Понятие, содержание, роль и задачи экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Термин "анализ" происходит от греческого слова "analyzis", что в переводе означает "разделяю", "расчленяю". Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

Содержание работы

Введении………………………………………………………………………………………….3
1. Роль экономического анализа в управлении предприятием и его содержание…………...5
2. Основные положения теории экономического анализа на предприятии………………….8
3. Методология и методика экономического анализа…………………………………………9
4. Методы и приемы проведения экономического анализа………………………………….11
5. Конечные организационные цели экономического анализа……………………………...12
6. Объекты и предметы экономического анализа…………………………………………….13
7. Основные составляющие экономического анализа……………………………………..…14
Заключение…………………………………………………………………………………...…16
Список литературы……………………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

     Роль комплексного экономического анализа в управлении предприятием приобретает все возрастающее значение в силу интернационализации бизнеса в мировом рыночном пространстве. Конкуренция в эпоху массового рыночного производства и массового потребления, когда НИОКР проводятся в промышленно развитых странах, а сборочные конвейеры открываются в Китае и других странах Юго-Восточной Азии, обусловила то, что внимание в проведении комплексного экономического анализа с производственной стадии переместилось на маркетинговый анализ рыночного пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные положения теории экономического анализа на предприятии

 

     Теория экономического анализа и бизнес-планирования развития предприятия в условиях рыночной системы как наука основывается на следующих принципиальных положениях.

     Организация (предприятие) рассматривается как свободный и юридически самостоятельный субъект рыночной экономики, полностью отвечающий за результаты своей экономической деятельности.

     Предприятие рассматривается как многоцелевой центр (экономических, финансовых, исследовательских, технологических, юридическо-правовых и других целей), существующий и выживающий под управлением крепкой и сильной команды аналитиков и планировщиков в непрерывно изменяющемся конкурентном рыночном пространстве.

     Объект и предмет исследования всегда находятся в единстве, противоречиях и непрерывном развитии и изменении.

     Экономические категории и показатели подвергаются сложным, многоплановым и разнонаправленным действиям социальных, экономических, финансовых и других направлений, факторов-векторов, условий и резервов.

     Между показателями существуют скрытые и явные причинно-следственные зависимости и соподчиненности.

     Между явлениями, условиями и факторами существуют единство и борьба противоположных течений и направлений.

     Количественное развитие экономических явлений, условий, факторов и показателей может перейти в новое качественное состояние – прогресс (например, предприятие за прошлый период получило убыток в размере 10 млн. руб., а за следующий отчетный период – 10 млн. руб. прибыли) и, наоборот, – регресс (предприятие снова получило убыток в 10 млн. руб.).

     Учет в экономических процессах жизнедеятельности предприятия закона отрицания, например, каким бы новым ни был метод технико-экономического анализа и планирования, но он не может существовать вечно, так как наука развивается «отрицая свои прошлые достижения».

      Каждое новое зарождающееся явление в методологии и методике анализа и планирования проходит в своем развитии минимум три этапа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методология и методика экономического анализа

 

     Под методологией экономического анализа и бизнес-планирования следует понимать комплексный подход к исследованию явлений, когда определяются:

  • миссия, стратегические цели, принципы, задачи, категории, показатели;
  • возможные методы анализа, прогнозирования, планирования 
    финансово-экономического развития предприятия;
  • субъекты и объекты;
  • актуальность и необходимость анализа и планирования;
  • предметы и границы анализа;
  • логика и этапы разработок с определением ответственных исполнителей, сроков сдачи результатов анализа и бизнес-планирования;
  • опорные, начальные позиции;
  • нормативно-методическое и документальное обеспечение всех 
    этапов анализа.

      Важнейшей особенностью методологии экономического анализа и бизнес-планирования является единство следующей триады:

  • предплановая подготовка, связанная со сбором и формированием информационной базы данных для разработки будущего бизнес-плана;
  • проведение ретроспективного анализа и выявление фактического финансово-экономического положения предприятия;
  • разработка комплексного бизнес-плана и мониторинг его выполнения.

