Развитие банковской системы в РК и особенности современного этапа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:41, дипломная работа

Описание работы

Экономический анализ деятельности коммерческого банка предс¬тавляет собой систему специальных знаний, связанных с изуче¬нием финансово-экономических результатов деятельности банка, выявлением факторов, тенденции и пропорции хозяйственных про¬цессов, обоснованием направлений развития банка.

Содержание работы

Глава 1. Банковская система Казахстана
1.1.Роль банков в развитии экономики
1.2. Основные этапы развития банковской системы РК
Глава 2. Особенности современного этапа развития банковского сектора Республики Казахстан: в условиях кризиса и посткризисный период
2.1. Макроэкономические показатели банковского сектора
2.2. Совокупные активы и займы
2.3. Качество кредитного портфеля
2.4. Совокупные обязательства
2.5. Структура банковского сектора
2.6. Собственный капитал
2.7. Коэффициенты ликвидности
2.8. Показатели доходности банков
Глава 3. Пути развития банковской системы в посткризисный период
3.1. Меры принятые казахстанскими банками
3.2. Меры, принятые правительством, НБРК, КФН
3.3. Проблемные вопросы и предлагаемые меры по улучшению состояния банковского сектора

Файлы: 1 файл

Айман проект (2).docx

— 196.49 Кб (Скачать файл)

* данные по  системе даны без учета   АО «БТА», который находится  в процессе реструктуризации.

График 10. Динамика и структура собственного капитала (в млрд.тенге).

* данные по  системе даны без учета   АО «БТА», который находится в процессе реструктуризации.

Значительную часть в собственном капитале занимает капитал 1 уровня, до 2009года он составлял от 63,0% до 78,3%. Как выше указано, из-за реструктуризации АО «БТА», АО «Альянс Банк» и АО "Темiрбанк" этот показатель отрицательный, на 1.01.2010г. составил (-1055,3) млрд. тенге. На 1.10.2012г. капитал 1уровня  без учета АО «БТА» составил  1336 млрд.тенге, или 75,1%.

Капитал 2-го уровня до кризиса ( 2005- 2007 годы) имел тенденцию роста  и увеличился на 342,5 млрд.тенге (в 2,6 раза) и на 1.08.2008г. составил 558,9 млрд.тенге. В условиях кризиса и посткризисный период этот показатель снижен, на 1.10.2012г. составил 443,1 млрд. тенге. Однако в структуре расчетного собственного капитала  доля капитала 2 –го уровня имеет тенденцию к снижению, она уменьшилась с 37,0% до 24,9%. Доля капитала 3-го уровня  незначительна и составляет 0,1%.

Таблица 10. Динамика и структура собственного капитала (в %).

 

 

1.01. 
2006г

1.01. 
2007г

01.01. 
2008г.

01.01. 
2009.

01.01. 
2010г.

01.01. 
2011г.

01.01. 
2012г.*

01.10. 
2012г.*

Капитал 1-го уровня

63,0

69,9

72,1

78,3

 

77,8

74,3

75,1

Капитал 2-го уровня

37,0

33,0

31,4

25,4

 

24,9

25,6

24,9

Капитал 3-го уровня

0,0

0,1

0,1

0,0

 

0,1

0,1

0,1

Инвестиции  банков

0,0

3,0

3,6

3,8

 

2,8

0,0

0,0

Всего расчетный  
собственный капитал

100,0

100,0

100,0

100,0

 

100,0

100,0

100,0


             * данные по системе даны без учета АО «БТА», который находится в процессе  реструктуризации.

 

Изменения расчетного собственного капитала по сегментам банков  показывает влияние кризиса на снижение состояние крупнейших банков, крупным и средним банкам. Кризис не повлиял на сегмент «мелкие» банки.

 

2.7. Коэффициенты ликвидности.

 

На протяжении последних лет банковский сектор Казахстана находился в состоянии избыточной ликвидности. Сводный коэффициент текущей ликвидности по состоянию за 2005-2007 годы составил от 1,037 до 1,43 при минимальной норме для отдельного банка  0,3, т.е. превышение в 3,5-4,8 раза. Также, коэффициент краткосрочной ликвидности  был выше минимальных требований (min 0,5) в 1,9-2,4 раза (таблица 11, график 11).

 

Таблица 11. Динамика изменения коэффициентов ликвидности.

 

01.01.2006г.

01.01.2007г.

01.01.2008г.

Коэффициент текущей  ликвидности ( min 0,3)

1,037

1,48

1,43

Коэффициент срочной  ликвидности ( min 0,5)

0,95

1,18

0,97


График 11. Динамика изменения коэффициентов ликвидности.

