Особенности анализа финансово – хозяйственной деятельности бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 01:25, дипломная работа

Описание работы

Целью написания является поиск путей совершенствования финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации посредством исследования особенностей проведения экономического анализа хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере бюджетного учреждения – ГОУ "Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии"

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..4
1.Теоретические аспекты особенностей анализа финансово - хозяйственной деятельности бюджетной организации…………………………………..…....7
1.1. Понятие, особенности правового статуса бюджетных организаций и их классификация…………………………………………………………………….7
1.2. Значение, задачи и информационная база экономического анализа в бюджетных организациях………………………………………………………14
1.3. Особенности экономического анализа деятельности образовательных бюджетных учреждений……………………………………………………….26
2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………..29 2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………..29
2.2. Краткая финансовая характеристика ГОУ школы – интернат………...35
2.3. Составление и исполнение сметы доходов и расходов………………...38
2.4. Анализ финансового состояния ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………44
3. Пути совершенствования хозяйственной деятельности учреждения…...59

Заключение……………………………………………………………………..62
Список использованной литературы…………………………………………64
Приложения…………………………………………………………………….66

Файлы: 1 файл

дипломн работа 2009.doc

— 680.50 Кб (Скачать файл)

Определение понятия  « учреждение» дано в Гражданском кодексе Российской Федерации, согласно которому учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социальных, культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично2.

По моему мнению, бюджетное  учреждение и учреждение можно объединить в одно, т.к. бюджетное учреждение финансируется не только за счет соответствующих бюджетов, но и самостоятельно может заниматься предпринимательской деятельностью, и, следовательно, частично финансироваться за счет нее.

Из этих определений, отличие бюджетных учреждений от прочих организаций других организационно-правовых форм состоит в следующем:

  • в качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества. Кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию. Бюджетные учреждения наделяются государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальной власти являются собственниками имущества бюджетных учреждений;
  • в качестве цели создания бюджетной организации в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. Указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации;
  • бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Данный признак имеет следующую особенность: получение финансирование из бюджета еще не говорит о том, что данная организация является бюджетной. Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммерческим структурам. Это осуществляется в многочисленных формах, начиная от закупки различных товаров в государственных или муниципальных целях и кончая предоставлением финансовой поддержки в виде дотаций, субсидий и т.п.;
  • основой финансового планирования бюджетной организации является

смета доходов и расходов. До начала финансового планирования бюджетная организация обязательно составляет смету, а по истечению отчетного периода обязательно составляется баланс исполнение сметы. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения является основой для выделения и расходования бюджетных средств.

Следует подчеркнуть, что  только сочетание всех перечисленных  признаков вместе по отношению к  другой структуре дает бюджетную  организацию, каждый из перечисленных  признаков не означает, что мы имеем  дело с бюджетной организацией.

Таким образом, чтобы  правильно определить статус организации, необходимо учитывать порядок финансирования организации, ее организационно-правовую форму и задачи, ради которых эта  организация создана. Например, в  Гражданском кодексе Российской Федерации установлено, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. К унитарным предприятиям относится большая часть служб коммунального хозяйства и муниципальных служб, и при этом они являются коммерческими организациями. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. С этим определением я не соглашусь, т.к. к унитарным предприятиям относятся муниципальные предприятия, но они не являются коммерческими.

Финансирование бюджетных  учреждений происходит несколько этапов и при этом каждый этап имеет свои особенности3:

  1. Составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись

составляется на основании  утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств.

2.Уведомление о бюджетных  ассигнованиях. После того как  сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган  в течение 10 дней доводит ее  показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

3.Составление сметы  доходов и расходов. Бюджетные  учреждения в течение 10 дней  со дня получения уведомлений  о бюджетных ассигнованиях обязаны составить и представить на утверждение смету доходов и расходов по установленной форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня со дня утверждения сметы должен передать ее в орган, исполняющий бюджет.

4.Уведомление о выделенном  лимите. Лимиты бюджетных обязательств  представляют собой предельный  объем прав получателя на принятие  им денежных обязательств, оплачиваемых  за счет средств соответствующего  бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более месяца.

