Понятие, содержание, роль и задачи экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Термин "анализ" происходит от греческого слова "analyzis", что в переводе означает "разделяю", "расчленяю". Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

Содержание работы

Введении………………………………………………………………………………………….3
1. Роль экономического анализа в управлении предприятием и его содержание…………...5
2. Основные положения теории экономического анализа на предприятии………………….8
3. Методология и методика экономического анализа…………………………………………9
4. Методы и приемы проведения экономического анализа………………………………….11
5. Конечные организационные цели экономического анализа……………………………...12
6. Объекты и предметы экономического анализа…………………………………………….13
7. Основные составляющие экономического анализа……………………………………..…14
Заключение…………………………………………………………………………………...…16
Список литературы……………………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Международный банковский институт

Кафедра бухгалтерского учета, анализа  и статистики

 

 

 

 

 

Реферат

по теории экономического анализа

Тема: “ Понятие, содержание, роль и задачи экономического анализа ”

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент (ка)____уч. группы

___________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель: уч. степень  и звание

___________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

 

Содержание

 

 

Введении………………………………………………………………………………………….3

1. Роль экономического анализа в управлении предприятием и его содержание…………...5

2. Основные положения теории экономического анализа на предприятии………………….8

3. Методология и методика экономического анализа…………………………………………9

4. Методы и приемы проведения экономического анализа………………………………….11

5. Конечные организационные цели экономического анализа……………………………...12

6. Объекты и предметы экономического анализа…………………………………………….13

7. Основные составляющие экономического анализа……………………………………..…14

Заключение…………………………………………………………………………………...…16

Список литературы……………………………………………………………………………..17

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Термин "анализ" происходит от греческого слова "analyzis", что в переводе означает "разделяю", "расчленяю". Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

     Вместе с тем нужно заметить, что многочисленные явления и процессы окружающей среды не могут быть осмыслены только с помощью анализа. Довольно часто возникает потребность использования других способов, соответствующих человеческому мышлению. Наиболее близок к анализу в этом смысле синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета, соединяет их в единое целое. Современная диалектика исходит из единства анализа и синтеза как научных методов изучения реальности. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение явлений во всесторонней диалектической связи.

     Таким образом, под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

     В науке и на практике применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и др. Они отличаются объектами, целями и методикой исследования. Экономический анализ в отличие от физического, химического и прочих относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений, где невозможно использовать ни микроскопы, ни химические реактивы, где то и другое должна заменить сила абстракции.

     Развитие производительных сил, производственных отношений, наращивание объемов производства, расширение обмена содействовали выделению экономического анализа как самостоятельной отрасли науки.

     Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

     Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название экономического анализа хозяйственной деятельности (ЭАХД). Возникновение экономического анализа как средства познания сущности экономических явлений и процессов, по последним данным ученых, относят к 4000 году до новой эры. Его становление и развитие связывают непосредственно с возникновением и развитием бухгалтерского учета и балансоведения.   Однако свое теоретическое и практическое развитие он получил в эпоху развития капиталистических отношений, а именно во второй половине XIX в. Обособление анализа хозяйственной деятельности в специальную отрасль знаний произошло несколько позже – в первой половине XX в.

     Становление ЭАХД обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отрасли знаний.

     Во-первых, это удовлетворение практической потребности. Она возникла в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчеты, прикидки в памяти, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях крупных производственных единиц. Таким образом, без комплексного всестороннего ЭАХД стало невозможно управлять сложными экономическими процессами и принимать оптимальные решения.

      Во-вторых, это связано с развитием экономической науки вообще. Как известно, с развитием любой науки происходит дифференциация ее отраслей. Экономический анализ хозяйственной деятельности сформировался в результате дифференциации общественных наук. Раньше функции экономического анализа (когда они были сравнительно не такими весомыми) выполняли балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования.      Однако для обоснования текущих и пятилетних планов экономического и социального развития предприятий появилась потребность в комплексном всестороннем исследовании деятельности предприятий. Вышеназванные науки уже не могли обеспечить все запросы практики. Возникла необходимость выделения ЭАХД в самостоятельную отрасль знаний.   В дальнейшем роль экономического анализа возрастала соответственно интерес к нему заметно возрос. Анализ стал важным средством планового управления экономикой предприятия, выявления резервов повышения эффективности производства.

 

1. Роль экономического анализа в управлении предприятием и его содержание

 

     В условиях развивающейся рыночной экономики проблемы комплексного анализа условий и факторов, а также выработки на их основе эффективных управленческих решений приобрели особо важное значение. Комплексный анализ и последующая разработка на его основе бизнес-плана в условиях конкурентной рыночной среды позволяет менеджерам предприятия решать следующие задачи:

-получить доступ к новым источникам прибыли и тем самым укрепить и интернационализировать свой бизнес, несмотря на возрастающее давление и конкуренцию со стороны открытого мирового рынка, государства и организаций, выпускающих аналогичную продукцию;

-в неблагоприятный период использовать комплексный анализ и бизнес-планирование как способы выживания в конкурентной борьбе.

     В противном случае предприятие потерпит банкротство, а его персонал пополнит отряд безработных.

     В условиях рынка любое предприятие стоит перед дилеммой: либо оно на основе комплексного экономического анализа сможет организовать такое управление хозяйственной деятельностью, которое позволит ему не только выжить в условиях конкуренции, но и организовать жизнеспособный и прибыльный бизнес, либо рано или поздно конкуренты захватят его рынки сбыта и предприятие прекратит свое существование.