      Методика – один из основных разделов методологии анализа и планирования финансово-экономического развития предприятия –  связана с использованием совокупности конкретных приемов, способов, аналитических формул, моделей, сценариев развития, инструкций, положений, в которых содержатся конкретные рабочие документы аналитических расчетов и решений.

       Если методология является в основном единой для предприятий разных отраслей народного хозяйства, то методики, учитывающие продуктово-отраслевые и другие особенности производства (например, методики анализа и планирования предприятий машиностроения и нефтегазового хозяйства), будут существенно отличаться друг от друга. В методиках проведения экономического анализа и бизнес-планирования на предприятиях разных отраслей могут быть использованы одни и те же принципы построения таблиц, диаграмм, графиков, оценок эффективности, пояснительных записок, учетных форм, но с точки зрения информативной содержательности они будут существенно различаться.

      На выбор методики также оказывают влияние стратегические цели предприятия.   Выбор стратегической цели в форме максимизация прибыли предполагает минимальные выплаты заработной платы и дивидендов на акции, что часто приводит к социальным конфликтам между правлением и персоналом предприятия. Таким образом, здесь важно отметить, что выбор цели в форме максимизации прибыли является краткосрочной внутренней целью, которая уже содержится в цели по максимизации акционерной собственности. Прибыль является не целью, а средством достижения цели – максимизации акционерной собственности, которая наиболее гармонично охватывает многоплановую деятельность предприятия. Очень часто затраты в крупные инвестиционные проекты (например, закупки новых технологических линий, строительство новых заводов, цехов) приносят в первые годы убытки, и только через определенное время затраты сравниваются с доходами, после чего предприятие начинает регулярно получать устойчивую высокую прибыль.

      Высокоразвитые крупные компании, планирующие свою работу с позиции максимизации акционерной собственности и имеющие высокие доходы, ставят более высокие целы – социально-бихевиористическую ответственность перед своими покупателями, обществом и персоналом. Правление предприятия знает, что каждый его сотрудник желает получать достойную заработную плату, комфортные условия труда, различного вида социальные выплаты. Кроме того, правление предприятия создавая различные благотворительные фонды, например фонд помощи безработным в своем городе, заботится о безопасных условиях труда, экологической чистоте окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методы и приемы проведения экономического анализа

 

      К методам и рабочим приемам проведения экономичекого анализа следует отнести метод сравнения факторов и показателей деятельности предприятия, методы сводки аналитических данных и их группировки, метод абсолютных и относительных величин, методы среднеарифметических и среднегеометрических показателей, а также построение рядов динамики, базисных и цепных индексных моделей, цепные подстановки.

      Метод сравнения факторов и показателей деятельности предприятия реализуется в следующих видах: сравнение отчетных показателей с плановыми, сравнение фактических показателей за прошлые периоды, межцеховое и межзаводское сравнение, сравнение показателей предприятия со среднеотраслевыми показателями внутри страны и на международном уровне.

      Методы сводки аналитических данных и их группировки, использование абсолютных и относительных величин, среднеарифметических и среднегеометрических показателей позволяют выявить основную тенденцию развития предприятия, размахи вариации показателей во времени. Чем выше размахи вариации рассматриваемых показателей, тем выше и связанные с ними риски. Отметим также такие приемы, как построение рядов динамики, базисных и цепных индексных моделей, позволяющих выявить фактические темпы роста и прироста анализируемых показателей и сравнить их с плановыми показателями. Другим важным приемом являются цепные подстановки, суть которых заключается, например, в замене планового показателя фактическим с последующим сравнением полученных данных. Если плановую выручку представить как произведение плановой цены единицы изделия и планового количества продаж с последующей заменой на показатель фактического количества продаж, то полученная разница между показателями будет характеризовать влияние изменения количества проданных изделий на общий размер выручки. Необходимо также отметить методы элиминирования, экстра- и интерполяции, балансовый метод, сплошные и выборочные наблюдения, графические изображения структуры и динамики развития показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Конечные организационные цели экономического анализа

 

