Россия и ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: В настоящее время человечество занимают проблемы
глобализации, влияющие на все сферы жизни человеческого общества:
экономические, социальные, политические, культурные, в том числе на
социально-экономическую и политическую географию мира, регионов,
отдельных стран и местностей. Процесс глобализации имеет объективный
характер, являясь неизбежным результатом эволюции мировой экономики,
усиления мирохозяйственных связей. По мере формирования общемирового
рынка, мировой системы капитализма и установления господства в ней
транснациональных корпораций (ТНК) была выдвинута концепция
«отмирания» национальных государств как участников экономического
процесса.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы ТНК 5
1.1 Понятие, сущность, этапы развития ТНК 5
1.2 Структура и типы ТНК 10
2. Деятельность ТНК в мире 13
2.1 Роль и место ТНК 13
2.2 Достоинства и недостатки ТНК 16
3. Россия и ТНК 20
3.1 Иностранные ТНК на территории России 20
3.2 Участие российских ТНК в мировой экономике 21
Заключение 22
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Приватизация в России сопровождается возникновением достаточно мощных организационно-хозяйственных структур нового типа (государственных, смешанных и частных корпораций, концернов), способных успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках, например, «Газпром», «Вымпел». Так, «Газпром» обеспечивает почти пятую часть всех потребностей Западной Европы в природном газе.

В табл.3 показаны количество сделок и их стоимости по приобретению российскими компаниями зарубежных активов в 2010—2011 годы.

Таблица 3- Количество сделок и их стоимости по приобретению российскими компаниями зарубежных активов в 2010—2011 годы.

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Количество сделок

26

54

106

100

113

65

Объем сделок, млрд долл.

0,3

3,2

10,3

20,8

21,8

12,4


 

Крупнейшие сделки по приобретениям российскими компаниями зарубежных активов в 2011 году представлены в таблице 2.

Таблица 4 - Крупнейшие сделки по приобретениям российскими компаниями зарубежных активов в 2011 году.

Покупатель

Приобретенный актив 

Стоимость сделки, долл

«Евраз» и ТМК 

 

SSAB, промышленные изделия

2,2 млр.д

ЛУКОЙЛ

49% СП с ERG S.p.A. (Италия), НПЗ

1,9 млр.д

«Мечел»

Oriel Resources Pls, энергетика

1,0 млр.д

«Северсталь»

100% акций Esmark (США), металлургия

1,3 млр.д

  «Евраз»

100% акций Claymont Steel (США), металлургия

  565 млн.

Lukoil Eurasia Petrol

(ЛУКОЙЛ)

100% акций Akpet (Турция),

700 АЗС и сопутствующая  инфраструктура

555 млн.

AK Invest Group

100% Altis Semiconductor, высокие технологии

500 млн.

«Газпром нефть»

51% акций NIS A.D., энергетика

400 млн.


 

Большинство корпораций в связи с неблагоприятным влиянием мирового кризиса и снижением спроса на собственную продукцию, пошли на сокращение среднесрочных инвестиционных программ (как правило, на 20—30%), которые касались прежде всего планов зарубежной экспансии. Эти тенденции затронули в основном крупные нефтегазовые холдинг(«Газпром», ЛУКОЙЛ, ТНК—ВР и т. д.), а также ряд металлургических компаний.11

Российскими компаниями ресурсодобывающих отраслей (“Газпром” “ЛУКойл”, “Алроса”) осуществляется ряд проектов по освоению ресурсов за рубежом с целью географической диверсификации. Так, “Газпром” участвует в проектах добычи во Вьетнаме, Индии, Узбекистане, Казахстане, Венесуэле, Великобритании,“ЛУКойл”-в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Иране, Колумбии, Венесуэле, Кодд’Ивуаре, Ираке, “Алроса” - в Анголе.12

Табл.5-Основные показатели деятельности ОАО «НК “ЛУКойл”» за период 2011-2012 гг.

Показатели

2011г.

2012г.

Капитализация,  млрд. долл.

71,872

27,200

До быча углеводородов, млн.

баррелей НЭ/сут.

