Показатели анализа производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

Теоретические основы анализа производства и реализации продукции, его цели. Анализ - как выявление наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства. Организационно-экономическая характеристики СПК «Солонцы».

Файлы: 1 файл

Теоретические аспекты анализа хозяйственной деятельности предприятия.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)
  1. Теоретические основы анализа производства и реализации продукции
  2. Объект  анализа производства и реализации продукции.

      Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.

      Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль. Ресурсы поступают в те отрасли и тем предприятиям, на продукцию которых есть спрос. Рыночная система лишает неприбыльные отрасли и субъекты хозяйствования редких ресурсов. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не удовлетворен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал — это определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, валют, ссудным процентом. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. По этому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

      Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

     К основным задачам анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:

– оценка динамики по основным показателям объема структуры  и качества продукции;

– проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

– выявление  степени количественного влияния  факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

– выявление  внутрихозяйственных резервов увеличение выпуска и реализации продукции;

– разработка мероприятий  по использованию внутрихозяйственных  резервов для повышения темпов роста  продукции, улучшения ассортимента и качества.

Объектами данного  направления анализа являются:

– объем производства и реализации продукции;

– ассортимент  и структура продукции;

– качество продукции;

– ритмичность  продукции. 

1.3. Порядок проведения анализа производства и реализации продукции.

        Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) - это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.  Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия является прямым конечным результатом его основной деятельности. Производство продукции оценивается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска – товарной и готовой продукцией, объем реализации – отгруженной и реализованной товарной продукцией. При планировании, учете и оценке производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция). Товарная и валовая продукция служат основными показателями объема производства.

      Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг. В ее состав входят:

– стоимость  готовых изделий (готовая продукция  – ГП);

– полуфабрикаты  собственной выработки, отпущенные на сторону, капитальному строительству и непроизводственным хозяйствам своего предприятия (ПФ );

– стоимость  переработки сырья и материалов заказчика (СП.С.М.З.)

– стоимость  инструмента, штампов, моделей, приспособлений, отпущенных на сторону или зачисленных в основные фонды предприятия (продукции вспомогательных цехов) (ПВ.Ц);

– стоимость  работ промышленного характера, выполненных на сторону (РП.ХАР.)

ТП = ГП + ПФс + СП.С.М.З. + ПВ.Ц + РП.ХАР.

      Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией (ВП), которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной продукции. Там, где остатки незавершенного производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, у товарной и валовой продукции одинаковый состав, в остальных случаях расчет валовой продукции следует исчислять с учетом остатков незавершенного производства:

ВП = ТП ± ИО.НЗ.П + СС..М.З ,

где: ИО.НЗ.П – изменение остатков незавершенного производства;

СС. М.З – стоимость сырья и материалов заказчика.

      Общий объем продукции, работ, услуг оценивается фактически в оптовых ценах без НДС, акцизов и отражается в форме № 1-П. Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям. В процессе анализа проверяется выполнение плана по выпуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом.

      Анализ  начинается  с  изучения  динамики  выпуска  и  реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста:

базисные -  Тб=ТПi/ТПо х 100%

цепные - Тц= ТПi /ТПi-1 х 100%

 Этот анализ показывает,  как  изменился  объем  производства  и  реализации  за определенное  количество  лет.  Если  темпы  роста  производства  значительно выше  темпов  реализации  продукции,  это  свидетельствует  о  накоплении остатков  нереализованной  продукции  на  складах  предприятия  и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой  темп  роста  (прироста)  выпуска  и  реализации продукции  можно  рассчитать  по  среднегеометрической взвешенной:

,

Тпр = Тср – 100.

      Для наглядности динамика товарной и валовой продукции может быть изображена с помощью графиков, в виде столбчатых и полосовых диаграмм.

      Также анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятий оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что может привести к потере рынка сбыта, а, следовательно, к снижению производства. Особо  важное  значение  для  предприятия  имеет  выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.

      В процессе  анализа определяется  выполнение плана поставок  за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных   потребителей  и  видов  продукции,  выясняются  причины  недовыполнения плана,  и  дается  оценка  деятельности  по  выполнению  договорных обязательств. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и суммы недопоставленной продукции на плановый объем:

Кд = (Vпл.п - Vнедоп.)/Vпл.п .

      Результаты финансово-хозяйственной  деятельности во многом определяются ассортиментом (номенклатурой) и структурой производства и реализации продукции.

Номенклатура - это перечень наименований изделий  и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает:

1. полный (всех  видов и разновидностей);

2. групповой  (по родственным группам);

3. внутригрупповой. 

      При  формировании  ассортимента  и  структуры  предприятие

должно  учитывать  спрос  на  данные  виды  продукции  и  наиболее

эффективное  использование  трудовых,   сырьевых,   финансовых

ресурсов.  Система  формирования ассортимента включает:   

  • определение потребностей покупателей;
  • оценку уровня конкурентоспособности продукции; 
  • изучение  жизненного  цикла  изделий  и  принятие

    своевременных  мер  по  внедрению  более  совершенных  видов 

    продукции;

  • оценку степени риска изучения в ассортименте продукции. 

      Оценка  выполнения  плана  по  ассортименту  производится  с помощью  коэффициента  ассортимента, он рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в стоимостном выражении, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции:

. 

     Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования. Продукция  изготовленная  сверх  плана  или  предусмотренная

планом  не  засчитывается  в  выполнении  плана  по  ассортименту.

       Увеличение  объема  производства  по  одним  видам  и сокращение  по  другим  приводит  к  изменению  ее  структуры (структура  –  соотношение  отдельных  изделий  в  общем  их выпуске), т. е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других - уменьшается. 

Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно использовать коэффициент структурной активности:

,

      где ∆УДi2 — изменение удельного веса i-ro вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;

       n - число номенклатурных групп (видов) продукции. Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента.

Чем активнее структурные  преобразования на предприятии, тем  выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

      Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Информация о работе Показатели анализа производства и реализации продукции