Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 20:24, отчет по практике
Цель технико-экономической практики состоит в том, чтобы дать оценку финансового состояния организации ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии», выявить резервы дальнейшего развития авиакомпании и предложить пути его укрепления. Задачи технико-экономической практики:
- проанализировать финансовое состояние организации;
- определить и дать наиболее эффективные пути улучшения финансового положения организации.
Введение
Финансовый анализ организации – это
расчет, интерпретация и оценка комплекса
финансовых показателей, характеризующих
различные стороны деятельности организации
[1]. Возросшая потребность в оценке и анализе
финансового состояния организации обусловила развитие экономического
анализа хозяйственной деятельности во
взаимосвязи с финансовым анализом. Приобретая
системный характер, экономический анализ
хозяйственной деятельности приносит
все больший эффект в управлении организацией.
Финансовое состояние предприятие определяется
результатом его финансовой и хозяйственной
деятельности [6]. В то же время недооценка
роли финансового анализа, ошибки в планах
и управленческих действиях в современных
условиях приносят значительные потери.
Такие потери можно своевременно обнаружить
и предотвратить, регулярно анализируя
деятельность организации [1].
Объект моего исследования организация
ОАО Авиакомпания «Уральские Авиалинии».
Предмет исследования - финансовое состояние
организации
Цель технико-экономической практики
состоит в том, чтобы дать оценку финансового
состояния организации ОАО Авиакомпания
«Уральские авиалинии», выявить резервы
дальнейшего развития авиакомпании и
предложить пути его укрепления.
Задачи технико-экономической практики:
- проанализировать финансовое состояние
организации;
- определить и дать наиболее эффективные
пути улучшения финансового положения
организации.
Важным методологическим вопросом в экономическом
анализе является изучение и измерение
влияние факторов на величину исследуемых
экономических показателей.
1. Характеристика ОАО «Уральские авиалинии»
1.1. Общие сведения
Миллионы граждан России и зарубежья,
совершившие авиаперелеты на бортах авиакомпании
«Уральские авиалинии», широкая география
полетов и гарантия их полной безопасности,
сохраненный и постоянно приумножаемый
парк современных воздушных судов, элитные
пилоты и первоклассные инженеры, опытные
менеджеры и подготовленные бортпроводники,
современное качество и полный объем услуг
- это реальный результат многолетней
работы авиакомпании по развитию транспортной
инфраструктуры.
Общие сведения
Деятельность авиакомпании «Уральские
авиалинии» на российском транспортном
рынке началось в декабре 1993 года после
официального разделения Свердловского
авиапредприятия на авиакомпанию и аэропорт.
Основные виды деятельности авиакомпании:
пассажирские и грузовые авиаперевозки,
продажа и бронирование авиабилетов, ремонт
и техническое обслуживание воздушных
судов.
На сегодняшний день авиакомпания «Уральские
авиалинии» входит в число 10 ведущих российских
авиакомпаний по уровню безопасности
и объему перевозок. С начала деятельности
и по сегодняшний день авиакомпанию возглавляет
пилот 1 класса, Заслуженный работник транспорта
РФ, Отличник воздушного транспорта генеральный
директор Скуратов Сергей Николаевич.
Итоги деятельности авиакомпании за 2009
год
В 2009 году услугами авиакомпании «Уральских
авиалиний» воспользовались 1 497 443 пассажира.
Это самый высокий показатель за последние
годы. Он ставит авиакомпанию в один ряд
с крупнейшими федеральными перевозчиками,
у которых пассажиропоток превышает миллион
(Аэрофлот, S7, Трансаэро и др.). Фактический
пассажирооборот авиакомпании за 2009 год
возрос на 2% по сравнению с 2008 годом и составил
4 035 917 тысяч пассажирокилометров. Самолеты
«Уральских авиалиний» за 2009 год совершили
12 149 рейсов.
Особое значение руководство Авиакомпании
уделяет безопасности полетов. По данным
инспекционных проверок EASA в рамках программы
SAFA за год с 25 октября 2008 г. по 24 октября
2009 г. «Уральские авиалинии» имеют суммарный
коэффициент нарушений 0,24.
Как одно из самым крупнейших предприятий
России авиакомпания «Уральские авиалинии»
вошла в рейтинг «Эксперт 400» и стала крупнейшим
экспортером Урала и Сибири по данным
«Уральского экспорта -100».
В 2009 году авиакомпания стала лауреатом
профессионального конкурса «Лидер Уральского
турбизнеса 2009» в номинации «За взаимодействие
с туристическим бизнесом».
