Получение образцов для сравнительного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Кардинальные изменения в экономической и политической жизни любого общества сопровождаются, как правило, негативными явлениями; в числе прочих к ним относятся рост преступности, возникновение ее новых видов, способов и форм совершения, коррупция государственного аппарата. Именно такую ситуацию переживает сегодня Россия, что и обусловило необходимость реформирования ее правовой системы.

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
1. Должностное преступление как преступление со специальным субъектом 5
1.1 Понятие должностного преступления 5
1.2 Понятие специального субъекта преступления 10
2. Субъекты должностных преступлений 17
2.1 Общая характеристика субъектов должностных преступлений 17
Заключение 21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.36 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1. Должностное преступление как преступление со специальным субъектом 5

1.1 Понятие должностного преступления 5

1.2 Понятие специального субъекта преступления 10

2. Субъекты должностных преступлений 17

2.1 Общая характеристика субъектов должностных преступлений 17

Заключение 21

Список литературы 23

 

 

Введение

Кардинальные изменения  в экономической и политической жизни любого общества сопровождаются, как правило, негативными явлениями; в числе прочих к ним относятся  рост преступности, возникновение ее новых видов, способов и форм совершения, коррупция государственного аппарата. Именно такую ситуацию переживает сегодня  Россия, что и обусловило необходимость  реформирования ее правовой системы. В  Уголовном кодексе РФ существенно  изменена глава, касающаяся преступлений против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Включен ряд новых норм, дополнено  определение субъекта этой группы преступлений (прим. 2-4 к ст. 285 УК). Имеются и  другие изменения.

Ряд уголовных дел по должностным  преступлениям не доходит до суда. Исследования показывают, что основные причины этого коренятся в  отсутствии целостной концепции  борьбы с преступлениями против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления, в несовершенстве законодательства, плохой организации правоохранительной системы, низкой эффективности расследования, активном противодействии со стороны  лиц, совершивших преступления.

Тем не менее, важнейшей предпосылкой применения норм об уголовной ответственности  должностных лиц в следственной и судебной практике является научно обоснованное раскрытие их содержания. Более того, правоохранительные органы испытывают потребность в более  конкретном усовершенствованном определении  должностного лица, которое было бы закреплено непосредственно в Уголовном  кодексе и позволило бы избежать выше обозначенных проблем. Это обеспечит  более эффективное противостояние криминальной активности в виде коррупционных  преступлений, совершаемых должностными лицами, характерных для всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), которые за последние годы имеют устойчивую тенденцию к росту.

Целью данного исследования является изучение уголовной ответственности  за злоупотребления должностными преступлениями.

Для достижения поставленной цели был сформулирован следующий  круг задач:

 

  1. Должностное преступление как преступление со специальным субъектом

    1. Понятие должностного преступления

Должностное преступление - признается нарушение должностным  лицом обусловленных его служебным  положением обязанностей, причинившее  существенный вред государственным  интересам или охраняемым законом  правам и интересам отдельных  граждан.

Ранее должностным преступлением  считалось «нарушение должностным  лицом обусловленных его служебным  положением обязанностей, причинившее  существенный вред государственным  интересам или охраняемым законом  правам и интересам отдельных  граждан».

В теоретических работах  законодателем часто определение  рассматривается как недостаточно полное и точное и предлагаются иные, содержащие признаки, которых закон не упоминает.

Несмотря на некоторые  различия содержащиеся в определениях должностного преступления даваемых некоторыми авторами, опираясь и на закон, и на теорию, можно выделить ряд признаков, которые необходимы и достаточны для того, чтобы служить правильным ориентиром при квалификации преступлений данного рода:

1) нарушение обусловленных  служебным положением обязанностей.

Служебное положение или  должность в государственном  или общественном аппарате характеризуется  определенными обязанностями, направленными  на то, чтобы государственный или  общественный орган, в котором работает должностное лицо, выполнило поставленные перед ним задачи. Нарушение этих обязанностей причиняет вред государственным  или общественным интересам или  охраняемым законом правам и интересам  отдельных граждан. Одной из предпосылок  правильной квалификации должностных  преступлений, является установление во-первых: служебного положения субъекта, и во - вторых: обязанностей, которые обусловлены этим положением.