      К конечным организационным целям экономического анализа на предприятии, работающем в рыночных условиях, следует отнести:

  • сбор маркетинговой и внутренней производственной экономической информации от филиалов, дочерних компаний, представительств, цехов, других подразделений, их анализ и определение фактического экономического положения предприятия в рыночном пространстве;
  • проведение аналитической предплановой подготовки и формирование информационной базы данных для разработки бизнес-плана предприятия;
  • выявление фактических недостатков, негативных сторон, отрицательных факторов, показателей и тенденций в экономическом развитии предприятия за прошлый период;
  • разработка мероприятий по ликвидации негативных явлений или уменьшению отрицательных показателей;
  • расчет потенциальных возможностей для экономического роста предприятия.

      Существенным моментом комплексного экономического анализа является своевременность и точность исходных данных, правильность выбранных главных направлений, предметов и объектов анализа. От этого в конечном итоге зависит, правильные или неправильные рекомендации и предложения по улучшению экономического положения предприятия будут разработаны. Особенно это важно при принятии неотложных управленческих решений и разработке бизнес-планов.

      В условиях рыночных отношений, жесткой конкуренции задачей экономического анализа является правильный выбор приоритетных направлений, факторов и резервов. Например, при падающих объемах продаж продукции в первую очередь необходим анализ рынков сбыта, спроса покупателей, ценообразования на продукцию и т.д. Выявление главных факторов и резервов роста ключевых экономических показателей, в частности таких, как прибыль или доходы, будет способствовать созданию конкурентоспособного бизнес-плана. Свои показатели при этом необходимо сравнивать с аналогичными данными основных предприятий-конкурентов.

      На основе стратегических целей, задач экономического анализа и базы данных разрабатывается информационная модель, составляются общие и локальные схемы анализа экономических показателей предприятия, разрабатываются классификаторы факторов по основным направлениям – трудовым, материальным, финансовым. На следующем этапе на основе классификаторов формализуются связи между факторами, составляются схемы анализа факторов и показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Объекты и предметы экономического анализа

 

      Объектами экономического анализа и бизнес-планирования могут быть отдельные участки, отделы, цеха, предприятия, производственные объединения, ведомства, отрасли или экономика страны в целом.

      Предметом анализа являются финансово-экономическая деятельность предприятия в целом, отдельные финансово-экономические операции или комплекс производственно-технологических операций предприятия, связанных с производством и реализацией продукции, различные условия, направления, категории и показатели.

Формы и виды экономического анализа могут меняться в зависимости  от рассматриваемых объектов и предметов анализа, например стратегических зон деятельности предприятия (СЗД), филиалов, цехов, видов товаров.

      Экономический анализ проводится по материалам прошлых бизнес-планов, когда полученные фактические данные сравниваются с, плановыми показателями. При этом важно подготовить нормативную базу – систему экономических нормативов, которая значительно снижает трудоемкость планово-аналитических расчетов.

      Анализ и управление экономикой предприятия невозможны без системы контроллинга выполнения заданий бизнес-плана. Осуществление контрольных операций, проведение ревизий, проверок выполнения установленных плановых заданий производится на основе экономического анализа.

      С другой стороны, важная роль комплексного экономического анализа состоит в определении и установлении реальных плановых заданий, которые смогут выполнить сотрудники предприятия. В противном случае установление неправильных, чрезмерно высоких плановых заданий и их невыполнение оказывает отрицательное психологическое воздействие на исполнителей. Бизнес-план перестает мотивировать, стимулировать персонал к высокоэффективной деятельности. Принятию эффективного бизнес-плана и желанию его качественного выполнения способствует установление внешнего и внутреннего вознаграждения сотрудников за хорошую работу. Внешнее вознаграждение – повышение оплаты труда, повышение по службе, моральные поощрения – предоставляются администрацией организации. Внутреннее вознаграждение – удовлетворенность результатами своего труда, престиж, успех и признание коллег по работе – ведут к росту социального статуса сотрудника в коллективе.

Информация о работе Понятие, содержание, роль и задачи экономического анализа