Статистические методы анализа финансовых результатов предприятия (на примере ОАО «Северсталь»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Статистический анализ финансового состояния предприятия — это предварительная оценка финансового состояния предприятия. Оно характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. Финансовое состояние предприятия является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов. Целью статистического анализа финансового состояния предприятия является предварительная оценка финансового состояния по результатам расчета и анализа в динамике ряда финансовых показателей, совокупность которых характеризует пространственно-временную деятельность предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Анализ финансовых результатов предприятия……………………….5
Статистические методы изучения прибыли……………………………..5
Статистические методы изучения рентабельности……………………...9
Глава 2 Анализ основных финансовых результатов ОАО «Северсталь» .......12
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………...12
2.2. Анализ структуры и динамики..………………………………………….14
2.3. Анализ прибыли предприятия……………………………………………16
2.4. Анализ факторов рентабельности………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………… 25
Список использованной литературы…………………………………………...26
Приложение……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

 

     План  по сумме прибыли о реализации продукции в отчетном году недовыполнен на 48 280 478 тыс. руб. (25 605 870-73 886 348), или на 65,34%.

     Если  сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах  и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной  продукции:

     ∆П(vрп, уд) = 32 641 026-73 886 348 = - 41 245 322 тыс.руб.

     Чтобы найти только объем продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент  недовыполнения плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости  или в натурально-условном исчислении ((143 568 222/243 634 737)*100 = -41%) и разделить результат на 100:

     ∆Пvрп = 73 886 348*(-41%)/100 = -30 293 402 тыс. руб.

     Определим влияние структурного фактора:

     ∆Пуд = - 41 245 322 – (-30 293 402) = -10 953 920 тыс. руб.

     Определим влияние изменения полной себестоимости  на сумму прибыли устанавливается  сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический  объем продаж:

     ∆П  с = 111 486 263-104 520 550 = 6965713 тыс.руб.

     Теперь  определим изменение суммы прибыли  за счет отпускных цен на продукцию:

     ∆П  ц = 143 568 222-150 894 365= -7 326 143 тыс.руб.

     Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно  заменяя плановую величину каждого  факторного показателя фактической. 

                                                                                                                  
 
 
 
 
 

     Таблица 3

     Расчет  влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли, тыс. руб.
Объем реализации структура товарной продукции цена себестоимость
План План План План План Впл – Зпл 73 886 348
Усл.1 Факт План План План Ппл * Крп 43 592 945
Усл.2 Факт Факт План План Вусл - Зусл 6 493 150
Усл.3 Факт Факт Факт План Вф - Зусл 32 081 959
Факт  Факт Факт Факт Факт Вф - Зф 25 605 870

 

     Сначала надо найти сумму прибыли при  фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для  этого следует рассчитать коэффициент  выполнения плана по реализации продукции (Крп), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент.

     Крп = 143 568 222/243 634 737 = 0,59

     Если  бы не изменилась величина остальных  факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 41% и составит 43 592 945 тыс.руб. (73 886 348*0,59).

     Затем следует определить сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  плановой себестоимости и плановых ценах. Прибыль при таких условиях составит 6 493 150 тыс.руб. (150 894 365-157 387 515).

     Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при  фактическом объеме реализации, структуре  и ценах, но при плановой себестоимости  продукции. Сумма прибыли в этом случае составит

 32 081 959 тыс.руб. (143 568 222-111 486 263).

     По  данным таблицы 2 можно установить, как изменилась сумма прибыли  за счет каждого фактора.

     Изменение суммы прибыли за счет:

     средних цен реализации

     ∆П  ц = 32 081 959-6 493 150 =+25 588 809 руб.

     себестоимости реализованной продукции

     ∆П  с = 25 605 870-32 081 959= -6 476 089 руб.

     На  анализируемом предприятии сумма  прибыли повысилась в основном за счет уменьшения среднереализованных цен. В связи с понижением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 6 476 089 рублей. 
 
 
 
 

     2.4. Анализ факторов рентабельности предприятия.

        Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом. Все показатели рассчитываются  на основе балансовой прибыли,  прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли.

     Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек):

     Rз= ЧП/Зрп   (1.2.2)

     Rз пл = 1 356 710/9 256 031= 0,15 (15%)

     Rз ф = 1 289 798/8 598 654= 0,15 (15%) 

     Рентабельность  продаж:

     Rрп= ЧП/В   (1.2.3)

     Rрп пл 1 356 710/16958875= 0,08 (8%)

     Rрп ф = 1 289 798/10 748 316=0,12 (12%) 

     Рентабельность  капитала:

     Rк = ЧП/КL   (1.2.4)

     Rк пл= 1 356 710/12 333 727=0,11 (11%)

     Rк ф = 1 289 798/11725436 = 0,11 (11%)

     По  расчетным данным видно, что рентабельность производственной деятельности и рентабельность капитала осталась не изменой и составила 15% и 11% соответственно, а рентабельность продаж была повышена на 4%. 