Как известно служебное положение  работника определяется либо законом, либо договором. Его не следует толковать  расширительно, в частности обосновывать существующий на некоторых предприятиях, в учреждениях и организациях практикой. Между тем, иногда следователи  и прокуроры, не знакомясь с уставами, инструкциями, положениями и другими  подзаконными актами, регламентирующими  служебное положение работника, трактуют его слишком широко, из кое-где существующей неправильной практики.

Когда определено служебное  положение лица, занимающего данную должность, следует выяснить круг прав и обязанностей вытекающих из служебного положения, должности. Эти обязанности, как правило закреплены в соответствующих актах. Это могут быть уставы, положения, а может быть приказ и договор. Судебной практике известны случаи, когда служебное положение неправильно трактуется, слишком широко и включает в себя такие действия, которые никому не дозволены или могут разрешаться законом лишь в особых обстоятельствах.

Вывод следует сделать  такой. Общественно опасное действие или бездействие в должностном  преступлении должно находится либо в непосредственной связи со служебной компетенцией должностного лица или выполняемых им определенных функций в сфере служебной деятельности, либо совершаться хотя и вне служебной деятельности, но исключительно благодаря служебному положению.

Судебная практика твердо стоит на той позиции, что общественно  опасные действия лица, совершенных  вне связи с его должностным  положением и не благодаря его  служебному положению, не могут классифицироваться как должностное преступление.

2) Причинение существенного  вреда

Этот признак должностного преступления относится к категории  оценочных, и поэтому при установлении его содержания допускаются определенные отклонения.

Первое, на что необходимо обратить внимание, - это то, что существенный вред может наносится всем сферам деятельности, как учреждений, предприятий, организаций так и деятельности граждан. Не следует, как это иногда допускается, отождествлять понятие существенного вреда с причинением значительного по своему размеру и характеру материального ущерба и требовать его выражения в деньгах. Материальный ущерб - лишь один из частых случаев последствий должностного преступления.

Анализ материалов судебной практики показывает, что существенный вред как последствие должностного преступления может выражаться в  подрыве престижа государственной  власти и управления; создание обстановки, при которой организации, учреждения и предприятия перестают выполнять  полностью или частично функции, для выполнения которых оно создано; в нарушении охраняемых законом  политических, трудовых, имущественных  и личных прав и интересов граждан.

Причинение существенного  вреда правам и интересам граждан  может выразится, например в пренебрежительном отношении к разрешению жалоб, проявления в этом деле волокиты, бюрократизма. О причинении вреда здоровью граждан вследствие нарушения противоэпидемии и санитарно гигиенических правил, установленных в целях предотвращения острых кишечно-желудочных и инфекционных заболеваний и т.д.

При установлении существенного  вреда важное значение имеют обстоятельства, такие как например, систематичность и длительность должностного преступления. В частности - какой вред признают существенным.

Этот вопрос решается в конечном счете в зависимости от конкретных особенностей уголовного дела с учетом всех обстоятельств в их совокупности. Так, например, на практике вред считается существенным, когда халатность должностного лица привела к созданию обстановки, позволившей антиобщественным элементам совершить хищение государственного или общественного имущества, заниматься взяточничеством или совершать иные преступления.

Что же касается решения  вопроса о непосредственном материальном ущербе в денежном исчислении, то в  ст. 164 ч.3 указано «существенный вред, если он заключается в причинении материального ущерба, считается  вред, который в 5-7 раз превышает  необлагаемые налогом минимальные  доходы граждан, а тяжкими последствиями  при тех же условиях, считается  вред, который в 25 и 2 раза превышает  не облагаемый налогом минимальный доход граждан ».

3) государственные и общественные  интересы.

Содержащийся термин «  государственные и общественные интересы »; которым наносится вред должностными преступлениями, представлен достаточно широким. Содержание его судя по судебной практике весьма велико.

