Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:27, контрольная работа
Функционально-стоимостной анализ (ФСА, Activity Based Costing, АВС) - метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, в основе которого лежит использование функций и ресурсов, задействованных в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также в обеспечении качества.
Примеры применения функционально-стоимостного (ФСА) анализа на различных предприятиях.
Что такое ФСА
Функционально-стоимостной анализ (ФСА, Activity Based Costing, АВС) - метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, в основе которого лежит использование функций и ресурсов, задействованных в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также в обеспечении качества.
Наиболее
широко ФСА в настоящее время
применяется для технических
объектов-изделий, их частей и деталей,
оборудования, технологических процессов
производства. Основная цель анализа
при этом — выявление резервов
снижения затрат на исследования и
разработки, производство и эксплуатацию
рассматриваемых объектов. Кроме
конструирования и технологии технических
объектов, а поле деятельности ФСА
в настоящее время включаются
организационные и
Метод ФСА разработан как "операционно-ориентированная" альтернатива традиционным финансовым подходам. В частности, в отличие от традиционных финансовых подходов метод ФСА:
В основе применения метода ФСА лежит разработка и применение на практике ФСА-моделей. Цель создания ФСA-модели для совершенствования деятельности предприятий - достичь улучшений в работе предприятий по показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Проведение расчетов по ФСА-модели позволяет получить большой объем ФСА-информации для принятия решения. При этом данная информация, особенно взаимосвязи отдельных ее элементов для лиц, принимающих решения являются, как правило, неожиданными. Полученная информация позволяет обосновывать и принимать решения в процессе применения таких методов совершенствования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как:
Как правило ФСА-информация представляется в виде системы стоимостных и временных показателей, показателей трудоемкости и трудозатрат, а также относительных показателей, характеризующих эффективность деятельности центров ответственности на предприятии.
Систему показателей можно использовать как для текущего (оперативного) управления, так и для принятия стратегических решений. На уровне оперативного управления информацию из ФСА-модели можно применять для формирования рекомендаций по увеличению прибыли и повышению эффективности деятельности предприятия. На стратегическом - помощь в принятии решений относительно реорганизации предприятия, изменения ассортимента продуктов и услуг, выхода на новые рынки, диверсификации и т.д. ФСА-информация показывает, как можно перераспределить ресурсы с максимальной стратегической выгодой, помогает выявить возможности тех факторов (качество, обслуживание, снижение стоимости, уменьшение трудоемкости), которые имеют наибольшее значение, а также определить наилучшие варианты капиталовложений.
Основные
направления использования ФСА-
Повышение производительности включает в себя три этапа. На первом этапе осуществляется анализ функций для определения возможностей повышения эффективности их выполнения. На втором - выявляются причины непроизводительных расходов и пути их устранения. И, наконец, на третьем этапе осуществляется мониторинг и проведение нужных изменений на предприятии.
Что касается снижения стоимости, трудоемкости и времени, то с помощью ФСА-метода можно так реорганизовать деятельность, чтобы было достигнуто устойчивое их сокращение. Для этого необходимо сделать следующее:
сформировать ранжированный перечень функций по стоимости, трудоемкости или времени;
выбрать функции с высокой стоимостью, трудоемкостью и временем;
сократить время, необходимое для выполнения функций;
устранить ненужные функции;
организовать совместное использование всех возможных функций;
перераспределить ресурсы, высвободившиеся в результате усовершенствий.
Очевидно, что вышеперечисленные действия улучшают качество бизнес-процессов. Кроме того, повышение качества бизнес-процессов осуществляется за счет проведения сравнительной оценки и выбора рациональных (по стоимостному или временному критерию) технологий выполнения операций или процедур, являющихся элементами бизнес-процессов.
В основе управления, основанного на функциях, лежат несколько аналитических методов, использующих ФСА-информацию. Это - стратегический анализ, стоимостной анализ, временной анализ, анализ трудоемкости, определение целевой стоимости и исчисление стоимости, исходя из жизненного цикла продукта или услуги.
Одним из
направлений использования ФСА-
В этом случае полученная ФСА-информация позволяет принимать осознанные и целенаправленные решения о распределении ресурсов, опирающиеся на понимание взаимосвязей функций и стоимостных объектов, стоимостных факторов и объема работ. Все это позволяет сформировать реалистическую систему бюджетов.
Примеры применения ФСА
Пример 1
Рассмотрим применение функционально-стоимостного анализа на примере. Проведем анализ работы отдела продаж с помощью ФСА.
Информационной базой для анализа явилось штатное расписание, организационная структура отдела, анкетирование сотрудников, а так же договоры, счета на оплату и документы складского учета и товаротранспортного контроля.
На первом этапе сформирована функциональная модель документооборота отдела, рисунок 1.
Рисунок 1. Схема документооборота отдела.
Функции, представленные на рисунке 1, сформировали три группы: главные функции (ГФ), основные функции (ОФ) и вспомогательные функции (ВФ).
Отражение участия каждого субъекта в документообороте отдела продаж отражено в таблице 1.
На втором этапе с помощью по парного сравнения, экспертами определена значимость каждой функции одного класса, т.е. если функция в строке важнее, чем функция в столбце, то в соответствующую клетку на пересечении строки и ставилась цифра «2», если функции равны по важности то – «1», если в столбце функция, по мнению опрашиваемого, более важна, то – «0», таблица 2. В экспертную группу вошли: финансовый директор, главный бухгалтер, начальник планово-экономического отдела, а так же начальник отдела продаж.
Функции ГФ 1 ГФ 2 ВФ 1 ВФ 2 ВФ 3
ГФ 1 1 1 2 2 2
ГФ 2 1 1 2 2 2
ВФ 1 0 0 1 0 1
ВФ 2 0 0 2 1 2
Таблица 2. Результаты опроса экспертов (фрагмент)
На третьем
этапе сформировалась доля каждой функции
в общей работе отдела, посредствам
пропорционального
Итогом
проведенных трех этапов являются полученные
результаты: доля функции и относительные
затраты, таблица 3, 4. Согласно ФСА нормой
функции является равенство значений
доли функции и относительных
затрат. Превышение доли функции над
относительными затратами считается
положительным явлением, превышение
относительных затрат над долей
функции свидетельствует о
Диагностика
отдела продаж с помощью функционально-
Подводя итог данной статьи нельзя не отметить ряд основных моментов «за» и «против» применения ФСА. К положительным относится:
К отрицательным моментам можно отнести:
Функциональные процессы необходимо рассматривать в их общем взаимодействии друг с другом, что в свою очередь сделает анализ более полным.
Определяющим
фактором для принятия решения о
глубине и детализации
Пример 2
Неправильное назначение цен
Неправильное
назначение цен на продукцию случается
практически во всех компаниях, занимающихся
производством или продажей большого
количества товаров или предоставлением
различных услуг. Чтобы понять, почему
это происходит, рассмотрим два гипотетических
завода, производящих простые изделия
- шариковые ручки. Каждый год завод
№1 изготавливает миллион синих
ручек. Завод №2 тоже производит синие
ручки, но только 100 тыс. в год. Чтобы
производство работало на полную мощность,
а также для обеспечения
У
завода №2 более высокие
Большинство
компаний рассчитывают расходы
по ведению такого