Понятие и показатели качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

Качество – это философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в III в. до н. э., который под качеством понимал различие между предметами по признаку «хороший – плохой».
Существует, например, философское определение качества, данное Гегелем: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Известный японский ученый К. Исикава под качеством понимал свойство, реально удовлетворяющее потребителей.

Файлы: 1 файл

суббота реферат осн часть.docx

— 43.53 Кб (Скачать файл)

В первой половине 1970-х гг. в результате совместного научно-производственного  эксперимента предприятий Львовской  области, ВНИИ стандартизации Госстандарта СССР и научно-производственного  объединения «Система» была разработана  и прошла апробацию КС УКП. В 1975 г. на передовых предприятиях Львовской области появились комплексные системы управления качеством продукции. Основной целью КС УКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники.

Данная цель достигается  за счет:

  • создания и освоения новых высококачественных видов продукции;
  • своевременной постановки на производство новой продукции;
  • снятия с производства морально устаревшей продукции;
  • улучшения показателей качества выпускаемой продукции путем ее совершенствования и модернизации.

В данной системе организация  работ по качеству осуществляется путем  формирования функций и задач  управления качеством, их тщательного  и скоординированного распределения  между органами управления предприятием.

В связи с внедрением на предприятиях КС УКП получили развитие группы качества, на предприятиях и  в объединениях стали разрабатываться  программы качества, вводилась аттестация продукции, получила широкое развитие сеть головных и базовых организаций, а также сеть учреждений по повышению  квалификации специалистов в области  управления качеством продукции.

За десятилетие с помощью  КС УКП удалось изготовить и успешно  реализовать конкурентоспособную  продукцию, повысить удельный вес продукции  высшей категории качества, значительно  сократить потери от брака и рекламаций. Вместе с тем на многих предприятиях при создании систем управления качеством  нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело  к формализму в этой работе и по существу к отсутствию системы. В  качестве основной причины появления  такой ситуации можно назвать  экономическую незаинтересованность предприятий в повышении качества продукции.

В настоящее время наиболее передовой опыт в области качества продукции и применении системного подхода в управлении качеством  продукции накоплен в разных фирмах промышленно развитых стран.

В истории развития системного подхода управления качеством можно  выделить пять этапов:

  • качество продукции как соответствие стандартам; качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов;
  • качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям;
  • качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих;
  • качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих.

Начало формированию системного подхода управления качеством в  США заложила система Тейлора. Она  включала понятия верхнего и нижнего  пределов качества, поля допуска, вводила  такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры (проходные  и непроходные калибры).

Кроме того, с целью обеспечения  успешного функционирования системы  Тейлора обосновывалась необходимость  введения независимой должности  инспектора по качеству. Основу мотивации  составляла система штрафов за дефекты  и брак, а также увольнение работника. Система обучения сводилась к  профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным  оборудованием.

Таким образом, все отмеченные выше особенности системы Тейлора  делали ее системой управления качеством  каждого отдельно взятого изделия. Однако вскоре стало ясно, что поскольку  любое производство – это прежде всего процесс, то и управлять  надо процессами.

Второй этап формирования системного подхода управления качеством  – внедрение статистических методов  контроля качества. Появились контрольные  карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования  техпроцессов. В 1924 г. была создана группа под руководством доктора Р.Л. Джонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Это были контрольные карты, выполненные В. Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные X. Доджем и X. Ромигом. Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими. Возникла новая специальность – инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т. п. Таким образом, акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.

В результате внедрения на предприятии вышеперечисленных  новшеств происходит процесс усложнения мотивации труда. К профессиональному  обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования  и контроля.

Третий этап формирования системного подхода управления качеством  связан с выдвижением концепции  тотального (всеобщего) управления качеством, автором которой был американский ученый А. Фейгенбаум. Им была разработана модель системы управления качеством продукции. Модель Фейгенбаума – это треугольник с боковыми сторонами, разделенными на пять частей горизонтальными линиями, каждая часть в свою очередь подразделяется вертикальными линиями, что образует в общей сложности во всех пяти частях 17 функций (участков), в основу которых практически положен только контроль качества продукции.

На этом этапе появились  документированные системы качества, устанавливающие ответственность  и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства  предприятия, а не только специалистов служб качества. Больше внимания в  мотивации стало уделяться человеческому  фактору, т. е. увеличивалось значение морального стимулирования.

