Роль стандартов аудиторской деятельности в современной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение общих сведений об аудиторских стандартов и о Международных стандартах аудита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучит аудиторские стандарты, их назначение и виды.
2. Определить нормативное регулирование аудита в России.
3.Раскрыть роль стандартов аудита в регулировании аудиторской деятельности в РФ
4. Выявить проблемы развития аудита в России

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Аудиторские стандарты, их назначения и виды……………………………..5
2. Нормативное регулирование аудита в РФ …………………………………..8
3. Роль стандартов аудита в регулировании аудиторской деятельности ……16
4. Проблемы развития аудита в России ……………………………………….20
Заключение ………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Готово .docx

— 62.31 Кб (Скачать файл)

- общепринятые аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности (CAAS).

Упомянутые международные  стандарты учета публикуются  с 1973 г. Комитетом международных  стандартов учета, который был создан бухгалтерскими органами ведущих западных стран для разработки и издания  международных стандартов учета, а  также для совершенствования  и гармонизации во всем мире бухгалтерских  инструкций, стандартов и процедур, относящихся к предоставлению финансовой отчетности.

Международные нормативы  аудита и сопутствующих работ, а  также Международные положения  аудита были изданы Международным комитетом  по аудиторской практике (International Auditing Prechies Committee - IAPC) Международной федерации бухгалтеров - МФБ (International Federation of Accountants - IFAC). Главная задача этого Комитета - разработка международных унифицированных стандартов учета, аудита и сопутствующих работ и стимуляция принятия указанных нормативов в аудиторской практике всех стран для обеспечения единообразия аудиторской деятельности во всем мире.

Международные нормативы  бухгалтерского образования и этики  разработаны Комитетом по образованию  Международной федерации бухгалтеров  и предназначены для публикации и внедрения в странах - членах МФБ.

Общепринятые аудиторские  стандарты проверки финансовой отчетности (CAAS) были опубликованы Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров (American Institute of Certifies Public Accountants - AICPA), задачей которого являются разработка и внедрение национальных аудиторских, аттестационных и других стандартов, регламентирующих аудиторскую деятельность в США.

 

Первые аудиторские фирмы  появились в России в 1987 г. В настоящее  время на российском рынке аудиторских  услуг работают несколько тысяч  аудиторских фирм, в том числе  иностранных, и независимых аудиторов. Крупнейшими по объему получаемых доходов  и численности сотрудников отечественными аудиторско-консультационными компаниями являются “Юникон”, “Росэкспертиза”, “Руфаудит” и др. По мере развития аудиторского дела, приобретения российскими аудиторами необходимого опыта расширяется спектр предлагаемых ими услуг. Сегодня уже многие фирмы работают с крупными международными клиентами, а некоторые западные корпорации доверяют аудит своих проектов российским специалистам.

Созданы и активно действуют  общественные организации аудиторов: Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Содружества, Аудиторская палата России, Российская коллегия аудиторов и другие, которые призваны оказывать содействие развитию аудиторской деятельности, повышению профессионального потенциала аудиторских кадров, совершенствованию бухгалтерского и налогового законодательства.

Российский аудит сравнительно молод и находится в стадии своего становления. Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской  деятельности. Это касается государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенствования системы аттестации и лицензирования, регламентации  внутренней работы аудиторских фирм, взаимодействия с международными организациями.

Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает три основных уровня:

Первый уровень  - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, другие законодательные акты (в перспективе - Закон об аудиторской деятельности), призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

Второй уровень  - правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд.

Третий уровень  - методические указания, инструкции, положения и другие документы, составляемые с целью разъяснения положений стандартов, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения аудита. Эти документы разрабатываются в том числе и самими аудиторскими фирмами (например, внутренние аудиторские стандарты), чтобы обеспечить единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской фирме.

Основными документами, определяющими  правовые основы аудиторской деятельности в РФ, являются:

1. Указ Президента РФ  от 22.12.93 г. № 2263 “Об аудиторской  деятельности в Российской Федерации,  утвердивший "Временные правила  аудиторской деятельности"”.

