В структуре новых назначений
трудовых пенсий перечисленные категории
получателей составляют примерно столько
же - 42,5%. При этом более 73% получателей
досрочных пенсий по старости, не достигших
общеустановленного пенсионного возраста,
продолжают работать, причем ¾ - на тех
же рабочих местах. А из пенсионеров-угольщиков
на тех же рабочих местах продолжают работать
более 66%.
Кроме того, необходимо учитывать,
что с 01.01.2010 г. в Российской Федерации
действует эквивалентная формула исчисления
размера трудовой пенсии, не применяемая
в странах, принявших решение об увеличении
пенсионного возраста.
Данная формула основана на
принципе прямого, ничем не ограниченного
роста пенсионных обязательств перед
застрахованным лицом, исходя из объема
уплаченных за него страховых взносов
в ПФР. Это, по своей сути, аналог банковского
депозита – сколько страховых взносов
перевел работодатель на индивидуальный
счет работника в ПФР, столько затем работник
при наступлении пенсионного возраста
получает с этого счета в виде пенсии.
То есть, чем больше период и
объем страховых отчислений, тем больше
размер обязательств ПФР перед будущими
пенсионерами. При сокращении числа работников,
за которых уплачиваются страховые взносы,
ПФР не будет располагать необходимыми
доходными источниками для исполнения
возросших обязательств перед предыдущим
поколением. В условиях применения эквивалентной
пенсионной формулы меры по повышению
возрастной границы выхода на пенсию не
только не принесут в долгосрочной перспективе
существенной экономии средств на выплату
пенсий, а как уже отмечалось, еще более
усугубят дефицит ПФР.
Негативное влияние демографической
ситуации и недостатков пенсионной системы
усугубляется неблагоприятной макроэкономической
ситуацией: важнейшие для развития пенсионной
системы макропараметры не достигнуты.
Однако российская пенсионная
система по причине объективных особенностей
демографического и макроэкономического
характера, а также огромного груза накопленных
пенсионных обязательств советского периода
должна реализовать уникальный комплекс
мероприятий, который выходит далеко за
пределы зарубежного опыта повышения
пенсионного возраста или внедрения накопительного
компонента. В ответ на демографические
вызовы в отечественной пенсионной системе
осуществлена социально-страховая пенсионная
реформа.
Перспективами развития пенсионной
системы РФ на современном этапе может
быть:
1. Профессиональное пенсионное
сообщество поддерживает проведение
государственной политики, направленной
на обеспечение сохранности средств
пенсионных накоплений, создание
системы гарантирования прав
застрахованных лиц на накопительную
пенсию, модернизацию деятельности
негосударственных пенсионных фондов
и усиление требований к их
финансовой состоятельности, прозрачности
и устойчивости.
2. Инициативы о полной
отмене института пенсионных
накоплений в рамках обязательного
пенсионного страхования приведут
к разрушению действующей конструкции
российской пенсионной системы,
основанной на сочетании распределительного
и накопительного способов формирования
средств для обеспечения текущих и будущих
пенсий, их нельзя признать допустимыми.
Ключевым направлением развития
пенсионной системы совершенствование
ее накопительного компонента, особенно
в том, что касается инвестирования средств
пенсионных накоплений, а также обеспечения
большей доходности от их размещения.
3. Негосударственные пенсионные
фонды должны сыграть исключительную
роль в качестве ключевых внутренних
инвесторов в национальной экономике.
Средства пенсионных накоплений
и пенсионные резервы сегодня
работают в реальной экономике
в трех основных направлениях:
- кредитование проектов
государственно-частного партнерства;
- долговое финансирование
долгосрочных инвестиционных проектов;
- участие в акционерном
капитале.
В качестве примеров кредитования
проектов государственно-частного партнерства
в ходе конференции были рассмотрены следующие
проекты:
строительство участка трассы
Москва-Минск в обход Одинцово
строительство Западного скоростного
диаметра
строительство головного участка
автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург
строительство сети физкультурно-оздоровительных
комплексов в Нижегородской области,
строительство различных объектов
энергетики.
Также пенсионные средства
успешно вкладывались в объекты коммерческой
и жилой недвижимости в различных субъектах
Российской Федерации: ЯНАО, Краснодарский
край, Ставропольский край, Омская область,
Воронежская область, Московская область,
Москва, Санкт-Петербург и многих других
регионах России, обеспечивая стабильный
доход НПФ.
