Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:23, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть основные аспекты, возникающие при организации речных круизов. В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
дать определению «речному круизы»;
рассмотреть какие бывают речные круизы по России;
изучить организацию обслуживания теплоходных путешествий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I. КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ
Речные круизы……………………………………………………….3
Внутренние речные круизы по России……………………….……5
Речные прогулки (экскурсии) по России……………………..……7
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕПЛОХОДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ
2.1. . Обслуживание туристов на речных круизных суднах……….…….9
2.2. Основные речные маршруты………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………………...….. 19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕПЛОХОДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ
2.1. . Обслуживание туристов на речных круизных суднах……….…….9
2.2. Основные речные маршруты………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………………...….. 19
ВВЕДЕНИЕ
Реки и озера являются важными туристскими ресурсами. Они формируют благоприятный микроклимат, украшают ландшафт, предоставляют туристам отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта.
Речной вид транспорта стал особенно привлекательным в связи с ростом популярности речных круизов. В отличие от морских речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.
В соответствии с проведенными опросами туристов, использующих водный транспорт на различных маршрутах, было выявлено, что основными мотивами выбора водных путешествий являются желание отдохнуть на воде, провести время в спокойной, размеренной и комфортной обстановке, увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и другие достопримечательности. Кроме того, отдых на воде, по мнению специалистов, наиболее полезен для здоровья: медленное перемещение по организма. В связи с эти считаю данную тему актуальной.
Таким образом, цель данной работы - рассмотреть основные аспекты, возникающие при организации речных круизов. В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Работа состоит из введения, заключения, и двух глав. В работе над исследованием использовались источники, указанные в списке литературы.
ГЛАВА I. КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ
1.1.Речные круизы
Круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам) принято называть речными круизами. Путешествия по рекам и озерам наиболее развиты в государствах, богатых судоходными реками. Речные круизы могут проводиться в одном направлении или иметь кольцевой маршрут. Речные круизные маршруты в зависимости от условий перевозок, их продолжительности и протяженности, качества предоставляемых услуг подразделяются на транспортные, туристские, экскурсионно-прогулочные. Транспортные маршруты обеспечивают транспортное сообщение между отдельными населенными пунктами и работают, как правило, по заранее опубликованному расписанию. Речные суда, эксплуатируемые на транспортных маршрутах, осуществляют транзитные (протяженностью более 400 км), местные (протяженностью менее 400 км), пригородные и внутригородские перевозки туристов. К транспортным маршрутам относятся также переправные и паромные линии. Туристские перевозки организуются по традиционным и специальным маршрутам продолжительностью более 24 часов. Экскурсионно-прогулочные маршруты представляют собой перевозки экскурсантов продолжительностью менее 24 часов, как правило, это внутригородские и пригородные речные маршруты.
Речной круизный туризм в
наибольшей степени развит в европейских
странах (Франция, Германия, Румыния, Венгрия,
Италия). Популярны круизные маршруты
по Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе. Суда,
применяемые на речных маршрутах
в Европе, относятся к премиум
классу. Голландская круизная компания
Sea Cloud эксплуатирует два речных круизных
судна класса «люкс». В России, как
правило, эксплуатируются речные суда,
построенные в 1980 е гг. Среди наиболее
комфортабельных лайнеров следует
выделить круизные суда, осуществляющие
дальние перевозки, проектов 301 и 302.
Теплоходы этих проектов, как правило,
трех- или четырехпалубные и
На речных круизных маршрутах
в России также используются теплоходы
проектов Q 040 ("Илья Репин", "Максим
Горький"), Q 065 ("Сергей Есенин"),
92 016 ("Федор Шаляпин"), 305 ("Салават
Юлаев"), 588 ("Михаил Кутузов"). Организаторами
речных круизов выступают
Большой популярностью на российском рынке пользуются круизы по Нилу (Каир - Луксор, 3- 5 дней). Эти круизные маршруты комбинируются с рекреационным туром (отдых в Хургаде или Шарм эль Шейхе). Круизные суда, эксплуатируемые на маршрутах по Нилу, как правило категории "5*" или "люкс". Обслуживание на круизных судах осуществляется по системе «все включено», это распространяется на размещение, питание, экскурсионную программу.