Бортовой журнал UAM авиакомпании «Уральские
авиалинии» был назван лучшим отраслевым
изданием на конкурсе «Акулы пера», утвержденном
Союзом российских журналистов.
Коллектив авиакомпании «Уральские авиалинии»
Главным гарантом безопасности пассажирских
и грузовых авиаперевозок и качества предоставляемых
услуг является персонал авиакомпании
«Уральские авиалинии». На сегодняшний
день в авиакомпании работают более 1 400
человек.
Сотрудники авиакомпании целенаправленно
стремятся к тому, чтобы нормой профессиональной
этики и поведения стали стандарты, принятые
в лучших авиакомпаниях мира. Мы доверяем
штурвалы наших пассажирских судов только
пилотам первого класса. Все летчики авиакомпании
имеют большой опыт работы, высокий уровень
подготовки и постоянно совершенствуют
свою квалификацию. За счет собственных
средств авиакомпания «Уральские авиалинии»
организует и регулярно проводит циклы
наземных тренировок в ведущих российских
тренировочных центрах. В течение 2009 г.
авиакомпанией были подготовлены и введены
в строй 34 КВС и 85 вторых пилотов и 200 бортпроводников.
Особое внимание в авиакомпании уделяется
психологической подготовке персонала,
работающего в непосредственном контакте
с пассажирами, повышению клиентоориентированных
навыков работы. С целью оценки деловых
качеств и профессионального мастерства
в Службе бортпроводников введена комплексная
система мотивации («Звездная система»).
Серебряные или золотые звезды, украшающие
костюмы бортпроводников, - свидетельство
высокой оценки их работы. В Службе постоянно
проходят тренировки, тренинги и курсы
повышения квалификации. Авиационно-техническая
база «Уральских авиалиний» является
одной из самых современных профессиональных
в российской гражданской авиации. Ее
техническая оснащенность, а также опыт
работающих инженеров и техников, позволяет
самостоятельно выполнять необходимый
комплекс работ по ремонту и техническому
обслуживанию всех типов воздушных судов.
В июне 2009 года завершили обучение первые
выпускники единственной в России школы
юных летчиков, созданной авиакомпанией
«Уральские авиалинии».
Парк воздушных судов
В парке авиакомпании представлены самолеты
различного типа, в том числе A320, A321 и другие
воздушные суда российского производства.
В 2006 году в авиакомпании стартовала программа
переоснащения парка воздушных судов.
Сейчас авиакомпания «Уральские авиалинии»
на условиях операционного лизинга успешно
эксплуатирует 10 современных лайнеров
Airbus А320 и два А321 на своих российских и
международных маршрутах. Добавим, что
в 2009 году все самолеты авиакомпании вводились
в эксплуатацию оперативно. Среднее время
между поставкой и первым производственным
полетом составило 10 часов.
В апреле 2010 года парк авиакомпании планируется
пополнить еще 2 самолетами А320.
Помимо эксплуатации зарубежных машин
на условиях лизинга, в планах Авиакомпании
- покупка новых самолетов Airbus, с конвейера.
4 октября 2007 года в Екатеринбурге в присутствии
губернатора Свердловской области Э.Э.
Росселя состоялось торжественное подписание
Международного Договора между АК «Уральские
авиалинии» и концерном Airbus о приобретении
российской стороной 7 новых самолетов
Аirbus A320.
Международное сотрудничество
В современных условиях международной
интеграции партнёрские отношения между
авиакомпаниями - залог успешного развития
рынка авиаперевозок. «Уральские авиалинии»
на сегодняшний день имеют порядка пятидесяти
интерлайн-соглашений с ведущими российскими
и зарубежными авиакомпаниями, среди которых
Сzech airlines (Чехия), Emirates (ОАЭ), Swiss International
Air Lines (Швейцария), Air France (Франция), Malev (Венгрия),
S7, «Ютэйр» и многие другие.
Кроме того, авиакомпания «Уральские авиалинии»
является членом Клиринговой Палаты ИАТА
(IATA Clearing House, ICH), что позволяет авиакомпании
использовать мировую систему взаиморасчетов.
Авиакомпания также является участником
Многостороннего Интерлайн-соглашения
(MITA). Участие в деятельности этой организации
позволяет авиакомпаниям значительно
расширить рамки своего сотрудничества
со своими коллегами в разных странах
мира. Аппарат МИТА целенаправленно занимается
поиском наиболее подходящих партнеров.
На первоначальном уровне налаживания
контактов предложения компаний автоматически
рассылаются по всем авиаперевозчикам-членам
МИТА. В случае положительного ответа
сотрудники МИТА сообщают об этом компании
- автору запроса. Далее начинаются прямые
контакты специалистов обеих авиакомпаний.
