Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:36, реферат
Теоретические основы анализа производства и реализации продукции, его цели. Анализ - как выявление наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства. Организационно-экономическая характеристики СПК «Солонцы».
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПпл = V пл* УД пл* Ц пл
ВП усл1 = V ф *УД пл* Ц пл
ВП усл2 = V ф* УД ф *Ц пл
ВП ф = V ф* УД ф* Ц ф
ΔВП V = ВП усл1 - ВП пл
ΔВП УД = ВП усл2 - ВП усл1
ΔВП Ц = ВП ф - ВП усл2
ΔВП = ΔВП V + ΔВП УД + ΔВП Ц = ВП ф - ВП пл
Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц ( используется в тех случаях когда продукция однородная):
ВП = V* УД *Ц
ΔВП V = V *УД* Ц пл
ΔВП УД = Vф *УД* Ц пл
ΔВП Ц = V ф *УДф* Ц
ΔВП V + ВП УД + ВП Ц = ΔВП.
Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические,
дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в
высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в
руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и
технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию,
объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных
показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать
оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции ( ), выручку от реализации продукции ( ) и прибыль ( ). Расчет производится следующим образом:
,
где и - соответственно цена изделия до и после изменения качества;
и - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;
- объем произведенной продукции повышенного качества;
- объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Косвенным показателем
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции. Ритмичность — равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на скл=адах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
К прямым показателям относят:
1. Коэффициент ритмичности – определяется путем суммирования фактических удельных весов за каждый период, но не более планового их уровня:
.
2. Коэффициент аритмичности – определяется как сумма
положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции
от плана за каждый период.
3. Коэффициент сезонности:
, где РПср – среднемесячный (среднеквартальный) объем продаж- .
4. Коэффициент вариации – определяется как отношение
средне квадратичного отклонения от планового задания за сутки к
среднесуточному выпуску продукции:
,
где - квадратичное отклонение от среднедекадного задания;
n – число периодов;
х – плановый среднеквартальный (среднемесячный, среднедекадный) выпуск продукции.
Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и
выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы
изменения ее объема. Учет реализации осуществляется по отгрузке и по реализации.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной
продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк , отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк ,
где: ГПн, ГПк – соответственно готовая продукция на начало и конец года;
ТП – стоимость товарной продукции;
РП – стоимость реализованной продукции.
Учет выручки по оплате имеет вид:
ГПН + ТП + ОТН = РП + ОТК + ГПК,
отсюда:
РП = ГПН + ТП + ОТН – ОТК –ГПК ,
где: ОТН, ОТК – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции
производится сравнением фактических уровней факторных показателей с
плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого
из них.
В процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:
1)
обеспеченность предприятия
ВП = ЧР * ГВ,
РП = ЧР * ГВ * Дв,
где ЧР – среднасписочная численность рабочих;
ГВ - среднегодовая
выработка продукции одним
где Дв ~ доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции;
2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП = ОПФ * ФО,
РП = ОПФ * ФО * Дв,
где ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
ФО – фондоотдача основных средств;
3)
обеспеченность производства
ВП = МЗ * МО,
РП = МЗ * МО * Дв,
где МЗ – сумма потребленных материальных запасов для производства продукци;
МО – материалоодача (производство продукции на рубль материальных затрат);
Влияния данных факторов на объем, валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа.
После этого определяют основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции:
Резервы роста объема реализации продукции:
1. Резервы роста производства продукции:
а) За счет улучшения
б) За счет улучшения использования сырья и материалов (дополнительное приобретение сырья и материалов; сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов
сокращение норм расхода сырья и материалов на единицу);
в) За счет улучшения использования основных фондов (приобретение дополнительных машин и оборудования; более полное использование их фонда рабочего времени; повышение производительности работы оборудования).
Информация о работе Показатели анализа производства и реализации продукции