Получение образцов для сравнительного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Кардинальные изменения в экономической и политической жизни любого общества сопровождаются, как правило, негативными явлениями; в числе прочих к ним относятся рост преступности, возникновение ее новых видов, способов и форм совершения, коррупция государственного аппарата. Именно такую ситуацию переживает сегодня Россия, что и обусловило необходимость реформирования ее правовой системы.

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
1. Должностное преступление как преступление со специальным субъектом 5
1.1 Понятие должностного преступления 5
1.2 Понятие специального субъекта преступления 10
2. Субъекты должностных преступлений 17
2.1 Общая характеристика субъектов должностных преступлений 17
Заключение 21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.36 Кб (Скачать файл)

Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в  гл. 30 УК.

Первая категория - лица, отвечающие признакам, названным в  примечании 1 к ст. 285. Они могут  быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК.

Вторая категория - лица, занимающие государственные должности  РФ. В соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК - это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат  Федерального Собрания РФ, федеральные  министры и т.д.). Перечень государственных  должностей РФ содержится в Реестре  государственных должностей федеральных  государственных служащих.

Третья категория - лица, занимающие государственные должности  субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст. 285 относятся  лица, занимающие должности, устанавливаемые  конституциями или уставами субъектов  РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы  краев, областей, депутаты законодательной (представительной) власти и т.д.).

Должностные лица - второй и  третьей категорий могут быть субъектами преступлений, предусмотренных  ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

Четвертая категория - лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления (мэр, префект). Они избираются на территории муниципального образования и наделяются полномочиями для решения вопросов местного значения.

Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

Все категории должностных  лиц, кроме специальных, должны обладать и общими признаками субъекта преступления (вменяемость, возраст).

Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. Организаторами, подстрекателями и  пособниками могут быть и иные лица.

 

Заключение

Субъектом должностных преступлений признаётся лицо, обладающее наряду с обязательными признаками ещё и дополнительными, которые указываются в статьях уголовного кодекса и являются обязательными. Также следует отметить и значение специального субъекта. Во-первых, специальный субъект служит основанием для разграничения смежных составов. Во-вторых, служит основанием для отягчения либо смягчения ответственности.

На мой взгляд, такая  категория субъекта, как специальный, необходима в уголовном праве. Так как эти лица обладают специальными полномочиями, занимают высокие должности. И в силу этого, у них увеличивается и ответственность.

Общая уголовная ответственность  по современному законодательству в  полном объеме наступает с 16-летнего  возраста, т. е. законодатель установил  безапелляционно границы верхнего предела, хотя, как показывает практика, а также теория уголовного права, этот вопрос решается по-разному. Дело в том, что за некоторые преступления, не оговоренные в законе, уголовная  ответственность наступает с 18 лет. Данное положение может иметь  место чаще всего, когда речь идет о специальном субъекте преступления. Так, например, в УК РФ 1996 г. достаточно много норм, в которых субъектом  преступления является должностное  лицо, а признаки его определены в примечании к ст. 285. Некоторые  преступления против государственной  власти, преступления против правосудия и порядка управления, преступления против военной службы и другие зачастую совершаются лицом, обладающим признаками специального субъекта.

В этой связи возникает  необходимость указать в уголовном  законе конкретный перечень норм, предусматривающих  наступление уголовной ответственности  с 18 лет. Вместе с тем от возраста преступников зависит и структура  совершаемых преступлений. А такие общественно опасные деяния, как убийство (ст. 105 УК РФ), различные формы хищений государственного имущества (кража, грабеж, разбой), причинение вреда здоровью (ст. 111—112 УК РФ), злостное и особо злостное хулиганство (ч. 2—3 ст. 213 УК РФ) и др., совершаются достаточно часто в 14—18-летнем и более старшем возрасте.

Важная сторона проблемы субъекта преступления – изучение такого сложного вопроса в науке  уголовного права и криминологии, как соотношение понятий «субъект преступления» и «личность преступника», которые порой отождествляются, что является методологической ошибкой. Методологической основой исследования данной проблемы является как углубленное  изучение самого преступного деяния на различных этапах развития нашего государства, так и совершенствование  уголовного законодательства в целях  более эффективной борьбы с преступностью.

В целях совершенствования  и придания стабильности следственной и судебной практике по должностным  преступлениям необходимо выработать более точные, логически вытекающие из закона определения субъектов  данных преступлений. Это задача Пленума  Верховного суда Российской Федерации.

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.06.2012)
  3. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010, с изм. от 06.12.2011) «О системе государственной службы Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  6. Указ Президента РФ от 19.11.2009 N 1311 «Об утверждении перечня соответствия отдельных государственных должностей федеральной государственной службы и государственных должностей федеральных государственных служащих должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым исчисляется размер пенсии за выслугу лет»
  7. Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261 (ред. от 12.01.2010)

"О федеральной программе  "Реформирование и развитие  системы государственной службы  Российской Федерации (2009 - 2013 годы)"

 

Специальная научная  и учебная литература

 

  1. Аслаханов А.Д. Особенности российской коррупции. – М.: Право, 2008. 446 с.
  2. Бугаевская Н.В. Должностное лицо как субъект преступления. Автореф. дис…канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С.15
  3. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы РФ. – М., 2007. 365 с.
  4. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1: Учение о преступлении. Учебник для вузов / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой. - М., 2003.
  5. Образцов В.А. Криминалистическая классификация преступлений. – Красноярск, 2006.
  6. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. - М., 2005.
  7. Прудников В.В. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (уголовно-правовые санкции): Монография. - Краснодар, 2003.
  8. Рогов В.А. История государства и права России. М., Инфра-М. 2007. 288 с
  9. Хабибуллин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения// Журнал российского права", 2007, № 2
  10. Шнитенков А.В. Корыстная заинтересованность при злоупотреблении должностными полномочиями // Уголовный процесс. - М.; Изд. Дом «Арбитражная практика», 2006. - № 12.
  11. Яни П.С. Взяточничество и должностное злоупотребление: уголовная ответственность. - М., 2002

1 См.: Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 1960, С. 149.

2См.: Таций В.Я. Ответственность за хозяйственные преступления. Объект и система. Харьков, 1984. С. 108; Калякин Д.В. Субъект воинского преступления: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 10

3Орлов B.C. Субъект преступления. М., 1958. С. 138.

4См.: Владимиров В.А., Левицкий Г.А. Субъект преступления по советскому уголовному праву. М., 1964. С.

5 См.: Орымбаев Р. Специальный субъект преступления. Алма - Ата. 1977. С. 46.

6См.: Ковалев М.И. Некоторые вопросы перестройки и проблемы теории уголовного законодательства // Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Свердловск, 1989. С. 3.

 


Информация о работе Получение образцов для сравнительного исследования