Роль стандартов аудиторской деятельности в современной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение общих сведений об аудиторских стандартов и о Международных стандартах аудита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучит аудиторские стандарты, их назначение и виды.
2. Определить нормативное регулирование аудита в России.
3.Раскрыть роль стандартов аудита в регулировании аудиторской деятельности в РФ
4. Выявить проблемы развития аудита в России

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Аудиторские стандарты, их назначения и виды……………………………..5
2. Нормативное регулирование аудита в РФ …………………………………..8
3. Роль стандартов аудита в регулировании аудиторской деятельности ……16
4. Проблемы развития аудита в России ……………………………………….20
Заключение ………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Готово .docx

— 62.31 Кб (Скачать файл)

В зависимости от изменения  экономических условий, к общепринятым правилам (стандартам) выпускают дополнения, подлежащие выполнению аудиторами. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от комментариев к стандартам, обязан обосновать причину этого  отступления. 

Нужно иметь в виду, что  аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в  целом, но не конкретные способы, действия, процедуры. Приемы, применяемые в  процессе проведения проверки, могут  быть различными, и их рациональность аудитором должна быть обоснована. 

Значение правил (стандартов): 

1. обеспечение высокого качества аудиторской проверки;

2. содействие внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений; 

3.помощь пользователям в понимании процесса аудиторской проверки; 

4. обеспечение связи отдельных элементов аудиторского процесса; 

5. рационализация и облегчение аудиторской работы; 

6. обеспечение сравнений качества работы отдельных аудиторских организаций. 

Стандарты аудита не являются правилами и нормативами, охватывающими  всю аудиторскую работу. В них  содержатся ясные и краткие обобщения  принципов аудита, сложившиеся профессиональные нормы, которые подтвердили свою целесообразность и прочность в  ходе аудиторской деятельности. 

Правила (стандарты) аудита подразделяются на 3 основные группы: 

1. Общие правила (стандарты): 

Свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости его точки зрения по всем вопросам, касающимся выполняемой работы.

2. Правила (стандарты) аудиторской проверки: 

Положения о необходимости  планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, получения  доказательных материалов и других необходимых процедур, связанных  с аудитом финансовой отчетности. 

3. Правила (стандарты) составления отчета: 

Требования к форме  и порядку составления отчета аудиторской организации. 

Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат следующие разделы: 

-       Общие положения; 

-       Основные понятия и определения, используемые в стандарте; 

-       Сущность стандарта; 

-       Практические приложения. 

В разделе «Общие положения» отражаются цель и необходимость  разработки данного стандарта, объект стандартизации, сфера применения стандарта, взаимосвязь с другими стандартами. 

В разделе «Основные понятия  и определения, используемые в стандарте» содержатся основные термины и их краткая характеристика.  
В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ, и приводятся методы решения. 

Стандарт, как и другие документы должен содержать такие  обязательные реквизиты как номер  стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения, анализ проблемы и возможные пути решения.

 

 

 

3 Проблемы внедрения международных стандартов аудита в России

Аудиторские организации  современной России сумели в достаточной  степени укрепить свои позиции. То есть российский аудит развивается, крепнут  его позиции в обществе, приближается к мировым эталонам, тенденция  совершенствования неотвратима. Пожалуй, основными отличиями, препятствующими  выходу российского аудита на уровень  западного (и признанию его таковым) является молодость, отсутствие реальных действенных санкций за некачественный аудит и большое отставание в  создании и внедрении аудиторских стандартов.

Особенно приятно, что  все больше отечественных предприятий  формируют свое представление об аудиторских услугах исходя из качественных показателей. Этот положительный опыт позволяет надеяться на то, что аудит и бизнес будут двигаться в едином направлении и синхронно развиваться. Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач.

Одной из них является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).

Тут же возникает вопрос: «А стоит ли внедрять международные  стандарты аудита в России?». Вопрос, который вызывает различные мнения по этому поводу.

С одной стороны, потребность  России в иностранных инвестициях  и требования прозрачности финансовой отчетности российских предприятий  для иностранных пользователей  требует, чтобы российские аудиторы работали в соответствии с международными стандартами аудита либо по национальным стандартам, подготовленным в соответствии с международными стандартами аудита.

С другой, многие клиенты  не понимают сущности классического  аудита, да и просто не заинтересованы в его проведении, растущая аудиторская профессия в России еще не имеет традиций работы в соответствии с общепринятыми в развитых странах этическими нормами, а работа по международным стандартам аудита объективно ведет к усложнению и удорожанию аудита и, следовательно, сегодня ухудшает позиции квалифицированных аудиторов в конкурентной борьбе с теми, кто не соблюдает в работе стандартов.

Но в тоже время, международные  стандарты нужно рассматривать, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки  капитала, как новый комплексный  подход к формированию финансовой информации.

Большинство российских правил (стандартов) аудиторской деятельности представляет собой более подробный  и адаптированный для российских специалистов вариант международных  стандартов аудита. Таким образом, выполняя требования российских правил (стандартов), российские аудиторы одновременно выполняют  и большинство требований международных  стандартов аудита.