2,181

2,225

Выручка,  млрд. долл.

81,891

107,680

Чистая прибыль,  млн. долл.

9,511

9,144

Капитальные затраты 

и инвестиции, млрд.  долл.

10,938

15,987


 

Как видно из табл.3, взятые за основу сравнительного анализа основные показатели деятельности ОАО «НК “ЛУКойл”», за исключением доказанных запасов углеводородов компании и рыночной капитализации,   в 2011-2012 гг. демонстрировали устойчивый рост.13

Интересы российского бизнеса в Венесуэле представлены главным образом ООО "Национальный нефтяной консорциум" (ННК) — дочерней структурой "Роснефти". В июне 2009 года в консорциум вошли "Газпром нефть", ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз" и ТНК-ВР, получив по 20% его долей. Сейчас в консорциуме остались лишь ЛУКОЙЛ и "Роснефть". В сентябре 2009 года ННК и PdVSA заключили соглашение о создании СП для освоения нефтяного блока "Хунин-6" в бассейне реки Ориноко. Впрочем, пока там ничего не добывается. А в 2011 году Россия согласилась предоставить лучшему другу кредит на $4 млрд на покупку вооружения. Все российские инвестиции и кредиты находятся под угрозой ( график 2.) .

График 2- Добыча нефти в Венесуэле Российскими компаниями.

14

 

Заключение

Благодаря своей организационной структуре ТНК удалось прочно укрепиться в системе мирового хозяйства. ТНК, обладая огромными капиталами, проникли не только в экономическую жизнь стран - партнёров, что влечёт возникновение частичной (а иногда и полной) экономической зависимости этих стран от определённой группы корпораций, но и в политическую жизнь, поддерживая те или иные партии и движения.

В настоящее время  ежегодные иностранные инвестиции ТНК значительно превышают объёмы межгосударственного кредитования. Благодаря своим капиталовложениям ТНК сегодня есть в каждой отрасли мирового хозяйства.

Транснациональные корпорации доказали свою жизнеспособность несмотря на расхождения в национальных законодательствах, различные уровни развития экономики  и политических ориентиров. Разноскоростное развитие государств не является непреодолимым препятствием для их тесного взаимодействия. Объективный характер интеграции определяется общностью исторических, географических, экономических и других факторов.

Для российской правовой науки отношения с участием транснациональных корпораций являются относительно новыми. Многие вопросы находят свое отражение в нормах различных отраслей права и не направлены на специальное урегулирование таких отношений. Деятельность транснациональных корпораций осуществляется на территории нескольких государств, что накладывает особый отпечаток на такие отношения. Полномочия государства в вопросах правового регулирования территориально определяются его государственными границами. Существенные различия в национально-правовых механизмах являются основным препятствием для создания единых международных норм. В настоящее время такие нормы разрабатываются на региональном уровне, примером тому служит право Европейского сообщества. Комиссией по торговле и развитию при

Организации Объединенных Наций уже длительное время разрабатывается Кодекс поведения транснациональных корпораций. Транснациональные корпораций, в свою очередь, так же претерпевают изменения в своей структуре и методах. По мнению автора, система правового регулирования деятельности транснациональных корпораций должна быть двух уровневой: международные договоры и соглашения, закрепляющие основные положения и принципы такого регулирования, и национальное законодательство.

Мировой опыт подтверждает жизненность и эффективность объединения банковского и промышленного капитала в рамках транснациональных корпораций, который позволяет ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов, сократить издержки за счет развития внутри транснациональных корпораций систем взаимозачетов и платежей, увеличить доли ресурсов в денежной форме и мобильность перераспределения, возможность проведения крупных сделок, многовалютных операций. Возникновение транснациональных корпораций явилось не только закономерным шагом в развитии системы организационно-правовых форм общественного производства, но и необходимым этапом реорганизации промышленной структуры.

 

Список литературы

 

1.   Барышев, А. Ф. Маркетинг [Текст] : учебник / А. Ф. Барышев. – М. : Академия, 2006.