Главными мотивами качественного  труда были признаны работа в коллективе, признание достижений коллегами  и руководством, забота фирмы о  будущем работника, его страхование  и поддержка его семьи. Более  серьезными стали требования к качеству в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

В 1970–1980 гг. на смену системе тотального управления качеством приходит система тотального менеджмента качества, с формированием которой связан четвертый этап развития систем управления качеством.

Система тотального менеджмента  качества является комплексной системой, ориентированной на постоянное повышение  качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основной лозунг системы тотального менеджмента качества базируется на принципе: улучшению нет предела.

Применительно к качеству действует целевая установка  – стремление к отсутствию дефектов, к затратам – отсутствие непроизводительных затрат, к поставкам – точно  в срок. При этом осознается, что  достичь данных пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых  результатах.

Одной из ключевых особенностей системы является использование  коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в повышении качества продукции всего коллектива. В  этот же период в США были изданы две монографии Э. Деминга: «Качество, производительность и конкурентоспособность» и «Выход из кризиса». В них изложена философия Деминга, знаменитые «14 пунктов», которые легли в основу всеобщего (тотального) качества.

Таким образом, главной целевой  установкой систем качества, построенных  на основе стандартов ИСО серии 9000, было обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление  ему доказательств в способности  предприятия сделать это, что  являлось несомненным плюсом данной системы. Однако к отрицательным  сторонам последней можно отнести  слабо выраженную целевую установку  на экономическую эффективность.

Развитие пятого этапа  формирования системного подхода управления качеством начинается в 1990-е гг. В  данный период происходит усиление влияния  общества на предприятия, а предприятия  стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению  стандартов ИСО 14 000, устанавливающих  требования к системам менеджмента  с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14 000 становится не менее  популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000.

Усиливается внимание руководителей  предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

В 1990 г. Большая тройка американских автомобильных компаний разработала стандарт OS-9000 «Требования к системам качества». Несмотря на то что он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.

Основным достижением  этого этапа формирования системного подхода управления качеством стало  внедрение стандартов ИСО 14 000 и OS-9000.

Стандарт – нормативный  документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующийся  отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или представителем), в котором  могут устанавливаться для всеобщего  и многократного использования  правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который  направлен на достижение оптимальной  степени упорядочения в конкретной области.

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники  и практическом опыте и направлены на достижение оптимальной пользы для  общества.

Нормативные документы по стандартизации в РФ подразделяются на следующие категории:

  • государственные стандарты РФ – ГОСТ Р;
  • отраслевые стандарты – ОСТ;
  • технические условия – ТУ;
  • стандарты предприятия и объединения – СТП;
  • стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

В зависимости от специфики  объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих  видов:

  • стандарты основополагающие;
  • стандарты на продукцию, услуги;
  • стандарты на процессы;
  • стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

В зависимости от масштабности распространения стандартов они  подразделяются на:

  • национальные – стандарты, принятые национальным органом по стандартизации одной страны;
  • региональные – стандарты, принятые региональной международной организацией по стандартизации;
  • межгосударственные – стандарты, принятые государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемые ими непосредственно;
  • международные – стандарты, принятые Международной организацией по стандартизации (ИСО).

Отличительными особенностями  российской системы по стандартизации являются: максимальное сближение требований отечественных и международных  стандартов; сохранение обязательности требований государственных стандартов лишь к той части показателей, которые во всем мире подлежат законодательному регулированию (например, показателей  безопасности для человека и окружающей среды).

Конкурентоспособность предприятия: понятие, факторы и  резервы

Повышение уровня конкурентоспособности  предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и  элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения  во многом зависит качество воспроизводственных  процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и  последующий экономический рост.

Необходимо различать  понятия конкурентоспособность  предприятия и конкурентоспособность  продукции.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.

Под конкурентоспособностью товара подразумевается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Основные отличия данных понятий заключаются в следующем:

  • конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);
  • оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель;
  • конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный.

Под факторами конкурентоспособности  можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической  жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной  величины затрат на производство, а  в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы воздействуют как в сторону  повышения конкурентоспособности  предприятия, так и в сторону  ее уменьшения.

Информация о работе Понятие и показатели качества продукции