Конечно, совершенную систему  аудита построить невозможно, причем не только в России, но и нигде  в мире. Однако вполне возможно создать  четко функционирующую надежную институциональную среду. Ведь если компания работает по международным  стандартам финансовой отчетности (МСФО), она обязана регулярно проходить  аудиторскую проверку. Многие крупные  российские компании, которые являются сегодня публичными и котируются на мировых биржах, вынуждены готовить финансовую отчетность одновременно по двум стандартам: по российскому и по международному. Таким образом, компания подвергается как бы двойной проверке. Это отнимает у компании силы и время и является излишним, потому что все в конечном счете упирается в репутацию аудитора, который проверяет отчетность компании. Будь то российский аудитор или международный, его функция - проверка отчетности по принятому стандарту и ее заверение своей подписью, то есть фактически своей репутацией.

В этой связи знание и  умелое   использование международных стандартов аудита будет способствовать повышению уровня профессионализма аудиторов и аудиторских организаций. Известно, что страны с достаточно высоким уровнем развития аудита - Канада, Великобритания, Ирландия, США - лишь принимают к сведению положения международных стандартов аудита. Аудиторы ряда стран, в число которых входят Австралия, Бразилия, Индия и Голландия, используют их для разработки национальных стандартов аудита. Страны, не разрабатывающие собственные стандарты аудита, такие, как Малайзия, Нигерия, Фиджи и другие, применяют международные стандарты аудита в качестве национальных. Россия избрала путь самостоятельной разработки правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартов аудита.

В октябре 2000 г. при участии Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный перевод международных стандартов аудита на русский язык. Однако попытки использовать в качестве российских регламентирующих документов перевод международных стандартов аудита не имели успеха, в основном из-за сложности дословного перевода текста нормативных документов с английского языка на русский. Международные стандарты аудита написаны в повествовательной форме, содержат большое количество примеров и рекомендаций. Российские правила (стандарты) аудита представляют собой изложение международных стандартов доступным для российских специалистов языком и в форме, привычной для лиц, которым такие нормативные документы предназначены.

Российская экономика  нуждается в западных инвестициях  в конкретные предприятия, для получения  которых необходимо убедить инвесторов в целесообразности вложения средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта. Основным документом, отражающим положение  предприятия и результаты его  хозяйственной деятельности, служит бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а достоверность ее должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных предприятий и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной необходимость единых подходов к аудиту у нас и за рубежом.

Тем не менее, у данной точки  зрения есть противники, считающие, что  специфика России и нынешний уровень  ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в  нашей стране международных стандартов аудита или местных стандартов, основанных на них. При этом они ссылаются  на то, что большинство клиентов гораздо сильнее заинтересованы в налоговых проверках и оптимизации  налогов, чем в абстрактном «подтверждении достоверности». К сожалению, в России пока мало квалифицированных инвесторов, действительно анализирующих баланс и данные о прежних прибылях, чтобы  принять решение об инвестировании.

Ключевой проблемой при  внедрении международных стандартов аудита является контроль выполнения их аудиторскими фирмами. На сегодняшний  день квалификация работников государственных  контрольно-ревизионных органов  не всегда позволяет им разбираться  в тонкостях методики аудита. Не в состоянии государство и  ассигновать достаточные средства на рост штата государственных проверяющих. У некоторых аудиторов возникают опасения, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например, сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций. Непосредственно аудиторскими стандартами  занимается Комитет по международной  аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFАС).

Международные правила (стандарты) проведения аудита, которые издает комитет, способствуют развитию профессии  в тех странах, где уровень  профессионализма ниже общемирового, и унификации по мере возможности  подхода к аудиту в международном  масштабе.

В разных странах по-разному  применяют международные стандарты.

Это связано с тем, что  стандарты по возможности практического  применения делятся на несколько  групп. В первую группу входят стандарты, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком  и полностью. Ко второй группе относятся  стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными  изменениями. Стандарты третьей  группы нуждаются не только в уточнениях, но и в создании соответствующих  экономических, политических и других условий для их введения. В четвертую  группу относят стандарты, использование  которых в данной стране зависит  от исторических тенденций развития и национальной психологии.

В связи с этим в некоторых  странах проявляют осторожность при формировании собственных и  применении международных стандартов аудита. Так, например, в Канаде, Великобритании и США, имеющих свои национальные стандарты, международные стандарты  аудиторскими организациями только принимаются к сведению. В то же время в других странах, например в Австралии, Бразилии, Голландии  и др., международные стандарты  используют в качестве базы для разработки собственных.

Именно по этому пути идут крупные отечественные специалисты  при разработке стандартов аудита в  Российской Федерации.

В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты воспринимаются в качестве национальных.

Аудиторские правила являются основанием для доказательства в  суде качества проведения аудита и  определения меры ответственности  аудиторов.

Стандарты определяют общий  подход к проведению аудита, масштаб  проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы  методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все  представители этой профессии.

К общепринятым правилам (стандартам), в зависимости от изменения экономических  условий, выпускаются дополнения, подлежащие выполнению аудиторами.

Кроме общепринятых правил (стандартов) аудиторы руководствуются  и другими, в том числе аттестационными  стандартами прогнозов и планов, а также этическим кодексом аудитора.

Следует иметь в виду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в  целом, но не конкретных действий, приемов, способов, процедур, применяемых в  процессе проведения проверки, которые  могут быть различными и рациональность которых должна быть обоснована.

Информация о работе Роль стандартов аудиторской деятельности в современной практике