Берутся во внимание как  интересы в пределах конкретного  подразделения - отдела, сектора, участка  производства и т.п., так и в  масштабах целой отрасли и  даже всей страны. По нашему мнению, как  правило, следует иметь в виду интересы того учреждения, предприятия  или объединения, отрасли, в которой  служит должностное лицо. Например, интересы торгового предприятия, производственного  объединения, министерства и т.д. Деятельности конкретного учреждения, предприятия  или организации можно причинить  материальный или нематериальный (политический, моральный) вред.

Можно выделить следующие  формы преступных последствий, наносящих  вред государственным или общественным интересам. Это: а) нарушение правил работы учреждения, или предприятия; б) причинению предприятию, учреждению имущественного ущерба; в) нарушение  общественного порядка; г) подрыв престижа представителей власти; д) затруднение  государственного органа осуществлять возложенные на него функции.

Если должностное лицо совершает действие входящее в компетенцию  других должностных лица того же ведомства, то причиняется вред интересам данного  учреждения. Когда должностное лицо совершает действия, входящие в компетенцию  др. должностного лица, другого ведомства, тогда причиняет вред интересам  этого ведомства и иногда интересам  учреждения в котором работает виновный.

Особо следует отметить возможности  причинения вреда общественному  порядку.

Субъектами наиболее часто  являются представители власти ОВД, когда представитель власти (работник милиции превышает свои полномочия в общественном месте, например путем  насилия над гражданами, применяя оружие, нанесение оскорблений, он безусловно нарушает общественный порядок). Однако в силу того, что должностное лицо совершает указанные действия в связи с предоставленными ему полномочиями и лишь благодаря занимаемой должности, они рассматриваются как должностные преступления, хотя имеют своим последствием наряду с нарушением деятельности компетентных органов власти или учреждения нарушение общественного порядка.

4) Охраняемые законом  права и интересы отдельных  граждан.

Вред правам и интересам  граждан может быть материальным и нематериальным. В зависимости  от характера непосредственного  объекта, которым причиняется вред, возможно сочетание материального  и нематериального вреда интересам  и правим граждан, (вред здоровью, выразившийся, например, в истязании, причинении тяжких телесных повреждений - последствия  материального характера, оскорбление  личного достоинства потерпевшего - действие нематериального характера). Во всех случаях это должны быть охраняемые законом, а равно иными  нормативными актами, права и интересы граждан. Широкий комплекс прав и  свобод граждан провозглашается  конституцией Украины. Охрана интересов  граждан предполагает охрану политических, жилищных, трудовых и т.д. интересов, а также их здоровье, свободы, достоинства и т.п. Причем особо тяжкой формой нарушения прав и интересов граждан является причинение вреда их здоровью, человеческому достоинству, ибо по своей природе такой вред невозможен.

Здесь необходимо сказать, что  когда на первый взгляд причинен вред только гражданину, это преступление всегда нарушает правильную деятельность того или иного учреждения или  организации, т.е. одновременно с нарушением охраняемых законом прав и интересов  граждан, нарушаются и интересы государства.

    1. Понятие специального субъекта преступления

Выделение составов преступлений со специальным субъектом - один из основных способов дифференциации уголовной  ответственности и наказания, определения  целенаправленности уголовной репрессии.

 В УК РСФСР 1960 г.  насчитывалось около 130 статей, в  которых для субъекта преступления, помимо общих обязательных признаков  (вменяемость и достижение возраста  уголовной ответственности), указан  ряд других качеств (признаков). В новом УК Российской Федерации  также содержится большое количество  статей об ответственности за  деяния со специальным субъектом.  Так, субъектом преступлений против  военной службы могут быть  только военнослужащие и военнообязанные,  призванные на военные сборы;  субъектом должностных преступлений - должностные лица и т.д. Такие  признаки называются дополнительными,  а субъект преступления, обладающий  ими, получил общепризнанное название "специальный субъект".

В научной литературе исследованию этой проблемы уделено значительное внимание. Однако не все вопросы  нашли должное разрешение.

Информация о работе Получение образцов для сравнительного исследования