Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 01:09, курсовая работа
В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей.
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………6
1.1. Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы……..6
1.2. Этапы реформирования пенсионной системы России……………...9
1.3. Реформирование пенсионной системы на современном этапе развития…………………………………………………………………………..21
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………….…………………………..34
2.1. Организационно-правовая характеристика ГУ-ОПФР по КЧР…..34
2.2. Порядок осуществления пенсионного обеспечения в КЧР………..42
2.3. Пенсионный калькулятор при расчете новой пенсионной формулы………………………………………………………………………….64
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ……………………………….....72
3.1. Развитие пенсионных реформ……………………………………….72
3.2. Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы ……………………………………………...85
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………….92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……
Несмотря на проводящуюся реформу, современная пенсионная система по-прежнему даёт гигантскую нагрузку на систему оплаты труда и страховых взносов, поскольку Россия входит в число пятнадцати стран с самыми высокими ставками взносов, из-за чего происходит ослабление налогооблагаемой базы.
Причиной затруднений при осуществлении пенсионной реформы также считают её перегруженность большим числом обязательств, часто не оправданных ни экономически, ни социально.
Нельзя не учитывать и неблагоприятные долгосрочные демографические тенденции. Из трудоспособного возраста выбывает намного больше граждан, чем входит в него. К этому можно добавить невысокую продолжительность жизни населения, особенно мужчин. Люди, родившиеся после войны, в 2005 году начали уходить на пенсию. На смену им прийти некому – в девяностые годы рождаемость снизилась в два раза. Полумеры в сложившейся ситуации не помогут. Не изменив самих принципов действия пенсионной системы, можно дождаться серьезных экономических потрясений.
Существуют и другие проблемы на рынке пенсионного страхования. К ним можно отнести отсутствие адекватного пенсионного обеспечения представителей среднего класса, граждан с высокими заработками, которые сегодня составляют примерно 25–30% трудоспособного населения. Прогнозы показывают, что к 2030 году в России их будет примерно 50%. Снижение коэффициента замещения для них неизбежно приведет либо к падению их экономической и социальной активности, либо к использованию ими архаичных способов замещения утраченного в старости заработка, таких как сдача квартир в наем, «накопления в наволочку» или в «кубышку».
В 2008 г. было разработано сразу несколько концепций реформирования пенсионной системы, авторами которых стали Министерство финансов, Министерство здравоохранения и социального развития, Институт современного развития (табл.2.)9
Одной из возможных перспектив развития пенсионной системы в России, не популярных в российском обществе, является повышение пенсионного возраста.
Аргументация этого шага заключается в том, что во всем мире планка выхода на пенсию существенно выше российской, а в стране продолжается снижение численности экономически активного населения и одновременное увеличение количества пенсионеров.
В нашей стране низкий пенсионный возраст, в тоже время, стандартный возраст предоставления пенсий в среднем по развитым странам составляет 65 и 63 года, соответственно, для мужчин и женщин, по выборке формирующихся рынков в среднем он равен 63 и 60 лет (Табл. 3). Кроме того, по мнению авторов этого варианта 55-летние женщины и 60-летние мужчины еще полны сил и обижаются, когда их выпроваживают на пенсию. Повышение пенсионного возраста служит распространенной реакцией на старение населения. За последние 20 лет он был повышен в Аргентине, Венгрии, Германии, Италии, Турции, Чехии, Японии и др. В ряде стран, включая Великобританию, Грецию, Италию, Францию, США, также были приняты аналогичные решения.
Таблица 2. - Варианты реформирования пенсионной системы
В
Минфин |
Минздрав-соцразвития |
Институт современного развития |
1. Оставить ЕСН с повышением ставки до 29% к 2020 г. 2. Повысить нижний предел рублей до 1,1 млн. рублей. 3. Увеличить на 3% подоходный налог для лиц моложе 1967 г. для пенсионных накоплений. 4. Постепенно увеличить возраст выхода на пенсию до 62,5 года. |
1. Оставить ЕСН и увеличить
ставку на необходимую 2. Отменить регрессивную шкалу налогообложения. 3. Установить предел облагаемого заработка в 135% от среднего по стране. 4. Продлить более чем на 10 лет программу государственного софинансирования. |
1. Оставить ЕСН по действующей ставке в 26%. 2. Повысить нижний предел шкалы налогообложения до $1000 в месяц. 3. Из 20 п.п. ЕСН 6 п.п. направлять в ПФР, а не в бюджет, увеличить до 8—12% отчисления на накопительную часть пенсии. 4. Для начинающих работать после 2010 г. отправлять на накопительную часть пенсии 15 п.п. из 20 п.п. ЕСН. |
Страна |
Стандартный возраст выхода на пенсию (в 2014 г.) |
Средняя продолжительность жизни (2014 г.) | ||
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины | |
Развитые страны | ||||
Великобритания |
68 |
60 |
76 |
81 |
Греция |
65 |
60 |
76 |
82 |
Германия |
67 |
67 |
76 |
82 |
Испания |
65 |
65 |
76 |
83 |
Италия |
67 |
60 |
77 |
83 |
Франция |
67 |
65 |
78 |
84 |
США |
65 |
65 |
75 |
81 |
Япония |
70 |
70 |
79 |
85 |
В среднем по выборке развитых стран |
66,7 |
64 |
76,6 |
82,6 |
Формирующиеся рынки | ||||
Россия |
60 |
55 |
64 |
75 |
Аргентина |
65 |
60 |
72 |
80 |
Бразилия |
65 |
60 |
69 |
76 |
Венесуэла |
60 |
55 |
70 |
76 |
Венгрия |
62 |
62 |
69 |
77 |
Мексика |
65 |
65 |
73 |
79 |
Польша |
65 |
60 |
74 |
79 |
Турция |
60 |
58 |
70 |
75 |
Чехия |
62 |
60 |
73 |
79 |
Чили |
65 |
60 |
74 |
80 |
ЮАР |
65 |
60 |
43 |
42 |
Южная Корея |
60 |
60 |
78 |
80 |
В среднем по развивающимся странам (без РФ) |
63,1 |
59,9 |
69,5 |
74,8 |
Страна |
Требования к стажу | |
мужчины |
женщины | |
Развитые страны | ||
Великобритания |
44 |
39 |
Греция |
12 |
12 |
Германия |
5 |
5 |
Испания |
15 |
15 |
Италия |
18 |
18 |
Франция |
40 |
40 |
США |
10 |
10 |
Япония |
25 |
25 |
В среднем по выборке развитых стран |
21,2 |
20,5 |
Формирующиеся рынки | ||
Россия |
5 (35) |
5 (35) |
Аргентина |
30 |
30 |
Бразилия |
15 |
15 |
Венесуэла |
14 |
14 |
Венгрия |
15 |
15 |
Мексика |
24 |
24 |
Польша |
25 |
20 |
Турция |
20 |
20 |
Чехия |
10 |
10 |
Чили |
10 |
10 |
ЮАР |
- |
- |
Южная Корея |
20 |
20 |
В среднем по выборке формирующихся рынков (без России) |
18,3 |
17,8 |