География полетов
География полетов авиакомпании ежегодно
расширяется и насчитывает более 120 направлений.
В 2009 году открыты рейсы из других городов
России кроме Екатеринбурга. Это говорит
о том, что авиакомпания компания из разряда
регионального перешла в разряд федеральных
перевозчиков.
2009 год для авиакомпании знаменовался
тем, что она начала расширять географию
полетов из Москвы. За 12 месяцев с прибытием
в Москву и вылетом из столицы было совершено
7 010 рейсов, что в 2 раза больше показателя
2008 года. В связи с этим «Уральские авиалинии»
заняли третью строчку рейтинга по количеству
рейсов, выполняемых из международного
аэропорта Домодедово среди всех авиакомпаний
России.
В 2009 авиакомпанией были открыты новые
регулярные внутренние рейсы: Новосибирск-Москва,
Новокузнецк - Москва, Иркутск - Москва,
Самара - Москва, Москва - Сочи; рейсы в
СНГ: Иркутск-Душанбе, Пермь-Душанбе, Санкт-Петербург
- Гянджа, Краснодар - Ташкент, Екатеринбург
- Наманган, Москва - Баку, Барнаул - Душанбе,
Самара - Душанбе, Красноярск - Худжанд,
Екатеринбург - Гянджа.
Летом 2009 года авиакомпания запустила
новый рейс Екатеринбург - Пекин - Екатеринбург.
Рейс имеет важное стратегическое значение
для выстраивания отношений между Уралом
и Китаем. Прямое авиасообщение способствует
росту числа туристов из России и укреплению
бизнес связей с китайской стороны.
Сервис
Сделать максимально удобным каждый шаг
пассажира к полету, комфортным и запоминающимся
само воздушное путешествие - основная
задача, которую призван решить комплекс
сервисных служб авиакомпании. Здесь к
обслуживанию пассажиров привлечена собственная
многоканальная Служба поддержки пассажиров
8-800-2000-262, (343) 345-36-45 (звонок по России бесплатный).
Важнейшим компонентом информационного
сервиса является собственный сайт авиакомпании www.uralairlines.com, постоянно
расширяющий свои функциональные возможности
в соответствии с действующими современными
стандартами Интернет-сервиса. Появились
дополнительные услуги: заказ такси, доставка
билетов, выбор бортового питания, оплата
с помощью платежной системы Яндекс-Деньги.
В декабре 2007 года аналитический центр
«Эксперт - Урал» проводил независимое
исследование среди сайтов авиапредприятий
Урала и Западной Сибири. Группа экспертов
тестировала сайты авиакомпаний и аэропортов
с точки зрения обычных пассажиров, для
которых важно быстро найти нужную информацию,
воспользоваться дополнительными услугами.
Исследование проводилось среди 9 авиакомпаний
региона, работающих на рынке регулярных
пассажирских перевозок, использующих
суда первого класса (массой свыше 75 тонн)
и аэропортов региона. Сайт «Уральских
авиалиний» признан лучшим.
«Наземные» задачи по работе с пассажирами
призвано решать Авиаагентство, в структуре
которого находится сеть фирменных касс
на территории Свердловской области, более
130 автоматизированных пультов российских
и международных систем продажи и бронирования
билетов, 60 собственных агентов авиакомпании
по продаже пассажирских авиаперевозок
на территории России и за рубежом. Интересы
авиакомпании «Уральские авиалинии» представлены
более чем в 30 городах России, ближнего
и дальнего зарубежья.
Специальные программы авиакомпании «Уральские
авиалинии»
В авиакомпании «Уральские авиалинии»
успешно работает несколько программ,
рассчитанных на самые широкие слои населения.
Активно осуществляется политика поддержки
социально незащищенных категорий граждан.
Ежегодно по государственным и собственным
льготам пролетает до 50 000 пассажиров.
Среди них следующие категории граждан:
дети, студенты, молодежь, пенсионеры,
многодетные матери. Не первый год по договору
с Министерством обороны действует программа
по обеспечению всех военных перевозок
в Уральском регионе. Аналогичная программа
сотрудничества работает с Министерством
внутренних дел и Пограничной службой
РФ. Эти факты стали веским аргументом
для присуждения в 2002 году авиакомпании
«Уральские авиалинии» звания победителя
национального конкурса «Организация
высокой социальной эффективности». Разработаны
и успешно реализуются «Бонусная программа
«Крылья», «Программа для корпоративных
клиентов ». Полный комплекс услуг
по организации туристских и деловых поездок
в России и за рубежом оказывают Клуб Путешествий «Крылья»
и международный туроператор
«Европорт».
