Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 01:09, курсовая работа
Описание работы
В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………….3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………6 1.1. Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы……..6 1.2. Этапы реформирования пенсионной системы России……………...9 1.3. Реформирование пенсионной системы на современном этапе развития…………………………………………………………………………..21
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………….…………………………..34 2.1. Организационно-правовая характеристика ГУ-ОПФР по КЧР…..34 2.2. Порядок осуществления пенсионного обеспечения в КЧР………..42 2.3. Пенсионный калькулятор при расчете новой пенсионной формулы………………………………………………………………………….64
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ……………………………….....72 3.1. Развитие пенсионных реформ……………………………………….72 3.2. Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы ……………………………………………...85
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………….92 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………6
1.1. Основные цели, задачи
и направления пенсионной реформы……..6
1.2. Этапы реформирования пенсионной
системы России……………...9
1.3. Реформирование пенсионной
системы на современном этапе
развития…………………………………………………………………………..21
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………….…………………………..34
2.1. Организационно-правовая
характеристика ГУ-ОПФР по КЧР…..34
2.2. Порядок осуществления
пенсионного обеспечения в КЧР………..42
2.3. Пенсионный калькулятор
при расчете новой пенсионной
формулы………………………………………………………………………….64
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ
СИСТЕМЫ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЕНСИОННЫХ
РЕФОРМ……………………………….....72
3.1. Развитие пенсионных
реформ……………………………………….72
3.2. Специфические проблемы
построения и перспективы развития российской пенсионной системы ……………………………………………...85
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………….92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……………………96
ВВЕДЕНИЕ
Социальная защита как важнейший
механизм реализации социальной политики
основывается на совокупности социальных
и юридических гарантий, которые предоставляют
каждому человеку реальные возможности
реализации его прав, в том числе социально-экономических
прав на такой уровень жизни, который необходим
для нормального существования, развития
личности и воспроизводства.
В экономическом плане основная
дискуссия разворачивается вокруг двух
ключевых вопросов: необходимости увеличения
пенсионного возраста и целесообразности
сохранения накопительной части пенсионных
отчислений. При этом предъявляемые аргументы
в основном базируются на расчетах, связывающих
текущую демографическую ситуацию в стране
с будущими размерами пенсий. Однако демографическая
ситуация обладает значительной инерцией,
поэтому поступления в пенсионную систему
(особенно в долгосрочной перспективе)
в большей степени зависят от развития
экономики, ее возможностей. Более высокие
темпы роста экономики, по-видимому, обеспечивают
более высокие уровни оплаты труда и соответствующие
уровни пенсионных отчислений. В связи
с этим, по мнению многих экспертов, следует
сосредоточиться на определении роли
и места пенсионной системы в общей стратегии
долгосрочного развития страны и на этой
основе сформулировать ключевые требования
к ней в настоящем и будущем. При анализе
перспектив развития пенсионной системы
часто обращаются к опыту стран, обладающих
сходными с российской системами социального
обеспечения (прежде всего, Западной Европы).
Однако часто забывают о том, что проблемы
с обеспечением социальных обязательств
в странах 4 Европейского союза возникли
на фоне очень высокого уровня социального
обеспечения и замедления темпов экономического
роста. По уровню пенсионного обеспечения
населения Россия значительно уступает
большинству стран Европейского союза,
при этом разрывы в уровне пенсий по старости
больше, чем в душевых доходах. Требуется
радикально перестроить российскую пенсионную
систему. Нам известно о существовании
нескольких вариантов пенсионной реформы,
до сих пор не ясно, какой из них будет
официально утвержден. Вышесказанное
определило актуальность выбранной темы
научного исследования. Цель данной работы
– на основе критического осмысления
официальных вариантов пенсионной реформы
выявить дальнейшие направления развития
российской пенсионной системы.
Реформирование пенсионной
системы в Российской Федерации в настоящее
время является актуальной проблемой
в свете последних решений о повышении
пенсий, особенно тех граждан, которые
заработали право на нее в советские времена.
Актуальность темы подтверждается еще
и тем, что вопросы пенсионной политики,
так или иначе, касаются каждого из нас:
и тех, кому уже назначена пенсия, и тех,
кто будет претендовать на нее в будущем.
Современные подходы к реформированию
отечественной пенсионной системы базируются
на глубоком анализе достоинств и недостатков
пенсионной системы советского периода,
результатов проведенных с 1997 года реформ,
которые особенно четко высветили просчеты,
недостатки уже реализованных решений,
а также опыта построения пенсионных систем
развитых стран. Система пенсионного страхования
России с ее достоинствами и проблемами
в свете последних решений о реформировании
являются объектом исследования данной
выпускной квалификационной работы.