С 1 июля 2008 года вступили в силу поправки в  части ликвидности, направленные на регулирование срочной и валютной срочной ликвидности до 7, 30 и 90 дней, что связано с ужесточением требований к банковской системе. При этом минимальные коэффициенты повышены и составили:

- коэффициент срочной ликвидности до 7 дней (k4-1) - норматив 1,

- коэффициент срочной ликвидности до 30 дней (k4-2)- норматив 0,9,

- коэффициент срочной ликвидности до 90 дней (k4-3) – норматив 0,8.

Ликвидность банковского сектора в условиях кризиса и посткризисный период также значительно выше требований регуляторов и превышают в несколько раз минимальные коэффициенты ( таблица 12, график 12).                                                           

Таблица 12. Динамика изменения коэффициентов ликвидности.

 

01.01. 
2009г.

01.01. 
2010г.

01.01. 
2011г.

01.01. 
2012г.

01.10. 
2012г.

Коэффициент текущей ликвидности ( min 0,3)

0,0

0,9

1,0

0,9

0,8

Коэффициент текущей ликвидности k4-1 ( min 1)

3,1

5,1

5,7

6,9

5,5

Коэффициент срочной  ликвидности k4-2( min 0,9)

1,8

2,6

3,3

3,4

3,4

Коэффициент срочной  ликвидности k4-3( min 0,8)

1,6

2,1

2,5

2,4

2,4


 

График 12. Динамика изменения коэффициентов ликвидности.

До кризиса основной причиной избыточной ликвидности явилось активное заимствование банков на международных рынках капитала, доля внешних заимствований составила  45% от активов банковской системы. В условиях кризиса и посткризисный период - замедление темпов кредитования.

 

2.8. Доходность банковского сектора.

 

Совокупный чистый доход (прибыль) банковского сектора (таблица 13) в период до кризиса  (2005-2007 годы) имеет стабильную тенденцию роста, от 73,1 до 217 млрд. тенге. В период кризиса показатель прибыли резко падает: на 1.01.2010г. убыток в размере ( -2834,2 млрд.тенге). В посткризисный период прибыль не стабильна.

 В таблице 14 и графиках 13,13.1.показаны изменения в структуре доходов и расходов. Так, до кризиса в доходах наибольшую долю занимали доходы, связанные с  получением вознаграждения по займам, предоставленным клиентам (68,2% - 69,3%). В период кризиса и посткризиса – это доходы, несвязанные с  получением вознаграждения – доля доходит до 81,7% - 72%. Увеличение, затем снижение этого показателя связано с начисление пени и штрафов за несвоевременное погашение ссуд и процентов по ним клиентами.

В структуре расходов значительна  доля расходов, несвязанные с  получением вознаграждения. До кризиса этот показатель составлял 56,9% -57,2% от расходов. В основном это накладные расходы: ФОТ, реклама,  амортизация и др. В условиях кризиса и посткризисный период эта доля увеличена до 91,4% - 85% из-за начисления провизий в связи с ухудшением ссудного портфеля.

Таблица 13. Доходность банковского сектора ( в млрд.тенге).

 

1.01. 
2006г

1.01. 
2007г

01.01. 
2008г.

01.01. 
2009.

01.01. 
2010г.

01.01. 
2011г.

01.01. 
2012г.

01.10.

2012г.

Доходы, связанные  с получением вознаграждения

342,3

620,1

1243,4

1459,9

1294,4

1043,9

1036,4

700,3

Расходы, связанные с выплатой вознаграждения

180,5

337,2

656,1

789,3

853,8

737,2

634,3

349,8

Чистый доход, связанный с получением вознаграждения

161,8

282,9

587,3

670,6

440,6

306,7

402,1

350,5

Доходы, не связанные с получением вознаграждения

159,6

287,3

550,5

1471

5779,2

5342,5

3429,2

1798,8

Расходы, не связанные с выплатой вознаграждения

238,3

442,5

875,6

2114,5

9040,7

4228

3841

1975,3

Чистый доход (убыток), не связанный  
с получением вознаграждения

-78,7

-155,2

-325,1

-643,5

-3261,5

1114,5

-411,8

-176,5

Непредвиденные  статьи

-0,5

-0,2

0,4

0

0

     

Чистый доход (убыток) до уплаты подоходного налога

82,6

127,5

262,6

27,1

-2820,9

1421,2

-9,7

174

Расходы по выплате подоходного налога

9,5

25,6

45,6

16,4

13,3

1,1

25,6

26,4

Чистый доход (убыток) после уплаты подоходного налога

73,1

101,9

217

10,7

-2834,2

1420,1

-35,3

147,6


 

Таблица 14. Динамика  относительных показателей, характеризующих

доходность банковского сектора ( в %).

 

1.01. 
2006г

1.01. 
2007г

01.01. 
2008г.

01.01. 
2009.

01.01. 
2010г.

