Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 22:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ себестоимости выпускаемой продукции на предприятии ОАО «Могилевский завод «Строммашина», выявить издержки снижения себестоимости.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-изучить теоретические основы анализа себестоимости выпускаемой продукции;
-провести анализ себестоимости выпускаемой продукции на предприятии ОАО «Могилевский завод «Строммашина»;
-рассмотреть пути снижения себестоимости выпускаемой продукции на предприятии ОАО «Могилевский завод «Строммашина».
где - соответственно возможный и фактический уровни себестоимости продукции;
- фактические затраты на
- резерв сокращения затрат на производство продукции;
- дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения продукции;
- соответственно фактический
Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объёма производства продукции на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты (прямая заработная плата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.
Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счёт конкретных инновационных мероприятий (внедрения новой, более прогрессивной техники и технологии производства, улучшения организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.
Резерв снижения материальных затрат (Р¯МЗ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других мероприятий можно определить следующим образом:
Р¯МЗ = УР0 • VВП0 • (Цпл-Ц0), ( 10 )
где УРо, УР1 – расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения организационно-технических мероприятий;
Цпл – плановые цены на материалы.
Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Для установления их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции i-го вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат:
Зд = РVВПi * biф.
Для этого по формулам (1), (2) и (3) рассчитаем цепные абсолютные приросты и цепные темпы роста. Для правильности расчетов приведем данные в сопоставимый вид в ценах 2010г. Индекс потребительских цен за 2011г. составил 208,7%, за 2012г. – 121,8%.
Затраты на производство продукции в целом по предприятию, а также рассчитанные цепные абсолютные приросты, цепные темпы роста и прироста представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Затраты на производство продукции в целом предприятию и анализ их динамики, млн.р.
Наименование показателя |
Код строки |
За 2012г. |
За 2011г. |
За 2010г. |
Абсолютный цепной прирост |
Темп роста |
Темп прироста | |||
2011/ 2010 |
2012/ 2011 |
2011/ 2010 |
2012/ 2011 |
2011/ 2010 |
2012/ 2011 | |||||
Объем производства продукции (раоот, услуг) в отпускных ценах за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки |
1 |
156036 |
97824 |
182177 |
-84352,85 |
58212,16 |
0,54 |
1,60 |
-0,46 |
0,60 |
Затраты на производство продукции (работ, услуг) (сумма строк 003,010,011,012, 015) |
2 |
134937 |
99605 |
165347 |
-65741,83 |
35331,72 |
0,60 |
1,35 |
-0,40 |
0,35 |
В том числе: |
3 |
-1,00 |
-1,00 | |||||||
материальные затраты |
74564 |
60467 |
104239 |
-43771,82 |
14096,76 |
0,58 |
1,23 |
-0,42 |
0,23 | |
из них: |
-1,00 |
-1,00 |
Продолжение таблицы 3.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты |
4 |
59963 |
49036 |
94153 |
-45117,06 |
10926,71 |
0,52 |
1,22 |
-0,48 |
0,22 |
из них импортные |
5 |
28831 |
13171 |
13171,06 |
15659,78 |
- |
2,19 |
- |
1,19 | |
топливо |
6 |
5065 |
3468 |
3113 |
354,66 |
1597,32 |
1,11 |
1,46 |
0,11 |
0,46 |
из него импортное |
7 |
2943 |
1738 |
1738,38 |
1204,22 |
- |
1,69 |
- |
0,69 | |
электрическая энергия |
8 |
7273 |
5861 |
6311 |
-449,96 |
1412,07 |
0,93 |
1,24 |
-0,07 |
0,24 |
тепловая энергия |
9 |
998 |
365 |
662 |
-297,36 |
633,01 |
0,55 |
2,74 |
-0,45 |
1,74 |
затраты на оплату труда |
10 |
38367 |
25484 |
39195 |
-13710,57 |
12882,73 |
0,65 |
1,51 |
-0,35 |
0,51 |
отчисления на социальные нужды |
11 |
13851 |
9228 |
14173 |
-4944,92 |
4623,40 |
0,65 |
1,50 |
-0,35 |
0,50 |
амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности (сумма строк 013,-014) |
12 |
4411 |
1903 |
3594 |
-1690,79 |
2507,94 |
0,53 |
2,32 |
-0,47 |
1,32 |
в том числе: |
-1,00 |
-1,00 | ||||||||
амортизация основных средств |
13 |
4322 |
1794 |
3368 |
-1573,56 |
2527,41 |
0,53 |
2,41 |
-0,47 |
1,41 |
амортизация нематериальных активов |
14 |
89 |
109 |
226 |
-117,23 |
-19,47 |
0,48 |
0,82 |
-0,52 |
-0,18 |
прочие затраты |
15 |
3743 |
2522 |
4146 |
-1623,72 |
1220,88 |
0,61 |
1,48 |
-0,39 |
0,48 |
Расходы на рекламу - всего |
16 |
|||||||||
Из них на: |
||||||||||
наружную |
17 |
|||||||||
телевизионную |
18 |
Данные государственной статистической отчетности приведены в Приложении А.
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что темпы роста объемов производства продукции в ценах 2010г. уменьшились в 2011г. по сравнению с 2010г. на 46%, а в 2012г. увеличились на 60%.
В связи с чем темпы роста суммы общих затрат на производство продукции уменьшились в 2011г. по сравнению с 2010г. на 40%, а в 2012г. увеличились на 35%.