В авиакомпании успешно продолжает функционировать бонусная программа для
пассажиров «Крылья» (FFP), которая в
2007 году была значительно модернизирована.
За каждый полет на регулярных рейсах
Авиакомпании «Уральские авиалинии» пассажир
получает на свой личный счет бонусные
рубли в размере 10% от оплаченного тарифа
без учета топливного сбора. Накопив определенное
количество бонусных рублей, пассажир
сможет совершить премиальный полет. За
годы своего существования программа
авиакомпании активно развивалась, количество
участников по сравнению с 2006 годом увеличилось
больше чем в 2 раза. Это результат активного
продвижения программы и регулярно проводимых
специальных предложений и акций.
Программа авиакомпании «Корпоративный
клиент» включает в себя более 850 организаций.
Если за 2008 год с авиакомпанией было заключено
228 договоров, то в 2009 году их количество
увеличилось до 250.
Авиакомпания активно развивает свой
официальный сайт, делая его не только
информационно насыщенным, но и более
функциональным.
В феврале 2006 в авиакомпании года стартовал
проект «Интернет-касса».
Ориентируясь на пожелания активных посетителей
сайта, специалисты авиакомпании постоянно
модернизируют эту услугу. В настоящий
момент через Интернет-кассу Авиакомпании
приобретается около 70% билетов, в 2008 году
этот показатель равнялся 15%.
Авиакомпанией открыты продажи электронных
билетов в международных системах продаж
на территории России, Германии, Чехии
и Словении. Также электронный билет пассажирами
«Уральских авиалиний» может использоваться
при сотрудничестве с рядом зарубежных
и российских авиакомпаний. Теперь, делая
пересадку из наших самолетов в самолет
какой-либо другой авиакомпании, пассажиру
будет предоставлен единый электронный
билет.
В конце 2008 года существенно изменилась
структура и оформление сайта Авиакомпании.
Решение об изменениях в фирменном сайте
авиакомпании было принято после маркетингового
исследования, проведенного весной среди
пассажиров. Были проанализированы все
ответы пассажиров об удобстве пользования
сайтом, учтены пожелания по дизайну и
интерфейсу. Новый сайт авиакомпании отличает
современный и свежий дизайн, стала более
понятной навигация.
Социальная политика авиакомпании
Спонсорская помощь и участие в благотворительных
мероприятиях являются неотъемлемой частью
социальной политики компании. Авиакомпания
активно участвует в общественных, спортивных,
светских и концертных мероприятиях в
качестве спонсора. Помимо спонсорских
проектов, каждый год руководство авиакомпании
способствует развитию благотворительных
программах. Помогать тем, кто нуждается
в помощи - это не пустые слова. В 2009 году
значительная сумма денежных средств
была перечислена в адрес религиозных
структур, спортивным и общественным организациям,
выделяется материальная помощь ветеранам
и детским организациям. Большая часть
благотворительных проектов была направлена
на строительство Богородице-Касперского
храма для работников авиакомпании и жителей
посёлка Кольцово.
1.2. Структура
Вносимые изменения должны фиксироваться
держателем (пользователем) в Листе
регистрации изменений с
1. Высшее руководство
Генеральный директор
Заместитель Генерального директора –
Директор по ДЭАТ
Заместитель Генерального директора –
Директор по качеству
Заместитель Директора ЭАТ по качеству
Отдел технического контроля
Отдел обеспечения качества ИВС
Отдел стандартов
Отдел аудитов
Офис-менеджер - технический редактор
1.3. Подразделения помощника Генерального
директора
2. Подразделения директора по ЭАТ
Заместитель генерального директора
по ИАС – Директор по ЭАТ
3. Подразделения финансового директора
4. Подразделения Директора по АБ и управлению
персоналом
5. Подразделения директора по производству
Отдел лицензирования
Заместитель Генерального директора
- Директор по производству
Коммерческий
директор
7. Подразделения Коммерческого директора
(продолжение)
Заместитель генерального директора –
Коммерческий директор
2. Анализ финансового состояния организации
ОАО авиакомпания «Уральские Авиалинии»
2.1. Анализ баланса актива и пассива
Имущественное положение организации
оценивается исходя из наличия и размещения
его экономических ресурсов (активов)
и источников финансирования активов
(пассивов). Сопоставление стоимости экономических
ресурсов, которыми располагает предприятие
на определенную дату, с величиной источников
их формирования по данным бухгалтерского
баланса. Кроме того, по ним определяются
относительные показатели, характеризующие
структуру актива и пассива, соотношение
отдельных статей баланса (табл.1 и табл.
3) [3].