Перевозки туристов на речных круизах в России регулируются Водным кодексом РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ. Положения этих правовых актов распространяются на все внутренние водные маршруты, порты и регулируют всю деятельность по организации речных круизов.
1.2. Внутренние речные круизы по России
В России внутренние речные круизы проходят по пяти бассейнам, в которых предусмотрен заход в 41 порт. Крупнейший морской порт России — Санкт-Петербург. Он принимает океанские лайнеры ведущих круизных компаний мира. Здесь функционируют десятки регулярных, сезонных и чартерных маршрутов в Швецию, Финляндию, Норвегию, Германию и другие европейские страны. Следует отметить также такие порты, как Калининград, Мурманск, Архангельск, Владивосток, Находка, Новороссийск, Сочи, Туапсе.1
Судоходными реками России в европейской части являются Волга, Кама, Ока, Дон, Белая, Вятка, Сухона, Вычегда, Северная Двина, Мезень, Печора.
В азиатской части судоходны Обь и ее притоки Иртыш, Тобол и Ишим, реки Енисей, Ангара, Лена с притоками Витим, Олекма, Вилюй и Алдан, а также Амур и судоходные участки на северных реках Яна, Индигирка и Колыма.
Бассейны рек Волга и Дон соединены друг с другом Волго-Донским (протяженностью 101 км), а с Ладожским и Онежским озерами Волго-Балтийским (1100 км) и Беломоро-Балтийским (227 км) судоходными каналами.
Протяженность Северо-Двинской системы составляет 130 км, канала Москва-Волга - 128 км, а длина Сайменского канала между Выборгским заливом (Россия) и озером Сайма (Финляндия) составляет 43 км.
На внутренних водных путях расположено около 700 судоходных гидротехнических сооружений, причем, протяженность искусственных судоходных путей составляет 13,8 тыс. км.
Общая протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 101,8 тыс. км, из них:
а) 72,3 тыс. км имеют знаки судоходности;
б) 46,2 тыс. км с гарантированными глубинами;
в) 30,5 тыс. км с освещаемыми и светоотражательными знаками;
г) 26,611 тыс. км в европейской части страны при средней плотности сети судоходных линий 6,6 км на 1 тыс. км2;
д) 59,905 тыс. км - в азиатской части станы при средней плотности сети судоходных линий 4,5 км на 1 тыс. км2.2
Эксплуатируется на внутренних водных путях 18291 судно технического флота и пассажирские суда, из них моложе 10-яш лет только 354.
При разработке программ и
описании маршрутов круизов по внутренним
водным путям как в своем регионе,
так и удаленных районах
В навигацию 2004 г. действовали более 300 регулярных пассажирских и 125 туристских линий, 565 речных переправ и паромов.
В 2005 г. имелось 125 речных и озерных портов, а перевозочную деятельность осуществляли 1675 судоходных компаний.
Главные пассажиропотоки проходят по рекам Волге, Северной Двине, Енисею, Амуру, Лене, а также по Волго-Балтийскому пути.
1.3. Речные прогулки (экскурсии)
Среди туристов большим спросом
кроме круизов пользуется такой
вид путешествия, как речные прогулки.
К экскурсионным и прогулочным
перевозкам относятся поездки экскурсантов
продолжительностью не более 24 ч, совершаемые
на речных судах с целью отдыха
и ознакомления с памятными, историческими
и другими
В мире насчитывается около 20 млн. единиц прогулочных судов — это катера, скоростные суда на подводных крыльях, небольшие моторные лодки, яхты, а также сверхскоростные суда с газотурбинным двигателем.
За рубежом такой вид туризма популярен в районе Карибского бассейна, Средиземного и Черного морей. Большая часть прогулочных судов сдается в аренду турфирмам или индивидуальным туристам.
Среди зарубежных и отечественных туристов в России большой популярностью пользуются городские водные экскурсии на специальных судах по рекам и каналам Санкт-Петербурга и его пригородов. Речные экскурсионные путешествия также популярны в Москве, Самаре, Саратове, Волгограде, Нижнем Новгороде, Владивостоке и др.