Снижение уровня производства в 2011г., что вызвало снижение затрат, связано с нестабильной экономической ситуацией в стране, высокими темпами инфляции и потерей рынков сбыта. Увеличение производства в 2012г. вероятно связано со стабилизацией экономической ситуации в стране и увеличением количества заказов на продукцию.
Далее произведем анализ структуры себестоимости производимой продукции по элементам затрат, принимая за базовый период 2011г., а за отчетный период – 2012г. Для правильности расчетов приведем данные в сопоставимый вид в ценах 2011г.
Таблица 3.2 - Структура себестоимости производимой продукции по элементам затрат.
Элементы затрат |
Сумма, млн.р |
Структура затрат, % | ||||
2012г. |
2011г. |
+,- |
2012г. |
2011г. |
+,- | |
Материальные затраты |
74564 |
60467 |
14097 |
55% |
61% |
-5% |
Затраты на оплату труда |
38367 |
25484 |
12883 |
28% |
26% |
3% |
Отчисления на соц. страхование |
13851 |
9228 |
4623 |
10% |
9% |
1% |
Амортизация |
4411 |
1903 |
2508 |
3% |
2% |
1% |
Прочие производственные расходы |
3743 |
2522 |
1221 |
3% |
3% |
0% |
Затраты на производство продукции |
134937 |
99605 |
35332 |
100% |
100% |
0% |
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что затраты предприятия в отчетном периоде выше базового на 35332 млн.р. Перерасход произошел по всем видам, а особенно по материальным затратам и затратам на оплату труда.
Наибольший удельный вес в себестоимости производимой продукции занимают материальные затраты. В 2012 году их уровень снизился на 6% по сравнению с 2011 годом. По остальным элементам затрат значительных изменений не наблюдалось.
Для более наглядного представления данных составим диаграмму структуры себестоимости производимой продукции за рассматриваемый период на рисунке 3.1
Рисунок 3.1 - Структура себестоимости производимой продукции за 2011-2012гг.
Для анализа общей суммы затрат на производство ТНП необходимо разделение затрат на постоянные и удельные переменные затраты. Представим это в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Постоянные и удельные переменные затраты.
Показатель |
2012 |
% |
2011 |
% |
Затраты на производство продукции |
55450 |
100% |
43751 |
100% |
Переменные затраты, млн.р. |
38960 |
70% |
30 483 |
70% |
Постоянные затраты, млн.р. |
16490 |
30% |
13 268 |
30% |
Удельные переменные затраты |
0,0219574 |
- |
0,0194484 |
- |
Объем выпуска, шт |
1774348 |
- |
1567375 |
- |
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что структура переменных и постоянных затрат оставалась неизменной на протяжении рассматриваемого периода времени 2011-2012гг., однако их величина в стоимостном выражении возросла за данный период.
Далее, согласно рисунку 2.3 и по формуле (4), проведем факторный анализ общей суммы затрат на производство продукции, принимая за базовый период 2011г., а за отчетный период – 2012г.
Данные факторного анализа представим в таблице 3.4.
Таблица 3.4 – Факторный анализ общей суммы затрат на производство продукции.
Затраты |
Факторы изменения затрат | |||
Сумма, млн.. руб. |
Объем выпуска продукции |
Удельные переменные затраты |
Постоянные затраты | |
базового периода: S(VВП0*b0) + A0 |
43 751р. |
to |
to |
to |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
по базовому уровню на фактический выпуск продукции отчетного периода: S(VВП1*b0) + A0 |
47 776р. |
t1 |
to |
to |
отчетного периода при базовой величине постоянных затрат:S(VВП1*b1) + A0 |
52 228р. |
t1 |
t1 |
to |
отчетного периода:S(VВП1*b1) + A1 |
55 450р. |
t1 |
t1 |
t1 |
Изменение затрат |
11 699р. |
4 025р. |
4 452р. |
3 222р. |
Таким образом, анализируя данную таблицу, можно сделать следующие выводы о влиянии факторов на общие затраты на производство продукции:
Наибольшее изменение общего уровня затрат на производство вызвало увеличение удельных переменных затрат на продукцию, что вероятно связано с недостаточно стабильной ситуацией в стране, удорожанием сырья, в связи с чем поставщики ресурсов закладывают инфляционные риски в цену реализуемых материалов.
Для анализа затрат на рубль выпущенной продукции составим таблицу исходных данных для анализа.
Таблица 3.5 – Исходные данные для анализа затрат на рубль выпущенной продукции.
Показатель |
2012г. |
2011г. |
+,- |
Объем выпуска продукции в отпускных ценах, млн. руб. |
62414 |
47130 |
15284,00 |
Выпуск продукции в натуральных показателях,шт. |
1774348 |
1567375 |
206973,00 |
Затраты на производство продукции млн. руб., в т.ч. |
55450,000 |
43751,000 |
11699,00 |
Переменные затраты |
38960,000 |
30483,000 |
8477,00 |
Постоянные затраты |
16490,000 |
13268,000 |
3222,00 |
Удельные переменные затраты млн. руб./шт. |
0,022 |
0,019 |
0,00 |
Средняя цена за единицу выпущенной продукции, млн.руб. |
0,035 |
0,030 |
0,01 |
Издержкоемкость руб./руб. |
0,888 |
0,928 |
-0,04 |
Далее, согласно таблице 2.1 и по формуле (5) проведем факторный анализ издержкоемкости производимой продукции, принимая за базовый период 2011г., а за отчетный период – 2012г.
Информация о работе Себестоимость выпускаемой на предприятии ОАО «Могилевский завод «Строммашина»