Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:52, курсовая работа
Целью исследования является теоретическая разработка и анализ исследования систем управления с помощью ситуационного анализа, а так же практическое решение задач эффективности исследования системы управления деловой организацией в условиях риска и неопределенности методами теории принятия решений. Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач, отражающих логику и концепцию исследования:
– обобщить особенности ситуационного подхода к исследованию систем управления;
– определить цели использования центрального инструмента этого подхода, т.е. ситуационного анализа, его методов и инструментария оценки текущего состояния фирмы, его прошлых успехов и неудач, прогнозов для дальнейшей деятельности;
– рассмотреть последовательность этапов проведения ситуационного анализа в организации; а также методы, которые используются в исследовании систем управления;
- практически освоить методы теории принятия решений в исследовании эффективности систем управления деловой организацией в условиях риска и неопределенности.
Введение……………………………………………………………………………....4
1 Теоретические и методические основы ситуационного анализа в управлении…………………………………………………………………….……....7
1.1 Понятие, цель, и роль ситуационного анализа……………………………...7
1.2 Методика проведения ситуационного анализа……………………………...13
2 Ситуационный анализ на предприятии ООО «Томас» и разработка рекомендаций по улучшению деятельности организации на основе деятельности ситуационного анализа …………………………………………………………..…18
2.1 Краткая характеристика деятельности организации……………………......18
2.2 Проведение ситуационного анализа на предприятии ООО «Томас»…..…20
2.3 SWOT-анализ……………………………………………………………..…...21
2.4 Оценка позиции фирмы относительно конкурентов……………………....25
2.5 Прогноз развития фирмы…………………………………………………..…27
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список используемой литературы……………………………………………..…...31
Приложение……………………………………………………………………..……33
- Двухтуровое анкетирование
- Многомерное шкалирование
- Факторный анализ
Под ситуационным анализом принято понимать проводимый периодически (1—2 раза в год ) анализ деятельности фирмы в ее отношениях с внешним для нее миром. Целью ситуационного анализа является «внутренняя ревизия» и оценка прошлой деятельности фирмы, рассмотрение ее достижений и неудач, вскрытие причин тех и других, выявление компетентности сотрудников и эффективности их работы, а также ответы на другие вопросы, некоторые из которых приведены ниже. В процессе ситуационного анализа выявляют положение фирмы с точки зрения требований рынка, возможности изменить (если потребуется) это положение с учетом влияния внешней среды и внутреннего состояния производственной системы (материально - технической базы, трудовых и информационных ресурсов). Для оценки внутреннего состояния фирмы в процессе ситуационного анализа выявляют степень готовности элементов производственной системы к обеспечению выполнения требований рынка. С этих позиций анализируется технико-экономический уровень развития следующих элементов: служб подготовки производства (в т.ч. конструкторских, технологических служб, организации производства); производственных подразделений основного производства (в т.ч. заготовительных, обрабатывающих, сборочных, испытательных и т.п.); обслуживающих подразделений производственной инфраструктуры (в т.ч. информационных, энергетических, инструментальных, технического обслуживания и ремонта, транспортных и т.п.); подразделений социальной инфраструктуры (в т.ч. служб быта, лечебных и оздоровительных учреждений, учреждений культуры, детских учреждений и т.п .Количественную оценку внутреннего состояния осуществляют с помощью показателей, характеризующих отношение числа подразделений (рабочих мест), способных по своему составу, техническому состоянию экономически эффективно обеспечить требования потребителей продукции, к общему числу подразделений (рабочих мест), которыми располагает фирма.
Для проведения
ситуационного анализа
Ситуационный анализ на фирме осуществляется путем непосредственного обследования фирмы, оценки технико-экономического уровня подразделений и рабочих мест, подготовки материалов для выявления целей стратегического развития фирмы. В результате ситуационного анализа устанавливается существующая система реализации бизнес-процессов и управления ими, а также соответствующая информационно-технологическая модель функционирования организации. СА является одним из самых действенных методов самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия и управления его системами. Он показывает высшему руководству и руководителям отдельных подразделений своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие. Хорошо проведенный ситуационный анализ позволяет руководству даже процветающего предприятия избавиться от иллюзий и трезво взглянуть на истинное положение вещей на предприятии, наметить новые, наиболее перспективные направления развития основной хозяйственной деятельности, в том числе составить перспективный бизнес-план, маркетинговый план или стратегическую маркетинговую программу. Ситуационный анализ также является одним из источников разработки прогнозов предприятия, бизнес-плана и других разделов перспективных планов.