     В настоящее время предприятие можно рассматривать как открытую рыночную социально-экономическую и организационно-технологическую систему, испытывающую воздействие множества самых разнообразных факторов, как внешних (воздействие рыночной среды), так и внутренних, обусловленных хозяйственной деятельностью самого предприятия. Следует отметить, что постановка анализа и управления на российских предприятиях с точки зрения рыночных принципов и критериев не соответствует требованиям современного этапа развития экономики. Основной причиной такого положения, как показывает практика работы российских предприятий, является отсутствие комплексного экономического анализа, основанного на рыночных критериях и принципах. Сила инерции в проведении анализа и планирования, базирующихся на старых командно-административных принципах, продолжает доминировать на большей части российских предприятий. На плановых совещаниях в основном решаются ежедневные, текущие или максимум месячной продолжительности локальные задачи, делаются попытки исправить проблемы, которые уже возникли.

     Переход к комплексному экономическому анализу и бизнес-планированию, основанных на рыночных принципах, диктуется необходимостью быстрейшего восстановления конкурентоспособности и признания российских промышленных предприятий странами Всемирной торговой организации (ВТО) и мировой рыночной системой в целом. Система комплексного анализа и управления, разработанная на основе рыночных принципов, является мощным, но одновременно и весьма дорогостоящим средством. Однако получаемая выгода от ее использования существенно перекрывает произведенные затраты.

     В условиях социалистического централизованного планирования все предприятия должны были выполнять плановые задания, «спущенные сверху» Госпланом СССР, плановыми органами министерств, ведомств и т.д. Таким образом, социалистическое предприятие могло строить свою экономическую стратегию и тактику в жестких рамках заданного планово-аналитического формата, установленного вышестоящими организациями. Всякое отклонение от утвержденных государственных плановых заданий рассматривалось как нарушение планов развития предприятия.

     В условиях рынка каждое предприятие должно анализировать свое экономическое поведение троить свои экономические стратегию и тактику исходя из модели поведения внешних рыночных субъектов: покупателей, поставщиков, налоговых органов и т.д.

     Таким образом, комплексный экономический анализ в рыночных условиях, на основе которого принимаются управленческие решения, превратился для предприятия в средство существования. Анализ и исследования в первую очередь проводятся по внешним направлениям и условиям. Основная цель при этом – выявить возможности для увеличения доходов и прибыли, а также устранить потенциальные угрозы и опасные тенденции со стороны рыночного пространства. В наборе и учете условий, факторов комплексного анализа произошло смещение центра тяжести в первую очередь на анализ внешних стратегических зон деятельности (СЗД), где сосредоточены покупатели, продавцы, фирмы-конкуренты и т.д., от поведения которых зависит судьба данного предприятия. Для эффективного проведения комплексного экономического анализа и управления отобранными стратегическими зонами деятельности на предприятии создаются центры комплексного анализа и управления (ЦКАУ).

     Борьба между предприятиями за лидерство на товарно-сырьевых и фондовых рынках вызывает непрерывное соперничество в сферах развития технологии производства, исследовательских работ, увеличения рынков сбыта, масштабов производства, интернационализации бизнеса. Эти обстоятельства, в свою очередь, требуют изучения и использования современных методов комплексного экономического анализа, основанных на рыночных принципах и критериях.

     В промышленно развитых странах мира с рыночной экономикой еще в 1970-х гг. стал превалировать новый подход, суть которого сводилась к тому, что обеспечение нового экономического роста возможно только на основе комплексного анализа и управления производством. Проведение комплексного анализа показывает, что на разных фазах жизненного цикла спроса и технологии действуют разные условия и факторы, поэтому классические формы и методы локального анализа и планирования, используемые на всех фазах жизненного цикла, не дают должного эффекта. Другим важным моментом при проведении анализа и менеджмента являются психологические установки, когда старые, набившие оскомину термины и характеристики порождают старые представления об управлении производством.

     Начальный этап комплексного анализа и управления связан с анализом рыночного пространства, его эффективной сегментацией (разбивкой) СЗД по видам покупателей, которым нужны определенные товары с конкретными функциональными характеристиками, и по конкретным ценам.

     Комплексный анализ предшествует и способствует разработке более эффективного бизнес-плана развития предприятия. Процесс проведения комплексного анализа должен быть логично развернут по этапам, иметь методическое обоснование, номенклатуру синтетических, аналитических формул абсолютных и относительных показателей, измеряющих в динамике экономическое развитие предприятия. Комплексному экономическому анализу должны быть подвергнуты все стороны экономической деятельности, а также уело Факторы и резервы экономического роста предприятия. Комплексный, системный подход к анализу деятельности предприятия как самостоятельного рыночного субъекта необходим и на стадии предплановой подготовки, когда проводится ретроспективный анализ работы предприятия за прошлый период с целью выявления его фактического экономического состояния и получения информации для разработки бизнес-планов на будущий срок. Он также необходим для осуществления систематического контроля за ходом выполнения плановых заданий, выявления «узких» мест, недостатков, положительных достижений, внесения необходимых корректировок в стратегические и оперативные рабочие планы.

     Комплексный экономический анализ нельзя рассматривать только как всесторонний анализ, т.е. как анализ всех сторон производственно-экономической деятельности предприятия. Это является необходимым, но недостаточным элементом проведения комплексного анализа и означает формальный подход к проведению комплексного анализа, который несовместим с работой предприятия, работающего в условиях рыночной конкуренции. В практике работы предприятий основным недостатком является то, что комплексный анализ представляется как простая сумма данных, полученных в результате анализа отдельных сторон экономической деятельности предприятия. Проведенный всесторонний анализ требует дальнейшего развития и дополнения, т.е. учета системных связей между условиями, факторами и показателями, их взаимообусловленности и направленности действия.

Информация о работе Понятие, содержание, роль и задачи экономического анализа