2. Распоряжение Президента  РФ от 04.02.94 г. № 54-РП “Об  организации работы Комиссии  по аудиторской деятельности  при Президенте Российской Федерации”.

3. Постановление Правительства  РФ от 06.05.94 г. № 482 “Об утверждении  нормативных документов по регулированию  аудиторской деятельности в Российской  Федерации” (с изм. от 21.07.97 г. № 907).

4. Постановление Правительства  РФ от 06.05.94 г. № 482 “Порядок  проведения, аттестации на право  осуществления аудиторской деятельности”  (в ред. Постановления Правительства  РФ от 21.07.97 г. № 907).

5. Постановление Правительства  РФ от 06.05.94 г. № 482 “Об утверждении  нормативных документов по регулированию  аудиторской деятельности в Российской  Федерации” (с изм. от 21.07.97 г. № 907).

6. Постановление Правительства  РФ от 07.12.94 г. № 1355 “Об основных  критериях (системе показателей)  деятельности экономических субъектов,  по которым их бухгалтерская  (финансовая) отчетность Подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке” (с изм. от 25.04.95 г. № 408).

7. Правила (стандарты)  аудиторской деятельности, одобренные  Комиссией по аудиторской деятельности  при Президенте РФ.

В указанных документах отражены нормативные положения по организации аудиторской деятельности в РФ, аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских фирм и аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений.

В настоящее время подготовлены и обсуждаются несколько проектов Федерального закона РФ “Об аудиторской  деятельности”. Большинство специалистов склоняются к мнению, что в этом законе должны быть сформулированы понятие  и основные принципы аудита, порядок  осуществления аудиторской деятельности, объекты и субъекты аудиторской  проверки, порядок государственного регулирования, аттестации, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов. Принятие закона будет способствовать росту общественной значимости и эффективности отечественного аудита.

В соответствии с действующим  законодательством аудиторской  деятельностью в России могут  заниматься физические и юридические  лица независимо от вида собственности, в том числе иностранные и  с участием иностранных юридических  и физических лиц.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в  целях осуществления аудиторской  деятельности, и могут иметь любую  организационно-правовую форму, кроме открытого акционерного общества. Доля аттестованных аудиторов в уставном капитале фирмы должна быть не менее 51 %, что объективно гарантирует независимость от государственных и коммерческих структур. Физические лица регистрируются в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

Для занятия аудиторской  деятельностью физические лица должны пройти аттестацию и получить лицензию. Соответствующую лицензию должна получить и аудиторская фирма. Лицензирование аудиторской деятельности производится с целью обеспечения государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ, предъявляемым к аудиторской деятельности.

К аттестации на право осуществления  аудиторской деятельности допускаются  лица, имеющие экономическое или  юридическое высшее или среднее  специальное образование, а также  стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве бухгалтера, аудитора, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, преподавателя по экономическому профилю и не имеющие судебных ограничений. Претендент на получение  квалификационного аттестата аудитора должен иметь также специальное  профессиональное образование, включающее обучение по 240-часовой программе  в определенном учебно-методическом центре, стажировку в аудиторской  фирме и сдачу выпускных экзаменов. Экзамены проводятся в письменной форме  по следующим дисциплинам: бухгалтерский  учет И отчетность, аудит, налогообложение юридических и физических лиц, финансы предприятий и правовое регулирование имущественных отношений. При успешной сдаче экзаменов выдается квалификационный аттестат сроком на три года. Если в течение двух лет лицо не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу. Продление действия аттестата осуществляется после переподготовки аудитора на курсах повышения квалификации по 40-часовой программе.