Составим так же вертикальный анализ активов,
который показывает изменения абсолютных
величин и удельных весов, значения и изменения
коэффициента соотношения оборотных и
необоротных активов за отчетный период
(табл. 2).
Оценить структуру источников финансирования
позволяет вертикальный анализ пассивов
(табл. 4), составляется аналогично структуре
активов.
Таблица 1 - структура активов
(горизонтальный анализ)
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 - структура активов (вертикальный
анализ)
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Структура имущества характеризуется
относительно невысокой долей внеоборотных
активов, которая снизилась с 37,1%
до 30,6%.
Внеоборотные активы увеличились с 667 341
до 852 543 т.р. за счет увеличения следующих
составляющих:
- основные средства на 42 354 т.р. (с 539 745 до
582 099т.р.) или 7,9%;
- вложений во внеоборотные активы на 144 809т.р.
(с 11 360 до 156 169т.р.) или 1 274,7%, при одновременном
снижении;
- нематериальных активов на 284т.р. (с 3 674
до 3390т.р.) или 7,7%;
- долгосрочных финансовых вложений на
263т.р. (с 98 956 до 98 693т.р.) или 0,3%;
- прочих внеоборотных активов на 1414т.р.
(с 13 606 до 12 192т.р.) или 10,4%.
Структура внеоборотных активов существенно
изменилась. Основная часть внеоборотных
активов неизменно приходилась на основные
средства (68,3).
В структуре внеоборотных активов:
- доля основных средств снизилась с 80,9%
до 68,3,
- доля вложений во внеоборотные активы
выросла с 1,7% до 18,3%,
- доля долгосрочных финансовых вложений
снизилась с 14,8% до 11,6%,
- доля прочих внеоборотных активов снизилась
с 2,0% до 1,4%.
Структура имущества характеризуется
относительно высокой долей оборотных
активов, которая увеличилась с 62,9% до
69,5.
Оборотные активы увеличились с 1 131 790 до
1 938 472т.р. за счет увеличения следующих
составляющих:
- запасов;
- дебиторская задолженность;
- денежных средств;
- прочих оборотных активов.
Структура оборотных активов оставалась
достаточно стабильной. Основная часть
оборотных активов неизменно приходилась
на дебиторскую задолженность (71,4%), столь
значительный рост, которой объясняется
общим ростом объемом продаж и выручки
в целом на 59,2% и появлением задолженности
подрядчика по авансированию капитального
строительства офиса Авиакомпании.
Удельный вес запасов в оборотных активах
снизился с 23,3% до 21,2%. Их стоимость увеличилась
на 147 297т.р. (с 264 018 до 411 315т.р.), что является
позитивным изменением, так как при этом
длительность оборота запасов снизилась.
При этом темп роста запасов (155,8%) отставал
от темпа роста выручки (159,2%), что высвободило
часть финансовых ресурсов в оборотных
средствах предприятия.
В составе запасов преобладают производственные
запасы (292 523т.р.), доля которых снизилась
с 82,1% до 71,1%. Второе место в структуре запасов
занимают расходы будущих периодов (118 630т.р.),
доля которых увеличилась с 17,9% до 28,8%.
Доля дебиторской задолженности снизилась
с 71,7% до 71,4%, а объемы выросли на 573 199т.р.
(с 811 474 до 1 384 673т.р.), что в основном связано
с общим ростом объемом продаж и выручки.
В составе дебиторской задолженности
наибольшая доля приходилась на краткосрочных
(со сроком погашения в течение 12 месяцев)
дебиторов, которая выросла на 411 689т.р.
и составила 1 047 457т.р., а ее доля в оборотных
активах уменьшилась с 56,2% до 54,0%.
Положительным моментом является уменьшение
длительности оборота краткосрочной дебиторской
задолженности на 3 дня по сравнению с
прошлым годом. Кроме того, темпы роста
краткосрочной дебиторской задолженности
опережали темпы роста выручки от реализации
услуг (164,8% против 159,2%).
Сопоставление сумм краткосрочной дебиторской
и кредиторской задолженностей показывает,
что предприятие имело активное сальдо
задолженности, то есть дебиторская превышала
кредиторскую на 96 116т.р. (в 2007 году на 23 729т.р.).
Таким образом, предприятие предоставляло
своим покупателям бесплатный коммерческий
кредит в размере, превышающем средства,
полученные в виде отсрочек платежей кредиторам.
Предприятие не использовало в своей финансово-хозяйственной
деятельности краткосрочные финансовые
вложения.
Таблица 3 – структура пассивов (горизонтальный
анализ)
Информация о работе Отчет по практике в ОАО Авиакомпания «Уральские Авиалинии»