Статистические методы анализа финансовых результатов предприятия (на примере ОАО «Северсталь»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Статистический анализ финансового состояния предприятия — это предварительная оценка финансового состояния предприятия. Оно характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. Финансовое состояние предприятия является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов. Целью статистического анализа финансового состояния предприятия является предварительная оценка финансового состояния по результатам расчета и анализа в динамике ряда финансовых показателей, совокупность которых характеризует пространственно-временную деятельность предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Анализ финансовых результатов предприятия……………………….5
Статистические методы изучения прибыли……………………………..5
Статистические методы изучения рентабельности……………………...9
Глава 2 Анализ основных финансовых результатов ОАО «Северсталь» .......12
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………...12
2.2. Анализ структуры и динамики..………………………………………….14
2.3. Анализ прибыли предприятия……………………………………………16
2.4. Анализ факторов рентабельности………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………… 25
Список использованной литературы…………………………………………...26
Приложение……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1 Анализ финансовых результатов предприятия……………………….5

    1. Статистические методы изучения прибыли……………………………..5
    2. Статистические методы изучения рентабельности……………………...9

Глава 2 Анализ основных финансовых результатов ОАО «Северсталь» .......12

2.1.    Краткая  характеристика предприятия…………………………………...12

2.2.    Анализ структуры и динамики..………………………………………….14

2.3.    Анализ  прибыли предприятия……………………………………………16

2.4.    Анализ  факторов рентабельности………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………… 25

Список использованной литературы…………………………………………...26

Приложение………………………………………………………………………27

 

Введение

    Статистический  анализ финансового состояния предприятия  — это предварительная оценка финансового состояния предприятия. Оно характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование  финансовых ресурсов предприятия. Финансовое состояние предприятия является результатом взаимодействия всех элементов  системы финансовых отношений и  поэтому определяется совокупностью  производственно-хозяйственных факторов. Целью статистического анализа  финансового состояния предприятия  является предварительная оценка финансового  состояния по результатам расчета  и анализа в динамике ряда финансовых показателей, совокупность которых  характеризует пространственно-временную  деятельность предприятия.

    Цели  анализа могут быть достигнуты в  результате решения взаимосвязанного набора аналитических задач:

  1. определение финансового состояния предприятия на момент проведения анализа;
  2. выявление тенденций и закономерностей развития предприятия;
  3. определение «узких» мест, которые отрицательно влияют на финансовое состояние предприятия;
  4. выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния.

    Результаты  финансового анализа используются:

  • администрацией для принятия управленческих решений;
  • внешними пользователями (банками – для определения кредитоспособности предприятия, потенциальными инвесторами – для определения целесообразности инвестиций, профессиональными участника-ми фондового рынка – для определения цены акций и т.д.).

    Для анализа финансового состояния  используется система взаимосвязанных  показателей, базирующихся на данных бухгалтерской  и статистической отчетности предприятия.

    Цель  курсовой работы – провести анализ финансовой деятельности организации  несколькими способами и сделать  выводы о его текущем финнсовом  состоянии и перспективе на будущее. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Провести анализ прибыли предприятия ОАО «Северсталь».
  • Провести анализ рентабельности предприятия ОАО «Северсталь» .
  • Составить оценку фининсового состояния исследуемой организации.

    В курсовой работе использована различная  литература. Для раскрытия теоретических  вопросов работы базовая информация была собрана из различных учебников  и учебных пособий. Более глубокая теоретическая информация была получена из научных работ. Кроме того, использованы данные бухгалтерской отчетности ОАО  «Северсталь».  
 
 
 
 
 

  1. Анализ  финансовых результатов  предприятия
    1. Статистические методы изучения прибыли

    Прибыль - важнейшая категория рыночных отношений, ей присущи три функции:

  1. экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;
  2. стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;
  3. одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.

    В рыночной экономике основной целью  предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной  деятельности. Максимизация прибыли  в этой связи является первостепенной задачей финансовых менеджеров. На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние  факторы субъективного характера  и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.

    Субъективные  факторы: организационно-технический  уровень управления предпринимательской  деятельностью, конкурентоспособность  выпускаемой продукции, уровень  производительности труда, затраты  на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.

    Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.

    Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом  в лице государства, так и предпринимательские  интересы хозяйствующих субъектов  и их контрагентов, интересы отдельных  работников.

    Конечный  финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток). Балансовая прибыль  является суммой прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (или  убытка) от прочей реализации, доходов  и расходов от внереализационных  операций. Расчет балансовой прибыли  можно представить следующим  образом:

ПБ=ПР+ПП+ПВН,

    где ПБ – балансовая прибыль (убыток);

    ПР  – прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

    ПП  – прибыль (или убыток) от прочей реализации;

    ПВН – доходы и расходы по внереализационным  операциям.

    Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли предприятия. Определяют ее как разность между  выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (без  НДС) и ее полной себестоимостью. Если себестоимость продукции превышает  ее стоимость в оптовых ценах, то результатом производственной деятельности предприятия будет убыток. Расчет прибыли от реализации продукции  может быть представлен в виде формулы:

ПР = ВД-Зпр-НДС,

    где ВД – валовой доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих  оптовых ценах;

    Зпр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);

    НДС – налог на добавленную стоимость.

    В валовом доходе находят выражение  завершение производственного цикла  предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную наличность и начало нового их оборота. Валовой доход характеризует  также финансовые результаты деятельности предприятия. На производственных предприятиях выручка складывается из сумм, поступивших  в оплату продукции, работ, услуг  на счета предприятия в учреждениях  банков или непосредственно в  кассу предприятия. Предприятиями  торговли и общественного питания  валовой доход от реализации товаров  определяется как разница между  продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для нехозрасчетных организаций валовой доход –  это доход от хозяйственной и  иной коммерческой деятельности.

    Затраты на производство (Зпр) реализованной  продукции (работ, услуг) включают полную фактическую себестоимость реализованной  продукции (работ, услуг), т.е. стоимость  сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и  обслуживанием производства: на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все  эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. прибыль от производственной деятельности.

    Прибыль (убыток) от прочей реализации – это  сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных  и обслуживающих производств, невключаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции.

    Доходы (расходы) от внереализационных операций объединяют различные поступления, расходы и потери, не связанные  с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя:

  1. суммы экономических санкций и возмещения убытков. Это общая сумма полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций, за исключением вносимых в бюджет в соответствии с законодательством;
  2. доходы (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году;
  3. убытки от стихийных бедствий;
  4. потери от списания долгов и дебиторской задолженности;
  5. поступления долгов, ранее списанных как безнадежные;
  6. доходы от сдачи имущества в аренду;
  7. доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях;
  8. дивиденды по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
  9. прочие расходы, доходы и потери, относимые в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

    Чистая  прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она  определяется как разница между  облагаемой налогом балансовой прибылью (ПБ') и величиной налогов с  учетом льгот (Н'):

ЧП = ПБ'-Н'.

    Для определения налогооблагаемой прибыли  балансовую прибыль увеличивают (уменьшают) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в структуре себестоимости реализованной  продукции по сравнению с их нормируемой  величиной. Из полученной суммы прибыли  исключаются:

  1. рентные платежи, вносимые в бюджет из прибыли в установленном порядке;
  2. доходы (дивиденды, проценты), полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
  3. доходы от долевого участия в других предприятиях; прибыль от страховой деятельности; прочие доходы от внереализационных операций; суммы отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством; льготы по налогу на прибыль.
    1. Статистические методы изучения рентабельности

    Показатели  прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитывают также и  относительные показатели эффективности  хозяйствования – показатели рентабельности. Этот показатель представляет собой  своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста  объема производства и производительности, снижения себестоимости и др.

    Различают три показателя рентабельности: общая  рентабельность, рентабельность реализованной  продукции, рентабельность капитала.

    Общая рентабельность определяется по формуле:

      Ро б /Ф*100% ,

где Пб –общая сумма балансовой прибыли;

    Ф - среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных  средств.

    Показатель  рентабельности реализованной продукции  отражают эффективность текущих  затрат (в отличии от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:

    Ррп пл /С*100%,

где Ппл – прибыль от реализации продукции;

      С  -  полная себестоимость реализованной  продукции.

Информация о работе Статистические методы анализа финансовых результатов предприятия (на примере ОАО «Северсталь»)