Наглядно можно представить ситуационный анализ в виде следующих блоков:
Рис. 1. Структура ситуационного анализа
1.2 Методика
проведения ситуационного
Вся работа по организации и проведению ситуационного анализа на всех этапах, его методическому и информационному сопровождению осуществляется аналитической и рабочей группами соответственно с поставленными перед ними задачами и делегированными им полномочиями. Так, в частности, к числу задач, решаемых аналитической и рабочей группами, относятся:
- разработка системы отслеживания возникновения критических ситуаций, требующих проведения ситуационного анализа;
- создание мониторинга по отслеживаемым направлениям деятельности;
- подбор, адаптация и разработка методов анализа и систематизации информации;
- подбор и адаптация модуля статистического анализа данных;
- определение и актуализация перечня отслеживаемых направлений деятельности;
- определение эталонных ситуаций для каждого отслеживаемого направления деятельности;
- формирование и актуализация банка ситуаций (как эталонных, так и проанализированных ранее);
- формирование и актуализация банка экспертов;
- подготовка инструментария, включая математический аппарат, для определения факторов, характеризующих развитие ситуации, и индексов оценки их состояния;
- определение и актуализация факторов, характеризующих состояние ситуации, оценка их сравнительной важности, разработка индексов оценки состояния ситуации;
- подбор и адаптация методов формирования оценочных систем;
- подбор и адаптация методов организации, проведения и определения результатов "мозговой атаки" по оценке ситуации, включая схемы подачи информации, схемы достижения стабилизации мнений и прекращения "мозговой атаки";
- определение выработанных альтернативных- вариантов;
- подбор и адаптация методов экспертного прогноза изменения показателей и индексов, характеризующих ситуацию;
- подбор и адаптация методов разработки сценариев;
- подбор и адаптация методов определения результатов коллективных экспертных оценок;
- подбор и адаптация методов оценки степени согласованности экспертных суждений и определения "коалиций" экспертов - единомышленников;
- подбор, адаптация и разработка методов оценки качества экспертных заключений, включая оценку точности;
- подбор и адаптация методов анализа чувствительности ситуации.
Проведение
СА на современном технологическом
уровне требует разработки и использования
банков данных (ситуаций, сценариев, экспертов,
результатов ситуационного
Если при
выработке управленческих решений
в организации ситуационный анализ
занимает значительное место и проводится
регулярно, то целесообразно создание
специальной организационной
Проведение ситуационного анализа, как правило, эффективно только тогда, когда он осуществляется профессионально, с использованием современных технологий и специально разработанных методов.
Ситуационный анализ позволяет, исходя из более глубокого понимания ситуации и динамики ее развития, вырабатывать и принимать более обоснованные управленческие решения, а также предвидеть возможное возникновение кризисных ситуаций и принимать своевременные меры по их предотвращению.
Особенно актуальным является проведение ситуационного анализа при решении сложных комплексных проблем, а также проблем, представляющих для организации особую важность. В целом, ситуационный анализ предприятия предполагает:
Следуя современному пониманию задач и возможностей ситуационного анализа, приведем описание его основных этапов, образующих единую технологию. При этом будем придерживаться следующей терминологии.
Ситуация — это сочетание внутренних и внешних факторов, обстоятельств, условий, активных и пассивных действующих сил, требующее принятия соответствующих стратегических и важных тактических решений, определяющих деятельность организации, а также обеспечивающих предупреждение кризисных явлений. Предполагается, что ситуация развивается в соответствии с определенными закономерностями ("правилами игры") под действием тех или иных внутренних механизмов и событий, происходящих вне организации.