Содержания проводимой в России
реформы пенсионной системы, анализ первых
результатов реализованных в рамках реформы
мероприятий, изучение и анализ мирового
опыта построения пенсионных систем, и
особенно в развитых странах, методов
и источников формирования доходов пенсионных
фондов и возможностей привнесения их
преимуществ в отечественную пенсионную
модель являются предметом исследования
данной выпускной бакалаврской работы.
Цель бакалаврской работы -
раскрыть содержание и первые итоги реформирования
пенсионной системы в Российской Федерации
на основе анализа доходов и расходов
ГУ-ОПФР по КЧР.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические
аспекты реформирования пенсионной
системы Российской Федерации;
- на основе анализа
доходов и расходов Нефтекамского
отделения Пенсионного фонда
РФ дать оценку первым результатам
предпринятых шагов реформирования;
- на основе изучения
мирового опыта построения пенсионных
систем выявить возможности использования
их достоинств в отечественной
практике реформирования системы
пенсионного страхования.
Выпускная квалификационная
работа написана на основе изучения нормативно
правовых актов, связанных с построением
и реформированием пенсионной системы
РФ, материалов учебников и учебно – методических
изданий, информации периодических изданий
и электронных ресурсов, а также отчетных
данных ГУ-ОПФР по КЧР. Анализ мероприятий
в рамках реформирования пенсионной системы
России выполнен с использованием традиционных
общенаучных (синтез, анализ, сравнение,
группировка, обобщение, графический метод,
средние величины и др.) и специфических
экономических приемов, и способов (балансовое
обобщение, факторный анализ, способ цепных
подстановок, способ абсолютных разниц
и др.).
Объектом исследования является
отделение Пенсионного фонда России по
Карачаево-Черкесской республике (ГУ-ОПФР
по КЧР), а предметом – механизм, условия,
факторы формирования и использования
ПФ в республике
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Основные цели,
задачи и направления пенсионной
реформы
Пенсионная реформа направлена
на изменение существующей распределительной
системы начисления пенсий, дополняя ее
накопительной частью и персонифицированным
учетом страховых обязательств государства
перед каждым гражданином.
Основной задачей реформы является
достижение долгосрочной финансовой сбалансированности
пенсионной системы, повышение уровня
пенсионного обеспечения граждан и формирование
стабильного источника для дополнительных
доходов в социальную систему.
Суть реформы заключается в
коренном изменении взаимоотношений между
работником и работодателем: в повышении
ответственности работников за обеспечение
своей старости, а также в повышении ответственности
работодателя за уплату страховых взносов
за каждого работника.
Цель пенсионной реформы:
реализовать гарантированные
статьей 39 Конституции РФ права граждан
на пенсионное обеспечение в старости,
в случае инвалидности, при потере кормильца,
в других случаях, установленных законом;
развить пенсионное обеспечение
на основе государственного пенсионного
страхования;
дать дополнительный источник
для повышения размера пенсии за счет
инвестирования части пенсионных отчислений
и поставить в зависимость размер пенсии
от размера зарплаты.
Таким образом, от распределительного
принципа выплаты пенсий Россия переходит
к распределительно-накопительному. Это
означает, что вместо того, чтобы все отчисления
с работающего, входящие в единый социальный
налог, шли на выплату пенсий нынешним
пенсионерам, некоторая их часть пойдет
на личный счет этого конкретного работающего
и будет инвестироваться в различные финансовые
инструменты, определенные государством.
Сумма на счете конкретного
гражданина будет зависеть от его зарплаты,
а также от результатов инвестирования.
К старости на пенсионном счете
у гражданина будет накапливаться определенная
сумма. Российская экономика получит инвестиционные
ресурсы, а граждане и работодатели будут
заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались
легально.
Новое пенсионное законодательство
РФ предусматривает:
государственные пенсии: пенсия
за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия
по инвалидности, социальная пенсия;
трудовые пенсии: трудовая пенсия
по старости, трудовая пенсия по инвалидности,
трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Право на государственные пенсии
имеют: федеральные государственные служащие;
военнослужащие; участники Великой Отечественной
Войны; граждане, пострадавшие в результате
радиационных или техногенных катастроф;
нетрудоспособные граждане.
Под трудовой пенсией понимается
ежемесячная денежная выплата в целях
компенсации гражданам заработной платы
или иного дохода, которые получали застрахованные
лица перед установлением им трудовой
пенсии либо утратили нетрудоспособные
члены семьи застрахованных лиц в связи
со смертью этих лиц. Право на трудовую
пенсию определяется условиями и нормами,
установленными пенсионным законодательством
РФ.