C 2004 по 2014 годы за счет пенсионных
средств НПФ, инвестированных в реальный
сектор экономики, в рамках наиболее известного
проекта например, в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре посредством
закрытых паевых инвестиционных фондов
недвижимости, было построено и сдано
в эксплуатацию более 500 тыс. кв. м жилья
в 10 городах региона. Программа предусматривает
сдачу в эксплуатацию еще 800 тыс. кв. м.
жилья в период 2014-2016 годов.
4. Для укрепления
роли НПФ, в качестве ключевых внутренних
инвесторов в национальной экономике,
необходимо расширить список инструментов
для инвестирования пенсионных накоплений
без ухудшения кредитного качества таких
вложений, но со значительным ростом доходности
инвестиций в длинные облигации федерального
займа, АИЖК и другие институты развития,
различные инфраструктурные проекты,
а также ипотечные ценные бумаги.
Эти процессы могут стать возможными
при внесении дополнений в действующую
нормативную базу в ключе предоставления
фондам возможности создания «двух портфелей»
- торгового и инвестиционного с включением
в инвестиционный портфель бумаг, удерживаемых
до погашения. При этом список бумаг, составляющих
инвестиционный портфель, необходимо
ограничить бумагами, входящими в ломбардный
список ЦБ, инфраструктурными облигациями
и облигациями, выпуск которых осуществляется
в рамках проектов государственно-частного
партнерства, а также ипотечных ценных
бумаг.
Помимо повышения заинтересованности
во вложениях в длинные государственные
бумаги и инфраструктурные проекты, это
позволит дополнительно сбалансировать
активы и обязательства негосударственных
пенсионных фондов, что в свою очередь
приведет к большей устойчивости пенсионной
системы.
В рамках дальнейших перспектив
развития считаем необходимым:
- разработать дополнительные
механизмы, направленные на мотивацию
работодателей и граждан к
совместному финансированию будущих
негосударственных пенсий в рамках
трехуровневой пенсионной модели;
- рассмотреть возможность
усиления мер налогового стимулирования
путем уменьшения налоговой базы
по налогу на прибыль и на
доходы физических лиц на сумму
осуществленных пенсионных взносов
по договорам НПО с повышающим
коэффициентом 2;
- способствовать распространению
среди регионов Российской Федерации
уникального опыта ХМАО-Югры по
созданию многоуровневой системы
негосударственного пенсионного
обеспечения, включающей в себя
совместное финансирование будущих
пенсий работниками бюджетных
учреждений и региональным правительством,
а также комплекс мер, направленных
на стимулирование реализации
программ НПО предприятиями малого
и среднего бизнеса.
6. Приоритетной задачей,
обозначенной пенсионным сообществом,
стоит считать модернизацию досрочного
негосударственного пенсионного
обеспечения. Подготовленный пакет
законопроектов, одобренный Минтрудом
России, РСПП, Экспертным советом
Комитета ГД по финансовым
рынкам и НАПФ, призван установить
новые правовые, экономические и
социальные отношения, возникающие
при осуществлении негосударственными
пенсионными фондами деятельности
по досрочному негосударственному
пенсионному обеспечению, устанавливает
принципы государственного контроля
за их деятельностью.
Изменения в законодательстве
будут способствовать развитию новых
форм социальных гарантий, созданию условий
по предоставлению работникам гарантий
и компенсаций в соответствии с их интересами
в рамках трудовых и коллективных договоров,
развитию принципиально новых форм финансирования
пенсий работниками за счет собственных
средств, позволит вывести оплату труда
«из тени».
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Российская пенсионная система
в силу своей всеобщности, многоукладности
и наличия большого государственного
пенсионного долга по советским пенсионным
обязательствам остается для экономики
главным вызовом в течение всего XXI века.
Поэтому государство должно сохранять
свою лидирующую функцию регулятора в
пенсионной системе, построенной на принципах
социального страхования, на весь переходный
период для сохранения социальной стабильности.
Ясно, что социальные
задачи пенсионного обеспечения
не смогут быть достигнуты
при отсутствии долгосрочной
финансовой сбалансированности
пенсионной системы в целом. Таким
образом, именно способность пенсионной
системы быть финансово устойчивой
в долгосрочной перспективе должна
рассматриваться в качестве решающего
фактора при принятии решения
о пенсионной реформе.
Высокий статус и социальное
звучание, которое решено предать пенсионной
реформе, объясняется актуальностью проблемы
для большинства населения страны, а также
сложным характером задач по формированию
принципиально новой институциональной
структуры пенсионной системы в России
применительно с происшедшими изменениями
общественного уклада.