Квалификационные аттестаты  и лицензии выдаются по следующим  направлениям аудиторской деятельности:

- банковский аудит;

- аудит страховых организаций;

- аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

Порядок лицензирования определен  Правительством РФ по представлению  Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Комиссия выдает генеральные лицензии государственным органам - Министерству финансов и Центральному банку РФ. Их Центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (ЦАЛАК) выдают лицензии единого образца аудиторским фирмам и аудиторам. Лицензия выдается сроком на 1-5 лет после представления необходимых документов и уплаты сбора для аудиторских фирм в сумме 150, а для аудиторов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, - в сумме 50 минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на год. Лицензия может быть аннулирована в случаях:

- обнаружения факта представления аудитором (аудиторской фирмой) для ее получения недостоверных сведений;

- осуществления аудитором деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

- предоставления аудитором полученных им в ходе проверки сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта;

- вступления в законную силу приговора суда в отношении аудитора о лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок и оказания аудиторских услуг;

- умышленного сокрытия аудитором обстоятельств, исключающих возможность проведения проверки экономического субъекта.

Существует несколько  определенных правил, касающихся деятельности независимых аудиторов: свободный  выбор аудитора хозяйствующим субъектом; договорные отношения между аудитором  и клиентом, позволяющие аудитору выбирать клиента и быть независимым  от указаний государственных органов; возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных в ходе проверки недостатков; невозможность проведения проверки при родственных или деловых отношениях аудитора с клиентом, превышающих рамки договора на оказание аудиторских услуг; запрещение аудиторам заниматься любой другой коммерческой деятельностью, не связанной с оказанием аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.

Работа аудиторов постоянно  усложняется в связи с часто  меняющейся нормативной и законодательной  базой. В современных условиях регулярно  выходят новые законы, указы, постановления, инструкции, вносятся изменения и  дополнения в ранее принятые нормативные  документы, регламентирующие организацию  бухгалтерского учета и налогообложения  предприятий, поэтому аудиторы должны располагать полным банком данных действующей  нормативной информации, относящейся  к особенностям деятельности проверяемого предприятия.

 

3. Роль стандартов в развитии аудиторской деятельности в РФ

Общепризнанным механизмом регулирования профессиональной деятельности в области аудита в мировой  практике являются стандарты аудиторской  деятельности. Их назначение - описать  на основе единой методологической базы принципы осуществления аудита в  целях выработки однозначного понимания  его роли и значения, целей и  задач его осуществления, механизмов и процедур их достижения и решения. 

Аудиторские правила (стандарты) являются одним из инструментов регулирования  аудиторской деятельности. Через  посредство стандартов осуществляется регулирование как государственное, так как стандарты включают в  себя все законодательные требования государства к аудиту, так и  негосударственное со стороны общественных объединений, определяющих рекомендательные положения стандартов. 

Стандарты (правила) как правило используются там, где человек в процессе осуществления определенной деятельности постоянно выполняет повторяющиеся процедуры или действия. Именно такую деятельность выполняет аудитор при выполнении определенного комплекса процедур для установления достоверности отчетности. Но поскольку аудиторская деятельность является высокоинтеллектуальной, то по этой причине стандарты не могут касаться способов и методов выполнения работы аудитором, а должны лишь регламентировать последовательность ее осуществления, общепризнанный порядок, оформление процедуры и результатов.  
Правила (стандарты) аудита - это общие руководящие нормы для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок. Они регламентируют основные принципы и особенности аудиторской деятельности, обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. 

В России аудиторские стандарты разрабатываются под руководством Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Комиссия совместно с ЦАЛАК Министерства Финансов и Банка РФ создала рабочие группы по подготовке проектов стандартов аудиторской деятельности. В эти группы вошли более сорока представителей Банка России, НИФИ Министерства Финансов России, общественных объединений аудиторов, ведущих аудиторских организаций и высших учебных заведений. Разработка национальных стандартов ведется с учетом положений международных аудиторских стандартов. 

С помощью аудиторских  правил (стандартов) формируют программы  подготовки и единые требования аттестации аудиторов, регулируют качество аудиторской деятельности. 

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в  суде качества проведения аудита и  определения меры ответственности  аудиторов.  
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы.

Информация о работе Роль стандартов аудиторской деятельности в современной практике