На основании уведомлений  о выделенном лимите получатели бюджетных  средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления  платежных и иных документов в  пределах доведенных до них лимитов  в соответствии со сметой доходов и расходов. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств4.

Следовательно, финансирование расходов бюджета является последовательным и взаимосвязанным действием в цепочке «главный распорядитель - распорядитель-получатель бюджетных средств».

В соответствии со статьей 70 БК РФ бюджетные учреждения вправе расходовать бюджетные средства строго на определенные цели. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает5:

  • оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
  • оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  • уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
  • возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Особенности правового  положения бюджетных учреждений также проявляются в том, что они осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытыми им в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса, т.е. в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Заключение и оплата бюджетным учреждением муниципальных контрактов, или иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполнение обязательств.

Субсидии и бюджетные  кредиты бюджетным учреждениям  не предоставляются, следовательно, бюджетное  учреждение не имеет права получать кредиты, займы. Если бюджетное учреждение помимо бюджетного финансирования имеет доходы от предпринимательской деятельности, то оно имеет право самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников6. В статье 2 ГК РФ дано определение предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание платных услуг, в то время как некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям ( ст. 50 ГК РФ)7.

Расходование прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, бюджетное учреждение осуществляют в соответствии с утвержденной распорядителем бюджетных средств сметой. Деятельность бюджетных учреждений, приносящая внебюджетные доходы, регулируется как гражданским, так и бюджетным законодательством (БК РФ, ГК РФ).

Бюджетные организации  могут классифицироваться по ряду признаков8:

По источникам формирования средств бюджетной организации  разделяются на две группы:

  • Бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;
  • Бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств;

В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы:

  • Финансируемые за счет средств федерального бюджета;
  • Финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;
  • Финансируемые за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, особенности правового статуса бюджетных организаций закреплены в Бюджетном Кодексе РФ. Бюджетное учреждение выполняет функции, возложенные на него органами государственной власти (органами местного самоуправления) по принятию и исполнению обязательств установленных бюджетной сметой формируемой на основе государственного (муниципального) задания.

 

1.2 Значение, задачи  и информационная база экономического  анализа в бюджетных организациях

 

Экономический анализ – это совокупность методов формирования и обработки данных о производственной и финансовой деятельности медицинских учреждений и их подразделений, позволяющих обеспечить достоверную оценку результатов их работы, выявить пути рационализации использования средств, повышения эффективности9.

При этом хозяйственная деятельность оценивается под углом зрения ее соответствия требованиям экономических законов, а также задачам, стоящим перед медицинским учреждением на данном этапе. Вместе с тем экономический анализ – это одна из функций управления. С этой точки зрения экономический анализ – необходимое звено в системе управления медицинским учреждением, которое обосновывает выбор оптимального варианта решения целого комплекса проблем, связанных с планированием деятельности учреждения. Поэтому экономический анализ должен завершаться принятием соответствующих управленческих решений.

Как часть системы управления анализ связан со следующими взаимосвязанными функциями: планирование, учета и  контроля, анализа хозяйственной  деятельности и принятие управленческих решений ( рис.1).

С помощью планирования определяются основные направления и содержание деятельности предприятия, его структурных  подразделений и отдельных работников. Его главной задачей является обеспечение планомерности развития и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства.

Для управления производством нужно  иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса и выполнении планов.

 

Ресурсы                  Продукция и услуги

 

        Управляющая  система



 



Рис.1. Структура управляющей  подсистемы в функциональном разрезе  и его взаимосвязи10

 

Поэтому одной из функций  управления производством является учет, обеспечивающий сбор, систематизацию и обобщение информации, необходимой для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов. Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы. С помощью анализа достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность11.

Следовательно, экономический  анализ можно рассматривать как  деятельность по подготовке данных, необходимых  для научного обоснования и оптимизации управленческих решений. По моему мнению, анализ деятельности бюджетных учреждений является важным элементом в системе управления, действенным средством выявления резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

В экономической литературе выделяют пять основных задач12:

1) выявление потребности  общества в услугах бюджетных  и продукции научных учреждений  в нужном объеме;

Информация о работе Особенности анализа финансово – хозяйственной деятельности бюджетной организации