01.01. 
2011г.

01.01. 
2012г.

01.10. 
2012г.

Доходы-всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Доходы, связанные с получением вознаграждения

68,2

68,3

69,3

49,8

18,3

16,3

23,2

28,0

Доходы, не связанные с получением вознаграждения

31,8

31,7

30,7

50,2

81,7

83,7

76,8

72,0

Расходы-всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Расходы, связанные с выплатой вознаграждения

43,1

43,2

42,8

27,2

8,6

14,8

14,2

15,0

Расходы, не связанные с выплатой вознаграждения

56,9

56,8

57,2

72,8

91,4

85,2

85,8

85,0


График 13. Доходность банковского сектора ( млрд.тенге).

 

График 13.1. Доходность банковского сектора ( млрд.тенге).

Таблица 15. Совокупные показатели, характеризующие доходность

банковского сектора.

 

01.01. 
2006г.

01.01. 
2007г.

01.01. 
2008г.

01.01. 
2009г.

01.01. 
2010г.

01.01. 
2011г.

01.01. 
2012г.

01.10. 
2012г.

Отношение чистого дохода до уплаты 
подоходного налога к совокупным активам (ROA)

1,8

1,4

2,3

0,2

-24,1

12,0

-0,1

2,1

Отношение чистого дохода до уплаты  подоходного налога к собственному капиталу по балансу (ROE)

14,1

14,7

18,4

1,9

-1192,6

2895,0

-0,7

15,6

Отношение доходов, связанных с получением вознаграждения (интереса) к совокупным активам

7,6

7,0

10,6

12,4

11,0

8,8

8,2

7,9

Отношение доходов, связанных с получением вознаграждения (интереса) по кредитам к совокупному ссудному портфелю

9,9

9,1

12,8

14,6

11,9

9,7

9,6

10,0

Отношение расходов, связанных с выплатой 
вознаграждения (интереса) к совокупным обязательствам

4,4

4,2

6,4

7,6

7,4

6,2

5,6

4,7

Отношение расходов на создание резервов 
к совокупным активам

1,7

1,8

2,1

11,1

50,3

18,3

20,4

23,8


График 14. Совокупные показатели, характеризующие доходность

банковского сектора- ROA.

 

График 14.1. Совокупные показатели, характеризующие доходность

банковского сектора- ROE.

Совокупные  показатели, характеризующие доходность банковского сектора, показаны в таблице 15.

Отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к совокупным активам  (ROA): на 1.10.2012 г. составило 2,1%, на  01.01.10 г. –  (-24,1%), т.е. улучшение состояния банковского сектора.

До кризиса показатель  ROE  имел тенденцию стабильного роста и составил от 14,1% до18,4%. За 2009 год ROE составил (- 1192,6%) из-за отрицательных показателей по чистому доходу и собственному капиталу, на 1.10.2012г составляет 15,6%, характеризует положительную тенденцию по состоянию собственного капитала банков. Другие показатели, характеризующие доходность банковского сектора, кроме показателя «Отношение расходов на создание резервов  к совокупным активам» в периоды кризиса и посткризиса показывают тенденцию улучшения в банковском секторе. Увеличение  показателя «Отношение расходов на создание резервов  к совокупным активам» до кризиса незначительно (1,7-2,1%). В кризисный период этот показатель  составил на 1.01.2010г.- 50,3%, в посткризисный период имеет место роста, на 1.10.2012г.- 23,8%, т.е. указывает о проблемах в банковском секторе.

Таким образом, несмотря на негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на развитие банковского сектора, что наблюдается на основных показателях: «Активы», «Капитал», «Прибыль», «Рентабельность», «Резервы по ссудам», в посткризисный период наблюдается заметное улучшение состояния банковской системы.

 

 

Глава 3. Пути развития банковской системы в посткризисный период.

 

3.1. Меры принятые казахстанскими банками.

 

Казахстанские банки выработали меры для смягчения воздействия кризиса.

В число этих мер вошли: ужесточение кредитной политики; повышение ставок на кредиты; отказ от дальнейших заимствований.  

В условиях кризиса кредитная  политика банковского сектора претерпела изменения. В целом в текущей  ситуации казахстанские банки пересмотрели подход к оценке кредитных рисков, это связано с ухудшением качества ссудного портфеля. Сегодня финансируются «понятные» клиенты - финансово устойчивые компании и физические лица с реальной возможностью обслуживать заем.

С целью улучшения качества своих ссудных портфелей банки  проводят массовую реструктуризацию проблемных кредитов. Это требует времени и больших усилий. Так как подход должен быть индивидуальным к каждому заемщику, с учетом его текущих доходов, готовности платить по кредиту, устойчивости и перспективности бизнеса.

Информация о работе Развитие банковской системы в РК и особенности современного этапа