Рис. 2. Ситуационный анализ на предприятии
Эталонная ситуация — типичная, характерная для данного направления ситуация, уже возникавшая ранее, по которой есть информация о принимавшихся решениях, действиях и результатах этих действий.
Банк ситуаций — это систематизированная информация о ситуациях, хранящаяся, как правило, на машинном носителе, снабженная специальным инструментарием для эффективного хранения, поиска и актуализации (обновления) данных.
Экспертная комиссия — группа высококвалифицированных специалистов, сформированная для проведения экспертизы (в частности, "мозговой атаки") в процессе ситуационного анализа.
Технолог — специалист, имеющий необходимые профессиональные знания и опыт организации и проведения ситуационного анализа.
Аналитик — специалист, обладающий как необходимыми профессиональными знаниями и опытом анализа ситуаций данного направления, так и опытом сопровождения ситуационного анализа, подготовки аналитических отчетов и заключений.
ЛПР — лицо либо орган, принимающие решения в анализируемой ситуации.
Индекс — обобщенный показатель, рассчитываемый с помощью оценочной системы и характеризующий состояние ситуации.
Приведем описание основных этапов ситуационного анализа.
2 Ситуационный анализ фирмы ООО «Томас» и разработка рекомендаций по улучшению деятельности организации на основе деятельности ситуационного анализа
2.1 Краткая характеристика ООО «Томас»
ООО «Томас» была основана в 2006году. Общество с ограниченной ответственностью «Томас» создано на основании требований Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Устав ООО «Томас» зарегистрирован 25.06.2006 года. ООО «Томас» является малым предприятием.
Единственным учредителем Общества и генеральным директором является Гаврилина Елизавета Александровна.
Местонахождения Общества с ограниченной ответственностью «Томас»: Российская Федерация, Московская область, г. Чехов, ул. Советская, 27.
ООО «Томас» занимается ремонтно-реставрационными работами.
Фирма «Томас» завершила проекты по реконструкции и реставрации здания управления СКЖД и здания управления Куйбышевской железной дороги, пансионата «Луч» в г.Серпухове. В Москве на Всероссийской выставке фирма выиграла тендер на проект реставрации музея-заповедника А.П.Чехова в Мелихове. Проект был одобрен министром культуры. Также фирма оказывает услуги частным лицам по ремонту квартир, домов, коттеджей.
Фирма является коммерческой организацией и преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Миссией фирмы является: повышение качества жизни людей путем создания комфортных условий для труда и отдыха, а также сохранение памятников культуры для потомства.
На фирме «Томас» работает 48 человек. Для выполнения строительно-монтажных работ в период осуществления проектов дополнительно нанимаются рабочие.
Организационная структура «Томас» представлена на рис.3:
Рис. 3. Организационная структура фирмы «Томас»
Руководство текущей
деятельностью ООО «Томас»
Оценка предприятия на данный момент, или насколько хорошо работает существующая стратегия. Она включает обзор прошлой стратегической деятельности компании и определение логической взаимосвязи отдельных частей стратегии.
Индикаторы деятельности |
2006г |
2007г |
2008г |
Размер рынка |
2,3% |
2,5% |
2,9% |
Рост объема услуг |
12 |
15 |
19 |
Чистая прибыль |
1980тыс |
1900тыс |
2200тыс |
Возврат инвестиций |
120тыс |
100тыс |
95тыс |
Кредиты, займы |
- |
- |
- |
Табл. 1 Индикаторы стратегической деятельности
Результаты текущей оценки предприятия показали, что прибыль от деятельности с каждым годом возрастал, но не значительные суммы. Объем оказываемых услуг также имеет тенденцию к увеличению, но доля рынка потребителей весьма мала. Анализ показал, что финансовое положение предприятия является неустойчивым. Для формирования запасов и затрат предприятия не достаточно имеющихся в наличии собственных средств. Долгосрочные кредиты и займы отсутствуют. Следовательно, источником формирования запасов и затрат являются краткосрочные кредиты и займы, что свидетельствует о неустойчивом финансовом состоянии.
Информация о работе Ситуационный анализ в управлении: роль и методика проведения