Для организации прогулок
или экскурсий на речных судах
турфирма подает организации пароходства
заявку с указанием маршрутов, количества
требуемых пассажирских судов (мест),
продолжительности поездок, периода
использования судов и
После закрепления пароходством за турфирмой судов (мест) в срок до 1 января заключается договор. Заявки на разовые экскурсионные поездки должны быть поданы организации пароходства заблаговременно (за 15 дней до поездки). Оплата производится за 15 дней (разовых — за 10 дней) до поездки. Полученные путевки (или билеты) на экскурсионную (прогулочную) перевозку обратно не принимаются, и платежи по ним не возвращаются. До начала поездки руководитель экскурсии обязан предъявить в кассе пристани (вокзала) копию поручения о внесенных платежах и сдать справку о количестве реализованных путевок, на основании которых ему выдается билет на групповую перевозку.
При отмене рейса по причине, не зависящей от организации пароходства, или неполном использовании мест турфирма оплачивает районному пассажирскому управлению (порту, пристани, причалу) полную стоимость перевозки согласно договору. Оставшиеся путевки могут быть проданы в день отправления на пристани через кассу с возмещением турфирме суммы выручки за вычетом комиссионного сбора; разрешается продажа оставшихся путевок через кассы, специально организованные турфирмой на вокзале.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕПЛОХОДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ
2.1. Обслуживание туристов на речных круизных суднах
Среди наиболее комфортабельных речных лайнеров в России выделяются суда дальнего следования проектов 301 и 302. Теплоходы этих проектов представляют собой трех-, четырехпалубные суда с 1-, 2-, 3- и 4-местными каютами, оборудованными санузлами, кондиционерами и холодильниками. На теплоходах работают ресторан, бар, два салона, кинозал, сауна, сувенирный киоск. В процессе эксплуатации внутреннее оборудование многих судов было модернизировано с целью поддержания их соответствия современным стандартам. Такие суда плавают на туристских маршрутах по Волге, Каме, Дону, а также по рекам и озерам Волго-Балтийского пути и даже в Китае по реке Янцзы (после приобретения некоторых из них китайскими перевозчиками). В межнавигационный период теплоходы могут использоваться в качестве плавучих гостиниц. Помимо этого, в России для осуществления речных круизов используются теплоходы проектов Q-040 («Василий Суриков», «Илья Репин», «Максим Горький» и др.), Q-065 («Сергей Есенин» и др.), 92-016 («Феликс Дзержинский», «Федор Шаляпин», «Георгий Жуков» и др.), 305 («Башкортостан», «Салават Юлаев» и др.), 588 («Родина», «Михаил Кутузов», «Мамин-Сибиряк» и др.)3
В качестве организатора речных путешествий могут выступать либо сами судовладельцы, либо туристские компании. Например, Волжское речное пароходство осуществляет на теплоходах «Рихард Зорге», «Александр Свешников» следующие круизы: «Золотые купола России» по маршруту «Москва - Нижний Новгород - Москва» (10.дней) с посещением Углича, Мышкина, Костромы, Плёса, Мурома; «Узоры Костромы» по маршруту «Москва – Плёс - Москва» (6 дней) с посещением Углича, Мышкина, Ярославля, Костромы; кратковременные трехдневные путешествия по маршрутам «Москва - Углич Москва» и «Москва – Тверь- Москва». Другой известный перевозчик Московское речное пароходство предлагает круизные программы «Москва - Астрахань - Москва» (20 дней), «Москва - Санкт-Петербург - Москва» (продолжительностью 9 и 13 дней), «Москва – Ярославль - Москва» (5 дней), «Москва – Углич - Москва» (3 дня). Судоходная компания «Вояж», работающая в ростовском регионе, предлагает речные круизы по рекам Дону, Волге, Северный Донец, Маныч. Хлебниковский судоремонтный завод (одно из подразделений Московского пароходства), имеющий во владении двухпалубные теплоходы проекта 305 «Г.Пирогов» и «А.Шемагин», для невзыскательных туристов разработал программы окско-волжских поездок. Ряд пароходств Камское, Московское, Енисейское, Ленское, Амурское и др. заключают договоры с зарубежными компаниями на круизное' обслуживание иностранных граждан.