     Для сравнения плановых и фактических  уровней показателя оформим наши результаты в виде таблицы:

                                                                                                Таблица 4

     Расчеты рентабельности предприятия.

Показатель  Отчетный период Прошлый год
Rз 15 15
Rрп 12 8
Rк 11 11

 

     Из  произведенных мною расчетов можно  сделать вывод, что предприятие  довыполнило план по всем показателям  рентабельности.

     Произведем  факторный анализ рентабельности продаж по следующей формуле:

     Rрп = Прп/В   (1.2.7)

     R пл = П плпл = (24576/209613)*100 = 11,7%

     R усл1 = П усл2усл = (22989/208836)*100 = 11%

     R усл3 = П усл3Ф = (13122/198969)*100 = 6,6%

     R ф = П фф = (22435/198969)*100 = 11,2 %

     ∆Rобщ = R ф - R пл = 11,2-11,7 = -0,5 % 

     в том числе:

     ∆Rуд = R усл1 - R пл = 11-11,7 =  - 0,7%

     ∆Rц = R усл3 - R усл1 = 6,6- 11= -4,4%

       ∆Rс = R ф - R усл3= 11,2-6,6 = 4,6%

     Общая рентабельность продаж была повышена на 4,6% за счет понижения себестоимости  на 0,7 %.

     Уровень рентабельности производственной деятельности произведем по следующей факторной  модели:

     R = П/И   (1.2.5)

     Произведем  расчет влияния факторов первого  порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию с помощью  способа цепной подстановки.

     R пл = П плпл = (24576/185847)*100 = 13,22%

     R усл1 = П усл1усл = (23347*0,95/185847*0,95)*100= 12,56%

     R усл2 = П усл2усл = (22989/185847)*100 = 12,36%

     R усл3 = П усл3усл = (13122/185847)*100 = 7,06%

     R ф = П фф = 22435/176534*100= 12,7%

     ∆Rобщ = R ф - R пл = 12,7% - 13,22% = -0,52%

     в том числе:

     ∆Rрп = R усл1 - R пл = 12,56-13,22 = - 0,66%

     ∆Rуд = R усл2 - R усл1 = 12,36-12,56 = - 0,2%

       ∆Rц = R усл3 - R усл2 = 7,06-12,36 = - 5,3%

     ∆Rс = R ф - R усл3 = 12,7-7,06 = 5,64%

     Таким образом, уровень рентабельности упал в основном благодаря понижению  цен. Отрицательно повлияли также сдвиги в структуре товарной продукции, внереализованные результаты и ускорение  оборачиваемости капитала. В результате понижения себестоимости продукции  доходность капитала  повысилась на 5,64%.  Полученные результаты свидетельствуют  о том, что план по уровню рентабельности выполнен.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

     Финансовое  положение предприятия характеризуется  как устойчивое при достаточно высоком  уровне платежеспособности предприятия. Низкое значение коэффициентов платежеспособности и ликвидности свидетельствует  о возможности возникновения  проблемы наличности на предприятии  и о возможных затруднениях в  дальнейшей операционной деятельности. В то же время очень большое  значение коэффициентов свидетельствует  о невыгодном вложении средств в  оборотные активы.

Устойчивость  финансового положения предприятия - фактор его застрахованности от возможного банкротства.

     Анализу платежеспособности предприятия отводят  первостепенное значение. В то же время, исходя из условий функционирования российских предприятий, когда практически  отсутствуют законодательно регламентированные возможности взыскать долги с  предприятий-должников, а краткосрочные  финансовые вложения не всегда ликвидны, необходимо определиться с выбором  конкретного коэффициента для оценки платежеспособности и ликвидности  предприятия.

Оценка  платежеспособности по показателю текущей  платежеспособности и ликвидности, либо промежуточной платежеспособности и ликвидности может оказаться  далеко не точной, и возможно, потребуется  в конкретном случае оценка по показателю абсолютной ликвидности.

     При анализе показателей платежеспособности и ликвидности важно проследить их динамику. За показателями платежеспособности и ликвидности особенно внимательно  следят в странах с рыночной экономикой. 

Список  использованной литературы

  1. Ковалев В.В., Волкова О.Н. – «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» Москва 2002 г.
  2. Статистика финансов: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика». Под ред. М.Г.Назарова. – М. – Изд-во Омега – Л, 2005. – 460 с.: ил., табл. – (Высшее экономическое образование).
  3. Статистика финансов: Учебник. Под ред. проф. В.Н.Самена. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 816 с.: ил.
  4. Альбеков А.У., Согомонян С.А.. Экономика комерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  5. Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект», 2006.

Информация о работе Статистические методы анализа финансовых результатов предприятия (на примере ОАО «Северсталь»)