За период, прошедший после
начала пенсионной реформы, основанной
на принципах социального страхования,
проявились как позитивные (ликвидирована
уравнительность пенсий, усилена стимулирующая
роль страховых взносов, резко возрос
уровень материального обеспечения пенсионеров,
в первую очередь низкодоходных контингентов
и многие др.), так и негативные результаты,
обусловленные, как показывает анализ,
не сущностными – страховыми, а внешними
к пенсионной системе - демографическими
и макроэкономическими факторами, включая
глобальный финансовый кризис.
Это свидетельствует о необходимости
продолжения пенсионной реформы и преодоления
объективных трудностей переходного периода,
среди которых главными являются госбюджетное
финансирование дефицита бюджета ПФР
и волатильность коэффициента замещения,
который по международной практике рассматривается
важным критерием развитости национальной
пенсионной системы.
Решение этих проблем, как показывает
международная практика, и в частности
последствия финансового кризиса, лежит
не в русле увеличения доли обязательной
накопительной пенсионной программы и
повышения пенсионного возраста, а в совершенствовании
институциональных социально-страховых
отношений в пенсионной системе. При этом
следует подчеркнуть, что оба указанных
инструмента могут и должны применяться,
как и все другие, в строгом соответствии
с национальными особенностями, т.е. когда
это адекватно демографическим и макроэкономическим
условиям. Таким образом, необходимость
реформирования пенсионной системы в
России обусловлена сложными взаимообусловленными
социально-экономическими и демографическими
процессами, которые носят объективный
и долгосрочный характер.
Стратегическим направлением
реформирования должно стать формирование
полноценного института пенсионного страхования.
В России он должен занять соответствующее
место и стать определяющим как по кругу
страхуемых и уровню пенсионного обеспечения,
так и по объему финансовых средств. Без
применения новейших технологий в процессе
реформирования пенсионной системы невозможно
обойтись.
Реформа пенсионного обеспечения
требует социального согласия, что может
быть подкреплено долгосрочным (25-30 лет)
общественным договором о неизменности
принципов, критериев и правил пенсионного
обеспечения. Такой договор позволит предотвратить
превращение пенсионной системы в средство
политических манипуляций. И еще, что очень
важно, реформа не терпит отлагательства.
Хотя она нынешним ветеранам ничего не
сулит, ее необходимо делать для будущих
поколений. Если не принять меры по перспективному
изменению пенсионной системы, то поколение
80-х в силу демографических факторов и
состояния на рынке труда может оказаться
в критическом положении, без государственной
пенсии вообще.
Как
правило, реформа в любой стране обусловлена
характером демографических тенденций,
делающих бесперспективным сохранение
распределительного пенсионного механизма.
В добавление к демографическим проблемам
в разных странах существуют финансовые,
организационные и прочие проблемы, обуславливающие
актуальность осуществления пенсионной
реформы. В России этот комплекс проблем
стоит очень остро, что делает для нашей
страны постановку вопроса о проведении
пенсионной реформы чрезвычайно своевременной.
Вследствие реформы должно
произойти увеличение размера пенсий,
система должна стать устойчивой и адаптивной
и должна создавать посильную нагрузку
на бюджет страны.
Таким образом, пенсионная система
должна стать комплексной, для групп с разными
доходами, необходимо радикально повысить
прозрачность системы: граждане должны
получать понятную информацию об инвестиционных
стратегиях и результатах инвестиционных
кампаний.
По мнению экспертов, систему
досрочных пенсий нужно немного реформировать
и ввести дополнительный страховой тариф
для работодателей с рабочими местами
(дифференцированно по основному списку
специальностей и специальностей бюджетной
сферы), который будет постепенно повышаться.
Система переаттестации рабочих мест
с вредными условиями труда должна стать
простой и понятной.
Для совершенствования
и развития пенсионного обеспечения республики
были определены приоритетные направления:
- повышение уровня обслуживания населения;
- создание и реализация программы, направленной
на повышение уровня жизни престарелых
и недееспособных;
- совершенствование работы общественных
советов по делам пожилых людей для решения
вопросов, связанных с пенсионным обслуживанием
граждан и оказанию материальной помощи
нуждающимся;
- дальнейшее совершенствование структуры
органов, осуществляющих пенсионное обеспечение
в республике, форм и методов их работы;
- повышение профессионального уровня
специалистов ПФ РФ республики, создание
кадрового потенциала для органов ПФ РФ
и др.