми или радиоволновыми, ультразвуковые с радиоволновыми. Сигналы тревоги от всех рубежей охраны рекомендуется выводить на отдельные номера пульта централизованного наблюдения (ПЦН) через пост дежурного персонала или охраны, на котором должны устанавливаться приемно-контрольные приборы (ПКП) типа "Сигнал", УОТС и т.п.

Разрешается устанавливать  вывод сигнала тревоги к сторожу, надомнику или иному лицу, заключившему договор в письменном виде об охране кассы. Места дежурства всех этих лиц должны быть обеспечены средствами радио- или телефонной связи с  горрайорганами внутренних дел.

Для защиты персонала  касс предприятий от преступных посягательств, на рабочих местах кассиров, у администрации  этих учреждений устанавливаются кнопки тревожной сигнализации, которые  предназначаются для передачи сигналов тревоги в дежурные части органов  внутренних дел для принятия своевременных  мер в случае разбойного нападения  на объект. Электропитание каждого  из рубежей охраны должно осуществляться от независимого источника, при этом необходимо предусматривать для  каждого из рубежей охраны резервное (автономное) питание.

Система охранно-пожарной сигнализации должна соответствовать  требованиям действующего СНиПа  «Пожарная автоматика зданий и сооружений»  и ведомственного перечня объектов, подлежащих оборудованию охранно-пожарной сигнализацией, и постоянно находиться в работоспособном состоянии.Пожарные извещатели должны включаться в самостоятельные  шлейфы с целью обеспечения их круглосуточного функционирования

.Во всех видах  касс осуществляется обесточивание  освещения, розеток и других  выводов электропитания с тем,  чтобы не дать возможности  преступникам использовать для  взлома металлических хранилищ  электродрели, углошлифовальные машинки  и т.п. средства. Включение электропитания  кассы с началом рабочего дня  производится только с пульта  вневедомственной охраны, поста  сторожевой охраны, кабинета руководителя хозоргана и других изолированных от кассы помещений (приложение N 3 «Порядка»).

Для организации  доставки выручки в банк компании заключают договоры с инкассаторскими  службами учреждений банков или специализированными  инкассаторскими службами, имеющими лицензию Банка России на осуществление  соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей. Право организаций на заключение подобных договоров установлено  в п. 2.2 «Положения» от 05.01.1998 N 14-П. 

Правила хранения, перевозки и инкассации наличных денежных средств отражены в Положении Центрального Банка Российской Федерации «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 24 апреля 2008г. № 318-П (далее – «Положение ЦБР от  24.04.2008г. №318-П» 

Оказание банком услуг по инкассации денежной наличности осуществляется на основании договора, заключенного между банком и организацией. Это требование содержится в п. 1.12 Положения ЦБР от  24.04.2008г. №318-П.

При заключении договора об инкассации денежной наличности организация представляет в банк образцы пломб, которыми будут опломбировываться  сумки, или описание вида упаковки. Предоставленные образцы пломб  или описание вида упаковки заверяются руководителем банка или его заместителем на основании п. 4.1 Положения  ЦБР от  24.04.2008г. №318-П. Только после проведения этой процедуры организация может пользоваться услугами инкассаторов.

Согласно п. 4.2  Положения ЦБР от  24.04.2008г. №318-П сумки с наличными деньгами, подлежащие сдаче в банк, формируются и опломбировываются кассовым работником организации таким образом, чтобы их вскрытие было невозможно без видимых следов нарушения целости сумки и пломбы. На сумку с наличными деньгами, подлежащую сдаче в кредитную организацию, в организации составляется препроводительная ведомость к сумке 0402300 (Приложение 8 к Положению ЦБР от  24.04.2008г. №318-П).

В случае сдачи  сумки с наличными деньгами инкассаторскими  работниками ведомость к сумке 0402300 вкладывается организацией в сумку  с наличными деньгами, квитанция  к сумке 0402300 остается в организации, накладная к сумке 0402300, явочная  карточка 0402303 (Приложение 12 к Положению ЦБР от  24.04.2008г. №318-П) представляются в банк вместе с сумкой с наличными деньгами . Кроме того, в сумку вкладывается реестр проведенных операций ( п. 4.2 Положения ЦБР от  24.04.2008г. №318-П).

Так как организация  сдает наличные денежные суммы в  пломбированной сумке, то пересчет денежных средств производится непосредственно  в банке перед зачислением  их на расчетный счет организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Выявляя нарушения, аудитор может оценить величину финансовых санкций, которые могут  быть наложены на аудируемое лицо в  случае его проверки, и сопоставить  их с определенным для данного  участка проверки уровнем существенности и с финансовым результатом деятельности предприятия. Выявив существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, аудитор отражает их в рабочей документации в соответствии с правилом (стандартом) № 2 «Документирование  аудита, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г.№696».

Информация о работе Основные положения планирования аудиторской проверки