Показатели анализа производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

Теоретические основы анализа производства и реализации продукции, его цели. Анализ - как выявление наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства. Организационно-экономическая характеристики СПК «Солонцы».

Файлы: 1 файл

Теоретические аспекты анализа хозяйственной деятельности предприятия.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

  Расчет  влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПпл = V пл* УД пл* Ц пл

ВП усл1 = V ф *УД пл* Ц пл

ВП усл2 = V ф* УД ф *Ц пл

ВП ф = V ф* УД ф* Ц ф

ΔВП V = ВП усл1 - ВП пл

ΔВП УД = ВП усл2 - ВП усл1

ΔВП Ц = ВП ф - ВП усл2

ΔВП = ΔВП V + ΔВП УД + ΔВП Ц = ВП ф - ВП пл

Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц ( используется в тех случаях когда продукция однородная):

ВП = V* УД *Ц

ΔВП V = V *УД* Ц пл 

ΔВП УД = Vф *УД* Ц пл

ΔВП Ц = V ф *УДф* Ц

ΔВП V + ВП УД + ВП Ц = ΔВП.

      Важным  показателем  деятельности  предприятий является качество продукции. Его повышение  - одна из форм конкурентной борьбы,  завоевания  и  удержания  позиций  на  рынке.  Высокий  уровень качества  продукции  способствует  повышению  спроса  на  продукцию  и увеличению суммы прибыли не только  за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

      Качество  продукции  -  понятие,  которое  характеризует  параметрические,  эксплуатационные,  потребительские,  технологические,

дизайнерские  свойства  изделия,  уровень  его  стандартизации и  унификации, надежность  и  долговечность.  Различают  обобщающие,  индивидуальные  и косвенные показатели качества продукции.

      Обобщающие  показатели  характеризуют  качество  всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес  продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент  сортности;

д) удельный вес  аттестованной и не аттестованной продукции;

е) удельный вес  сертифицированной продукции;

ж) удельный вес  продукции, соответствующей мировым стандартам;

 з)  удельный  вес  экспортируемой  продукции,  в  том  числе  в

высокоразвитые  промышленные страны.

      Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность  (жирность молока,  зольность угля, содержание железа в

руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в)  технологичность,  т.е.  эффективность  конструкторских  и

технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

      Косвенные  показатели  -  это штрафы  за  некачественную  продукцию,

объем  и  удельный  вес  забракованной  продукции,  удельный  вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

      Первая  задача  анализа  -  изучить  динамику  перечисленных

показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения  и дать

оценку выполнения плана по уровню качества продукции.  

       Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции ( ), выручку от реализации продукции ( ) и прибыль ( ). Расчет производится следующим образом:

                                         

                                               

                               ,

где и - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

      и - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

     - объем произведенной продукции повышенного качества;

     - объем реализации продукции повышенного качества.

Если  предприятие  выпускает  продукцию  по  сортам  и  произошло изменение  сортового  состава,  то  вначале  необходимо  рассчитать,  как изменились  средневзвешенная  цена  и  средневзвешенная  себестоимость единицы продукции, а  затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние  сортового  состава  на  выпуск  товарной  продукции,  выручку  и прибыль от ее реализации.

     Косвенным показателем качества  продукции является брак. Он делится   на  исправимый  и  неисправимый,  внутренний  (выявленный  на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению  себестоимости  продукции,  уменьшению  объема  товарной  и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

      При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции. Ритмичность — равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

  Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на скл=адах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для  оценки  ритмичности  используются  прямые  и  косвенные показатели. 

К прямым показателям относят: 

  1. Коэффициент  ритмичности  –  определяется  путем суммирования  фактических  удельных  весов  за  каждый  период, но не более планового их уровня:

.

    2.  Коэффициент  аритмичности  –  определяется  как  сумма

положительных и отрицательных отклонений в  выпуске продукции 

от плана  за каждый период.

    3.  Коэффициент сезонности: 

, где РПср – среднемесячный (среднеквартальный) объем продаж- .

    4.  Коэффициент  вариации  –  определяется  как  отношение

средне  квадратичного  отклонения от планового  задания  за  сутки  к

среднесуточному выпуску продукции:

  ,

где - квадратичное отклонение от среднедекадного задания;

n – число периодов;

х –  плановый среднеквартальный (среднемесячный, среднедекадный) выпуск продукции.

      Изучив  динамику  и  выполнение плана по  реализации продукции  и

выполнению  договоров  поставки,  необходимо  установить  факторы 

изменения ее объема. Учет реализации осуществляется по отгрузке и по реализации.

      Если  выручка  на  предприятии  определяется  по  отгрузке  товарной

продукции, то баланс товарной продукции будет  иметь вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк , отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк ,

где: ГПн, ГПк – соответственно готовая продукция на начало и конец года;

ТП – стоимость  товарной продукции;

РП – стоимость  реализованной продукции.

    Учет выручки по оплате имеет вид:

ГПН + ТП + ОТН = РП + ОТК + ГПК,

отсюда:

РП = ГПН + ТП + ОТН – ОТК –ГПК ,

где: ОТН, ОТК – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

      Расчет  влияния  данных  факторов  на  объем  реализации  продукции

производится  сравнением  фактических  уровней  факторных  показателей  с 

плановыми и  вычислением абсолютных и относительных приростов каждого

из них. 

      В  процессе  анализа  необходимо  выяснить  причины  образования сверхплановых  остатков  на  складах,  несвоевременной  оплаты  продукции покупателями  и  разработать  конкретные  мероприятия  по  ускорению реализации продукции и получению выручки.

  Особое  внимание уделяется изучению влияния  факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

  1) обеспеченность предприятия трудовыми  ресурсами и эффективность их использования:

ВП = ЧР * ГВ,

РП = ЧР * ГВ * Дв,

где ЧР – среднасписочная численность рабочих;

ГВ - среднегодовая  выработка продукции одним работником;

где Дв ~ доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции;

  2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования: 

ВП = ОПФ * ФО,

РП = ОПФ * ФО * Дв,

где ОПФ - среднегодовая  стоимость основных производственных фондов;

ФО – фондоотдача основных средств;

  3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ * МО,

РП = МЗ * МО * Дв,

где МЗ – сумма потребленных материальных запасов для производства продукци;

МО – материалоодача (производство продукции на рубль материальных затрат);

      Влияния данных факторов на объем, валовой и реализованной продукции  можно  произвести  одним  из  приемов  детерминированного факторного  анализа. 

  После этого определяют основные источники  резервов увеличения выпуска и реализации продукции:

Резервы роста  объема реализации продукции:

1. Резервы роста  производства продукции:

             а) За счет улучшения использования  трудовых ресурсов (создание дополнительных  рабочих мест; сокращение потерь рабочего времени; повышение уровня производительности труда);

            б) За счет улучшения использования сырья и материалов (дополнительное приобретение сырья и материалов; сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов

сокращение норм расхода сырья и материалов на единицу);

            в) За счет улучшения использования основных фондов (приобретение дополнительных машин и оборудования; более полное использование их фонда рабочего времени; повышение производительности работы оборудования).

Информация о работе Показатели анализа производства и реализации продукции