Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 09:38, курсовая работа
Кардинальные изменения в экономической и политической жизни любого общества сопровождаются, как правило, негативными явлениями; в числе прочих к ним относятся рост преступности, возникновение ее новых видов, способов и форм совершения, коррупция государственного аппарата. Именно такую ситуацию переживает сегодня Россия, что и обусловило необходимость реформирования ее правовой системы.
Оглавление
Введение 3
1. Должностное преступление как преступление со специальным субъектом 5
1.1 Понятие должностного преступления 5
1.2 Понятие специального субъекта преступления 10
2. Субъекты должностных преступлений 17
2.1 Общая характеристика субъектов должностных преступлений 17
Заключение 21
Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК.
Первая категория - лица, отвечающие признакам, названным в примечании 1 к ст. 285. Они могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК.
Вторая категория - лица, занимающие государственные должности РФ. В соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК - это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры и т.д.). Перечень государственных должностей РФ содержится в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.
Третья категория - лица,
занимающие государственные должности
субъектов РФ. К ним в соответствии
с примечанием 3 к ст. 285 относятся
лица, занимающие должности, устанавливаемые
конституциями или уставами субъектов
РФ для непосредственного
Должностные лица - второй и третьей категорий могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.
Четвертая категория - лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления (мэр, префект). Они избираются на территории муниципального образования и наделяются полномочиями для решения вопросов местного значения.
Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.
Все категории должностных лиц, кроме специальных, должны обладать и общими признаками субъекта преступления (вменяемость, возраст).
Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть и иные лица.
Субъектом должностных преступлений признаётся лицо, обладающее наряду с обязательными признаками ещё и дополнительными, которые указываются в статьях уголовного кодекса и являются обязательными. Также следует отметить и значение специального субъекта. Во-первых, специальный субъект служит основанием для разграничения смежных составов. Во-вторых, служит основанием для отягчения либо смягчения ответственности.
На мой взгляд, такая категория субъекта, как специальный, необходима в уголовном праве. Так как эти лица обладают специальными полномочиями, занимают высокие должности. И в силу этого, у них увеличивается и ответственность.
Общая уголовная ответственность
по современному законодательству в
полном объеме наступает с 16-летнего
возраста, т. е. законодатель установил
безапелляционно границы
В этой связи возникает
необходимость указать в
Важная сторона проблемы
субъекта преступления – изучение
такого сложного вопроса в науке
уголовного права и криминологии,
как соотношение понятий «
В целях совершенствования и придания стабильности следственной и судебной практике по должностным преступлениям необходимо выработать более точные, логически вытекающие из закона определения субъектов данных преступлений. Это задача Пленума Верховного суда Российской Федерации.
Нормативно-правовые акты
"О федеральной программе
"Реформирование и развитие
системы государственной
Специальная научная и учебная литература
1 См.: Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 1960, С. 149.
2См.: Таций В.Я. Ответственность за хозяйственные преступления. Объект и система. Харьков, 1984. С. 108; Калякин Д.В. Субъект воинского преступления: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 10
3Орлов B.C. Субъект преступления. М., 1958. С. 138.
4См.: Владимиров В.А., Левицкий Г.А. Субъект преступления по советскому уголовному праву. М., 1964. С.
5 См.: Орымбаев Р. Специальный субъект преступления. Алма - Ата. 1977. С. 46.
6См.: Ковалев М.И. Некоторые вопросы перестройки и проблемы теории уголовного законодательства // Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Свердловск, 1989. С. 3.
Информация о работе Получение образцов для сравнительного исследования