Обязательным страховым обеспечением
по пенсионному страхованию являются:
страховая и накопительная
части трудовой пенсии по старости;
страховая и накопительная
части трудовой пенсии по инвалидности;
страховая часть трудовой пенсии
по случаю потери кормильца;
социальное пособие на погребение
умерших пенсионеров, не работавших на
день смерти.
Гражданам, не имеющим по каким-либо
причинам права на трудовую пенсию, устанавливается
социальная пенсия на условиях и в порядке,
определяемым Федеральным законом №166-ФЗ.1
Для получения пенсии по старости
необходимо не менее пяти лет трудового
стажа. Законодательство разграничивает
понятия трудового и страхового стажа.
Трудовой стаж - это суммарная
продолжительность периодов работы и
иной деятельности, учитываемая при определении
права на отдельные виды пенсий по государственному
пенсионному обеспечению и которые засчитываются
в страховой стаж для получения трудовой
пенсии, предусмотренной Федеральным
Законом "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации".
Под страховых стажем понимается
учитываемая при определении права на
трудовую пенсию суммарная продолжительность
периодов работы и/или иной деятельности,
в течение которых уплачивались страховые
взносы в ПФ РФ, а также иные периоды, засчитываемые
в страховой стаж.
В страховой стаж включаются:
период работы и/или иной деятельности,
выполнявшиеся на территории России лицами,
застрахованными в соответствии с законодательством
об обязательном пенсионном страховании
(далее - застрахованные лица);
периоды работы и/или иной деятельности,
выполнявшиеся застрахованными лицами
за пределами России, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
или ее международными договорами, либо
в случае уплаты страховых взносов в ПФР
при добровольном вступлении в правоотношения
по обязательному пенсионному страхованию;
иные периоды, предусмотренные
законодательством РФ.
Исчисление страхового стажа,
требуемого для приобретения права на
трудовую пенсию, производится в календарном
порядке.
1.2. Этапы реформирования
пенсионной системы России
В любом обществе независимо
от его экономического развития и политического
устройства была, есть и будет существовать
необходимость в экономической и социальной
поддержке людей, которые в силу разных
причин не в состоянии самостоятельно
приобретать средства для своего существования.
Это дети и старики, а также люди, потерявшие
здоровье по причине болезни, увечья и
т.д.
В настоящее время пенсионные
системы цивилизованных стран в значительной
степени отличаются друг от друга. Это
объясняется разницей в экономических
потенциалах отдельных государств, степенью
развития национальных систем социального
обеспечения, а также демографическими,
культурными, социально-политическими
особенностями каждой страны. Одним из
основных факторов, определяющих развитие
национальных пенсионных систем, является
выбор моделей и механизмов их финансирования.
В большинстве государств нет
ни чисто распределительной, ни чисто
накопительной пенсионной системы. Имеет
место, скорее их своеобразное сочетание.
Несмотря на существующие значительные
различия, система предоставления защиты
в старости в различных странах характеризуется
как система трех уровней: государственное,
производственное и личное пенсионное
страхование.
Государственное пенсионное
страхование обязательно для всех и призвано
обеспечить достойное существование населению
пенсионного возраста. Одной из отличительных
особенностей обязательного пенсионного
страхования является то, что пенсия, получаемая
из этой системы, уже сама по себе является
достаточной, чтобы обеспечить человеку
достойный уровень жизни в старости2.
Производственное пенсионное
страхование – добровольное или обязательное
дело руководителей фирм и предприятий.
Многие организации выплачивают своим
бывшим сотрудникам при выходе на заслуженный
отдых пенсии от предприятий дополнительно
к выплатам, установленным законом.
Кроме этого каждый работающий
по найму может дополнительно застраховать
себя лично, открыв в любом коммерческом
банке соответствующий пенсионный счет.
Кредитные организации разрабатывают
и предлагают предприятиям и частным лицам
различные накопительные программы по
краткосрочным и долгосрочным вкладам.
Работник может присоединиться к программе
работодателя либо напрямую участвовать
в капитале предприятия. Многие банки
имеют при себе негосударственные пенсионные
фонды, и деньги клиента (предприятия от
имени работника или самого работника)
помещаются в существенный фонд, возможно
создание
нового фонда. На пенсионные
вклады предоставляются льготы по различным
налогам.
В некоторых странах накопительные
пенсионные системы оказались способны
аккумулировать гигантские средства и
за счет грамотной инвестиционной политики
в значительной мере финансировать свое
собственное развитие и одновременно
вносить крупный вклад в развитие экономики.