2.  Багиев, Г. Л. Маркетинг [Текст] : учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич 3.   Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс [Текст] : пер. с англ. / Ф. Котлер. – М. : Вильямс, 2006.

3. Басовский, Л. Е. Маркетинг [Текст] : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2006.

4. Буров, А. С. Международный маркетинг [Текст] : учеб. пособие / А. С. Буров. – М. : Дашков и Ко, 2008.

5. Ващекин, Н. П. Маркетинг [Текст] / Н. П. Ващекин. – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.

6. Голубкова, Е. Н. Международный маркетинг [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. Н. Голубкова, М. Э. Сейфуллаева. – М. : Дело и Сервис, 2008

7. Гильмитова, И. В. Стратегическое планирование маркетинга в системе управления маркетингом и рекламой [Текст] : учеб. пособие / И. В. Гильмитова. – Оренбург : Агентство Пресса, 2010.

8. Годин, А. М. Маркетинг [Текст] : учеб. пособие / А. М. Годин. – М. : Дашков и Ко, 2007.

9. Голубков, Е. П. Основы маркетинга [Текст] : учебник / Е. П. Голубков. – М. : Финпресс, 2008.

10.  Дойль, П. Маркетинг – менеджмент и стратегии [Текст] : учебник : пер. с англ. / П. Дойль, Ф. Штерн. – СПб. : Питер 2007.

11. Дэй, Д. Стратегический маркетинг [Текст] / Д. Дэй. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2009.

12.   Кузнецова, Л. В. Основы маркетинга [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Кузнецова. – М.: Вузовский учебник, 2008.

13. Карпова, Е. В. Ресурсы торгового предприятия [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Карпова. – М. : КНОРУС, 2010.

14. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер. – СПб. : Питер, 2007.

15. Крылова, Г.  Д. Маркетинг: теория и практика [Текст] : учебник / Г. Д. Крылова,  
М. И. Соколова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

16. Ломова, О. С. Деловое общение специалиста по рекламе [Текст] : учеб. пособие / О. С. Ломова. – М. : ЮНИТИ, 2008.

17. Перминов, А.А. Организация маркетинга универсального коммерческого банка: монография. - Новосибирск: ООО Издательство "Талер-Пресс", 2008.

18.  Шок Патти Д., Боуэн Джон Т., Стефанелли Джон М. Маркетинг в ресторанном бизнесе. – М.: Ресторанные ведомости, 2010. – 386 с.

19.  Харламова Т. Проблемы и перспективы сетевых ресторанов // Торговля и ресторанный бизнес. – №6. – 2009. – С. 13–19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 http://www.nanonewsnet.ru/what-are-the-nanotechnologies

2 Березной А.В. Транснациональные корпорации на рын-ках развивающихся стран. – М.: Наука, 2011

3 Сыроедова О.Н. Акционерное право США и России. – М., 2010. – С. 17.

4 Панибратов А.Ю. Маркетинговые модели и методы проникновения многонациональных компаний на российские рынки: автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2006.

5 Потапов В.А. Корпорации в Российской Федерации // Правоведение. 2004.№4..

6 Е.В.Ленский, В.А.Цветков. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. М.: АФПИ еженедельника “Экономика и жизнь”, 1998.

7 http://www.rian.ru/economy/20090807/180096090.html

8 Миронов, Александр Алексеевич “Концепции развития транснациональных корпораций” - М.: Мысль, 2012

9 http://www.fortune.com/fortune

10 World Investment Report 2011. URL: http://www.unctad.org.

11 Global Investment Trend Monitor. No 2 / UNCTAD. Geneva, 2010. P. 2.

12 Иностранные инвестиции и проблемы инновационного развития российской экономики / Редкол.: А.А.Масленников (отв. ред.) и др. Ч. 2. М., 2008

13 ОАО «НК “ЛУКойл”»:стратегия удвоения.  Режим доступа : http: / /www.ng v .ru/ a r t icl e . a spx ? a r t i c l e ID=21824.

14 Журнал "Коммерсантъ Деньги", №10 (918), 18.03.2013 http://www.kommersant.ru

 


Информация о работе Россия и ТНК